Данная статья посвящена проблеме педагогики сотрудничества. В работе рассматриваются основные характеристики педагогики сотрудничества в школе.
Ключевые слова: педагогика сотрудничества гуманизация образования.
Актуализация вопроса сотрудничества в настоящее время не случайна. Это обусловлено тремя факторами: 1) социальными и педагогическими процессами, которые происходят в обществе; 2) состоянием практики педагогов; 3) инновационным поиском педагогов-практиков.
Эффективность образовательной системы существенно повышается при использовании педагогики сотрудничества, ориентированной на вовлечение обучаемого в образовательный процесс, а также при совместной работе учителя и ученика [4].
Педагогика сотрудничества в школе — это гуманистическое направление педагогики, в котором главными по отношению к другим дефинициям являются категории «сотрудничество» и «взаимодействие», выступающие как ценности, формирующиеся в целостном педагогическом процессе, и, в то же время, как факторы, которые объединяют участников учебно-воспитательной деятельности и ставящие каждого в субъектную позицию.
По мнению педагогов, основными признаками педагогики сотрудничества, соответствующими задачам современного российского образования, в том числе и в школе, являются: человек как ценность и субъект целостного педагогического процесса, взаимодействие, сотрудничество, партнерские отношения, гуманизация образования, демократизация управления, творчество и сотворчество, развитие личности, коллективизм, совместная деятельность, диалогичность общения и взаимообогащение.
В центре внимания — уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации). Она открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижения личностью таких качеств провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии.
Ученые отмечают следующие характеристики педагогики сотрудничества: дальнейшая гуманизация педагогической деятельности, в центре внимания исследователей человек с его проблемами; междисциплинарность: в исследованиях четко просматривается межнаучное взаимодействие; интеграция и дифференциация ППЗ о педагогическом взаимодействии: содержании, формах, методах, технологиях [5].
Объектом педагогики сотрудничества в школе выступает процесс взаимодействия учителей и учащихся как субъектов будущей профессиональной деятельности.
Предмет педагогики сотрудничества — развитие личности на основе объединения психолого-педагогических знаний и взаимодействия субъектов деятельности в целостном педагогическом процессе.
В современных условиях идеи гуманизации, сотрудничества и взаимодействия в образовании изучаются отечественными и зарубежными учеными (педагогами, психологами) и используются в обучении и воспитании студентов, что способствует гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса, развитию нового уровня взаимодействия учителей и учеников и созданию гуманистических отношений. Следовательно, научную основу реализации идей педагогики сотрудничества в школе составляют объединенные психолого-педагогических знаний о переориентации взаимодействия субъектов обучения и воспитания на профессиональную деятельность, субъект-субъектные взаимоотношения в условиях современного общества.
Педагогика сотрудничества становится все более востребованным направлением образования, о чем свидетельствует возрастающая потребность общества в психолого-педагогических знаниях. Термины «компетенция» и «компетентность» непосредственно связаны с такими ключевыми понятиями как «коммуникативная компетентность», «сотрудничество», «взаимодействие», «социальное взаимодействие», «педагогическое взаимодействие», «междисциплинарное взаимодействие», «сетевое взаимодействие», «совместная деятельность», «взаимоотношения», «воспитывающее обучение», «обучающее воспитание», «общение», «диалоговое общение», «воздействие».
Профессиональная коммуникативная компетентность предусматривает формирование ключевых компетенций, включающих умение работать с различными видами задач коммуникации: ставить коммуникативные цели, определять ситуацию, оценивать намерения и возможности общения коммуникантов, выделять соответствующие коммуникативные стратегии, быть способным к преобразованию своей речи, быть готовым к коммуникации и взаимодействию [1].
Исследуя проблему коммуникации в философско-педагогическом наследии ученых на основе ведущих педагогических идей, необходимо первоначально обратиться к категориальным дефинициям, которые являются определяющими в методологии данного научного исследования: «педагогика сотрудничества», «сотрудничество», «педагогическое взаимодействие», «взаимодействие», «обучение в сотрудничестве», «воспитание в сотрудничестве», «диалоговое общение».
Проанализировав эти понятия, мы сделали вывод, что в теории педагогики они неоднозначны. Разные дефиниции не отрицают друг друга и не противоречат, а лишь взаимодополняют, уточняют, углубляют, обращая внимание на важность тех или иных элементов, которые входят в состав содержания самой дефиниции.
