В статье рассматривается история вопроса музыкального воспитания детей дошкольного возраста: анализ педагогических концепций известных теоретиков, современные взгляды на музыкальное воспитание детей. Ключевые слова: музыкальность, система воспитания, задачи музыкального образования. Во все времена для полноценного музыкально-воспитательного процесса, было необходимо, в первую очередь увлечь детей музыкой, привить любовь к ней с малых лет. Лишь это являлось обязательным критерием для того, чтобы музыка отдала детям всю свою многогранность и красоту. По своей природе музыка способна на многое: воодушевлять людей, пробуждать в них самые разные чувства. Человек с развитым музыкальным вкусом и здоровым воображением может услышать в музыке намного больше, чем человек далёкий от этого вида искусства. [1,256]
Поэтому важной задачей массового музыкально-эстетического воспитания является не обучение азам музыки, а воздействие через музыку на весь внутренний мир воспитанников — их нравственность. Правильное восприятие музыки требует от человека активной мыслительной деятельности. Известный теоретик Б. Асафьев писал: «Никогда не следует отказываться от утверждения интеллектуального начала в музыкальном творчестве и восприятии. Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и дифференцируем воспринимаемый материал, производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим». Что касается детей, то воспитание через музыку необходимо начинать с дошкольного возраста. Об этом говорили ещё педагоги XX века, которые считали необходимым развивать у детей музыкальность. Но в то время остро стоял вопрос о руководительницах музыкальных кружков, недостаточности образовательных программ. Начиная с конца XIX столетия, стали всё чаще выходить в свет научные труды педагогов того времени, такие как:
«Сборник статей и материалов для бесед и занятий дома и в детском саду, для чтения в гимназиях, учительских семинариях и городских училищах»
«Игры и занятия для детей всех возрастов»;
«Подвижные игры с пением» . Во всех этих сборниках отображались музыкально-дидактические игры, методы показа театра теней и т. д.
Следует отметить методику С. Т. и В. Н. Шацких и А. С. Симонович, где музыкальное воспитание осуществлялось более организованно. Последняя считала, что музыка должна выполнять иллюстрирующую функцию к занятиям. Так, на занятиях по «Родиноведению» логично исполнять песни о родном крае и погоде, матери и т. д. [3,154]
Но большее значение А. Симонович внесла в вопрос организации детских мероприятий. По её мнению, утренники и досуги должны были оставлять положительные эмоции, развивать коммуникативные качества детей. Она говорила, что главный принцип музыкального воспитания– поддержка детской инициативы.
К. Н. Вентцель выдвинул свою систему воспитания, которая строилась на всех видах музыкальной деятельности (пение, слушание, танцы, игры на ДМИ). Его основной мыслью было не добиться навыков копирования воспроизведения со взрослого, а именно развитие креативного и творческого потенциала ребёнка. Исходя из этого, педагог отталкивался от природы дошкольника, видел в нём «маленького творца». Структура работы Вентцеля строилась на двух этапах:
- восприятие (слушание, запоминание), когда малышу поют, играют на инструменте, а он наблюдает;
- собственно, творческая самостоятельная деятельность ребёнка (импровизация).
Немаловажную роль в развитии творческого воображения и художественного представления играют воспитатель и музыкальный руководитель ДОУ, создающие благоприятную обстановку. Периодически подбирают и меняют фонотеку музыкальных произведений, беря во внимание актуальные потребности и желания детей. Важно отметить, что концепция воспитания Вентцеля современна и сейчас — он считал, что педагог должен не воздействовать на ум и волю ребёнка, а напротив, взаимодействовать с последним и заботиться о его нравственном мире.
Вернёмся к педагогической концепции С. Т. и В. Н. Шацких, которая базировалась на культурологическом подходе. Формирование эстетического вкуса у детей неразрывно связано с работой по воспитанию активного слушателя. В успешной реализации данного направления деятельности ими подчеркивались два важных момента: создание условий для активного восприятия музыки и развитие потребности эстетического суждения.
В процессе воспитания важным критерием является систематический мониторинг уровня музыкального развития детей, в ходе которого выявляются интерес к искусству, творческие способности. Лишь благодаря такому методу можно создать комфортную атмосферу на разных видах музыкальных занятий (концерты, досуги, развлечения и т. д.).
