В данной статье анализируются различные подходы к образовательным компетенциям и принципы их внедрения в разных странах. Также в ней раскрываются особенности формирования «компетентностных» образовательных программ в США, Англии и Германии. В результате проведенного исследования была выявлена взаимосвязь между работодателями и университетскими компетентностными программами которая способствует эффективному формированию высококачественного и конкурентоспособного специалиста.
Ключевые слова компетентностный подход, работодатели, компетентностные образовательные программы, европейские страны, компетенции
Европейская система образования отмечается компетентностным подходом, главной особенностью которого является приобретение компетенций и формирование умений которые их реализуют. Данная парадигма, в первую очередь, учитывает желание студента, который может выбирать дисциплины и приобретать необходимые именно ему компетентности. Такой подход к образованию есть достаточно эффективным, ведь он не только помогает формированию высококачественных специалистов, но и облегчает доступ к общеевропейским образовательным возможностям и услугам. Именно поэтому внедрение компетентностной направленности является таким важным для нашей страны. Но на пути к сближению с Европой возникает проблема создания новых компетентностных образовательных программ и их внедрение. Для ее решения, прежде всего, следует разобраться в ключевых позициях данного подхода и с опытом их реализации в других странах.
Исследованием компетентностного подхода занимались такие ученые, как Л. Л. Антонюк, Н. Василькова, Д. А. Ильницкий, И. В. Кулага которые тщательно описали модель компетентности в США. В свою очередь, А. Бермус, А. В. Хуторскому, И. А. Зимняя рассматривали как предпосылки внедрения компетентностного подхода, так и проблемы данного процесса. Сущность данного подхода подробно проанализировали Е. Л. Коган, Д. А. Иванов, Е. Е. Лебедева и другие ученые, которые считали, что спецификой компетентностного подхода является акцент на результат образования, который заключается в способности специалиста реализовать свои умения и навыки. Целью же нашей статьи является анализ принципов и специфики внедрения компетентностного подхода в образовательную систему разных стран.
Рассматривая компетенции, особое внимание в этом вопросе следует уделить рекомендациям Совета Европы на симпозиуме «Ключевые компетенции для Европы» (Берн, 1996г.), где были определены пять групп ключевых компетенций, владение которыми является основой качества образования [4, с. 15–18]:
- компетенции, отвечающие за способность принимать участие в совместном решении вопросов, умение урегулировать конфликты мирными путями, способность брать на себя ответственность, уметь усовершенствовать демократические институты и участвовать в их функционировании;
- компетенции, касающиеся межкультурных сфер, к которым относят: уважение друг к другу, способность мирно жить с людьми других культур, языков, религий;
- компетенции, которые показывают эффективное владение речевыми и письменными умениями в определенных общественных ситуациях (знание нескольких языков, владение стилями письма и т. д.);
- компетенции, связанные с развитием информационного общества: освоение новейших технологий, понимание их применения, способности к критическому осмыслению большого количества информации;
- компетенции, касающиеся мотивов, способностей и желаний совершенствовать свои знания и умения как основы адаптационных свойств личности и ее непрерывной подготовки в профессиональном плане.
В британской системе образования компетентность связана со стандартами. Для них это профессиональные квалификации показывающие способность специалиста эффективно выполнять определенную работу в соответствии с требованиями на определенном уровне при определенных обстоятельствах и условиях. Английская система профессиональных квалификаций состоит из двух подсистем: национальная общеобразовательная квалификация и национальная профессиональная квалификация.
В системе образования Великобритании найдены следующие навыки компетентности, которые способствуют быстрой оценке ситуации и обнаружению оригинальных выходов из нее. То есть, основным качеством образования является творческий компонент в деятельности любого работника.
Американскому подходу к компетентности свойственно понимание понятия, как умения выполнять задачи в соответствии с обстоятельствами. Компетентного специалиста отличает умение принять эффективное решение, критическое мышление и восприятие мира. Он должен знать различные методы решения проблем, быть достаточно эрудированным и мобильным. Эти качества помогут ему адаптироваться к различным жизненным ситуациям [4, с. 7–8].
Специалисты США основное внимание в компетентностном подходе к образованию уделяют трем основным компонентам: формированию знаний, умений и ценностей студентов.