В большинстве работ понятия «сотрудничество», «взаимодействие», «СД» тесно взаимосвязаны, то есть практически определяются как равноправные понятия.
Общение как компонент воспитательной системы представляет единство трех элементов: информационного или коммуникативного (обмен информацией между субъектами общения), интерактивного (общая стратегия взаимодействия: кооперация-сотрудничество и конкуренция), перцептивного (взаимопонимание, восприятие друг друга, изучение, понимание, оценка участниками общения друг друга) [3].
Целевые ориентации педагогики сотрудничества: переход от педагогики требовании к педагогике отношений; гуманно-личностный подход к ребенку; единство обучения и воспитания.
Учебное сотрудничество в учебном процессе представляет собой разветвленную сеть взаимодействий по следующим четырем линиям: 1) педагог — учащийся (учащиеся), 2) учащийся — учащийся в парах (диадах) и в тройках (триадах), 3) общегрупповое взаимодействие учащихся во всем учебном коллективе, например, в языковой группе, в целой группе и 4) педагог — педагогический коллектив. Г. А. Цукерман добавляет еще одну важную генетически производную от всех других линий — сотрудничество учащегося «с самим собой».
Построение учебного сотрудничества со взрослым требует создания таких ситуаций, которые блокируют возможность действовать репродуктивно и обеспечивают поиск новых способов действия и взаимодействия. Цукерман указывает на то, что «учебное сотрудничество со взрослым предполагает способность ребенка различать ситуации, требующие применения готовых образцов и ситуации неподражательные, требующие создания новых образцов, с помощью которых ребенок может доопределить условия новой задачи самостоятельно».
Педагогика сотрудничества в организации внеурочной деятельности предполагает позицию педагога не вне, а внутри системы воспитания, т. е. педагог, выступает как консультант, организатор воспитательной среды, своеобразный посредник между обучающимся и социальным опытом в форме культуры, военных ритуалов, традиций, имеющих место в данном учебном заведении. Особо важно при этом отметить, что решающее влияние на обучающегося осуществляется не через информацию, слово педагога, а через его личность. Неформальный стиль организации межличностного общения в рамках внеурочной деятельности освобождает педагога от утомительной роли всезнайки, но заставляет его принять не менее трудную роль человека, который может ошибаться. Таким образом, педагогика сотрудничества декларирует межличностное, а не формально-ролевое взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса [1].
Таким образом, следует отметить, что ПС — это современное гуманистическое направление педагогики, объединяющее всех субъектов ЦПП.
ПВ между педагогом и учеником основано на организации продуманного ДО, СД, как в ходе учебных занятий, так и во внеаудиторной деятельности, а также при организации самостоятельной работы. Это способствует формированию конкурентоспособных специалистов на современном рынке труда.
На идеях педагогики сотрудничества основана работа многих образовательных учреждений, которые прошли свой долгий путь от недружных учительских, ученических и родительских коллективов, с большим количеством «трудных» подростков до единого школьного коллектива учителей, родителей, детей и всех тех, кто активно взаимодействует со школой, являясь ее другом, помощником, сотрудником. Следовательно, идеи педагогики сотрудничества актуальны, современны и значимы для модернизации обучения, воспитания и развития детей в современных условиях и реализуются через последовательное включение детей в обучение, воспитание, самообразование, самовоспитание, саморазвитие, взаимодействие с родителями и подготовку будущих педагогов.
Литература:
- Гребенкина Л. К., Копылова Н. А. Педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра (теория, опыт): монография. / Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. — 2-е изд. — Рязань, 2010. — 220 с.
- Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. — М.: Просвещение, 2003 с. — 192 с.
- Копылова Н. А. Взаимодействие преподавателей и студентов в высшей школе // Российский научный журнал. 2008. No 5. С. 81–87.
- Копылова Н. А. Сетевое взаимодействие вузов: теория и практика // Школа будущего. 2015. № 1. — С. 76–84.
- Коротаева Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии. М.: Академия, 2007. — 210 с.
- Коротаева Е. В. Педагогическое взаимодействие: опыт проблемного анализа. Екатеринбург: УрГПУ, 2007. — 276 с.