Всё это не теряет своей актуальности в нынешнее время. Именно поэтому книга В. Н. Шацкой «Музыка в детском саду» и сейчас является настольной книгой всех музыкальных руководителей ДОУ. К ней обращаются за ответами на многие интересующие педагогов вопросы:
‒ какова методика проведения групповых и индивидуальных занятий?
‒ какие задачи реализуются в каждой возрастной группе детского сада?
‒ как знакомить детей с музыкальными произведениями? и многие другие.
Теоретики обозначили наиболее приоритетные задачи музыкального воспитания дошкольников:
- Развитие музыкальных способностей (с учетом возможностей каждого) через пение, слушание и т. д.;
- Приобщение к музыкальной культуре, способствующее. развитию общей духовной культуры.
Результативность вышеперечисленных задач напрямую зависит от значимости и содержания используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности дошкольников.
Музыка — уникальный путь познания всего спектра эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, настроений, отношений.
«Музыка переносит нас из сферы видимости — в сферу чувств, из области предметных образов — в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая «жизнь души», интонационно выраженные переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный смысл» (Р. М. Чумичева).
Активное восприятие музыкальных произведений способно удовлетворять потребность людей в самих переживаниях, которые повседневная жизнь приносит в малом количестве. Вместе с тем в процессе восприятия музыки могут хотя бы частично удовлетворяться такие эстетические потребности, которые в сегодняшних условиях жизни практически невыполнимы. М. Марков утверждает, что итогом восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения человека.
Даже исходя из небольшого опыта работы в детском саду № 31 «Журавлик» я пришла к выводу, что задатки музыкальности имеются практически у каждого ребёнка. Просто развиваются и проявляются у всех по-разному: у кото-то уже к двум годам развито ладовое чувство и чувство ритма, а у кого всё это даётся позже, и как правило, труднее. Наиболее сложно поддаются развитию музыкально-слуховые представления — способность воспроизводить. мелодию с голоса, чисто её интонируя. В основном эта способность проявляется лишь к пяти годам.
В своё время музыкант-психолог Б. М. Теплов подчёркивал, отсутствие раннего проявления способностей не считается отсутствием музыкальных способностей вовсе. Зачастую, именно в творческой семье или в семье, где дети могут получать богатые музыкальные впечатления, ребёнок чуть ранее остальных музыкально развивается. Здесь важно создать необходимые условия уже с первых лет жизни ребёнка, что в свою очередь, даст значительный эффект. в развитии его музыкальности. Не лишним будет вспомнить, что же такое музыкальность? По определению того же Б. М. Теплова, музыкальность — это комплекс. индивидуально-психологических особенностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью. Музыкальность поддается развитию, но на основе уже проявившихся в той или иной форме ее признаков. Музыкальными способностями признано считать ладовое чувство (эмоциональный компонент музыкального слуха), способность к слуховому представлению (интонация, гармонический слух) и ритмическое чувство (основа эмоциональной отзывчивости на музыку). Высшие силы щедро наградили человека. Он может лицезреть, ощущать мир вокруг, слышать всё многообразие звуков. Ещё с давних времён люди прислушивались к собственному голосу, голосам птиц и животных — тем самым и учились различатьинтонацию, звуковысотность и т. д.
Исходя из вышесказанного можно прийти к выводу,что эффективность решения задач музыкального воспитания дошкольников зависит от форм организации музыкальной деятельности детей по развитию у них задатков и способностей. Педагогам важно понимать, что способности проявляют себя не столько в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе её. Чем раньше знакомится ребёнок с прекрасным миром музыки, тем музыкальней он становится.
Литература:
- Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. –М.-Л., 1965.
- Белов И., Д. Фёдоров. Сборник статей и материалов для бесед и занятий дома и в детском саду, для чтения в гимназиях, учительских семинариях и городских училищах. –Спб., 1873.
- Вентцель К. Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад.// Изд.4-е, вновь испр. и доп. — М.; Пб.: Голос труда, 1923. — 102, [1 с.].
- Дуссек А. Игры и занятия для детей всех возрастов. — Спб.: Типо-лит. и нотопеч.Н. Г. Уль, 1902.
- Симонович А. А. Связь детского сада со школой // Журнал «Детский Сад». -№ 4. — М., — 1866.
- Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М. -Л.: АПН РСФСР,1947.
- Фитилис Н. Подвижные игры с пением для детских садов и народных школ, собранные группой детских садовниц, занимавшихся под руководством Н. Филитиса, преподавателя Московских женских педагогических курсов. — М.: Школа, 1914.