Согласно исследованию Н. В. Лысенко, немецкие ученые, в свою очередь, считали, что «компетентность является результатом влияния в определенной области знаний или деятельности» [3, c. 4]. Одновременно данная модель предусматривает установление тесной связи с работодателями. Именно на основе изучения рынка труда и требований работодателей осуществляется набор студентов, строятся образовательные программы, вводятся учебные курсы, формируются требования к компетентности выпускника и учебных результатов. Как отмечает И. В.Кулага, «интересным является тот факт, что даже при наличии на сегодня спроса со стороны абитуриентов на обучение по определенной образовательной программе (специализации), но в условиях прогнозируемого рынком труда снижения спроса на данную профессию в будущем, и, соответственно, отсутствия заказ от работодателей, такая программа закрывается» [2]
То есть, мы можем сказать, что европейские университеты отдают предпочтение потребностям рынка и результатам обучения. Также с компетентностным подходом тесно связан модульный подход, который является характерным для европейской системы образования. Именно это направление позволяет разработать учебные программы, с одной стороны, ориентированы на формирование у студентов необходимых (общих и профессиональных) компетенций, с другой — на индивидуальные потребности выпускников. Модульная система позволяет студентам выбирать для изучения различные учебные дисциплины, которые находятся в пределах университетской учебной программы. Следовательно, именно модульный подход вызвал существенные изменения в построении учебных программ. Это и привело к перемещению внимания с «процесса преподавания» на «результат преподавания».
Аналогична практика внедрения компетентностного похода и в США. Там также образовательные программы зависят исключительно от потребностей рынка труда, самих работников и работодателей. Ассоциации работодателей, профессиональные союзы и т. д. определяют для каждой из должностей полный круг компетенций (знания, умения, навыки) в соответствии с которыми разрабатываются определенные образовательные программы на всех уровнях обучения (доуниверситетского, университетском и постуниверситетском).
С другой стороны, если кто-то желает получить определенную должность, он может получить необходимые для этого компетентности на всех уровнях обучения. Студент сам может выбрать учебное заведение, как бесплатное, так и платное и получить высшее образование с определенными компетенциями, которые подтверждаются соответствующим дипломом. Ответственность университетов за качество обучения является императивом их деятельности на образовательном рынке [1].
Американская система образования направлена, прежде всего, на практическое применение профессиональных знаний и умений. Поэтому образовательные программы в США формируются в соответствии с потребностями рынка труда и компетентностных стремлений тех, кто хочет учиться. Следует также отметить, что в США речь больше идет о компетенциях, которые нужны человеку в течение всей жизни.
Проанализировав подход к образовательным компетенциям в различных странах, следует отметить, что во-первых, компетенции должны быть универсальными и помогать социальной адаптации индивида. Во-вторых, компетентность показывает способность рабочего эффективно выполнять его профессиональную работу и умение быстро решать различные проблемы. Кроме знаний компетентности обязательно должны содержать определенные навыки и ценности студентов. В-третьих, компетентностный подход включает в себя студентоценрированное направление и модульную систему образования. Данная модель строится исключительно на запросах работодателей. При отсутствии «рыночного» заказ специалистов образовательная программа должна закрыться. Связь между работодателями и образованием обеспечивают компетентности, которые разрабатываются профессиональными союзами для каждой должности. Таким образом, для получения желаемой работы следует овладеть соответствующими компетенциями, которые должны подтверждаться полученным дипломом. Соответственно, это является хорошим поводом для желания студента успешно учиться и получать эффективные умения и навыки для работы в определенной общественной сфере.
Кроме того, при проектировании образовательной программы должны быть указаны: степень использования международных образцов по структуре и содержанию образовательной программы; учет результатов мониторинга карьер выпускников; учет результатов анализа соответствия запланированных результатов обучения потребностям рынка труда; тип компетенций которые формируются во время приобретения определенной специализации. Отображение данной информации поможет студентам разобраться в необходимости изучения той или иной дисциплины и избрании нужного направления в обучении.
Литература:
- Компетентнісний підхід у вищій освіті: світовий досвід /– URL: https://kneu.edu.ua/get_file/5754/Компетентністний підхід у вищій освіті світовий досвід, 2016.doc — дата обращения: 28.07.2018.
- Кулага І.В. Сучасна парадигма студентоцентрованої освітньої моделі.– URL: http:// http://ir.kneu.edu.ua/bitstream/2010/20372/1/17–19.pdf / — дата обращения: 28.07.2018.
- Лисенко Н. В. Вища освіта України — погляд у світовий простір / В. Н. Лисенко // Вісник Прикарпатського університету імені Василя Стефаника [Педагогіка] / голов. ред. В. Лисенко. — Івано-Франківськ, 2006. — Вип. 12. — С. 3–11.
- Петрук В. А. Формування базового рівня професійної компетентності у майбутніх фахівців технічних спеціальностей засобами інтерактивних технологій: монографія / В. А. Петрук. — Вінниця: ВНТУ, 2011. — 306 с.