В современном обществе участилось явление стресса среди учащихся и студентов. Стресс ярко выражен в экзаменационное время, перед экзаменом и непосредственно во время экзамена. У любого в жизни была такая ситуация, когда при сильном волнении или страхе человек забывает изученный материал или не может сконцентрироваться. По окончанию экзаменов, некоторые учащиеся не довольны своими результатами и обвиняют в этом волнение, которое является причиной стресса.
В предоставленной работе описываются методы исследования проблемы экзаменационного стресса, а также представлены конечные результаты исследования в виде таблиц, схем и диаграмм. Данная работа несет исследовательский характер.
Ключевые слова: сердечно-сосудистая система, симпатическая нервная система, экзаменационный стресс, влияние стресса.
Нередки случаи страха и волнения во время экзамена, которые отражаются на работе некоторых систем органов организма учащихся. Стресс является реакцией организма на раздражение, которая нарушает его гомеостаз и приводит к изменению работы нервной и сердечно-сосудистой системы (ССС). Для исследования состояния стресса важными показателями функциональной работы ССС являются частота сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД).
Цель: изучить влияние экзаменационного стресса на сердечно-сосудистую и нервную системы организма и на конечный результат экзамена.
Гипотеза: в связи с волнением и наличием экзаменационного стресса у учеников 10 класса меняются физиологические показатели организма, а именно функциональные показания сердечно-сосудистой системы, что может не привести к ожидаемому результату по пробному экзамену.
Для исследования была сформирована фокус-группа, состоящая из десяти учащихся (5 девочек и 5 мальчиков) 10 «С» класса Назарбаев Интеллектуальной школы г. Актобе. Для того, чтобы оценить влияние стресса на работоспособность учащихся во время экзамена, был проведен опро учащихся о прогнозируемых результатах по пробному экзамену. Из Рис.1 можно увидеть, что по результатам опроса, 60 % учащихся надеятся на средний результат и 40 % на высокий результат.
Рис. 1.
Рис. 2.
При сравнении прогнозируемого результата с полученным, была получена достоверная информация о том, что большая часть принявших опрос переоценили себя. Из рис.2 заметно, что 50 % учеников получили средний результат и только один учащийся получил отлично.
Помимо этого, в анкете были вопросы, которые касались поведенческих признаков наличия стресса.Оказалось, что большинство учащихся фокус группы имеют привычки, связанные с нервозностью, что потдвержает наличие стрессового состояния. Большинство учащихся при волнении топают ногой и часто трогают волосы. Помимо этого, было заметно, что во время пробного экзамена некоторые ученики грызут ручку, постукивают пальцами по парте и теребут ухо.
Чтобы исследовать влияние стресса на сердечно-сосудистую систему, было измерены показатели ЧСС и АД испытуемых. Для измерения ЧСС у учащихся использовалась научно-исследовательская лаборатория «The Spark Science Learning System» от компании PASCO с сенсором под названием «Exercise Heart Rate Sensor».
В таблице № 1 предоставлена информация о показаниях функциональной работы сердечно-сосудистой системы в обчный день, перед экзаменом и сразу после него. ЧСС у всех испытуемых в день экзамена значительно выше чем в обычный день. Учащение ударов сердца говорит об увеличении активности симпатической нервной системы. После экзамена ЧСС не становится меньше, а только растет. Возможно, это связано с тем, что экзаменационный стресс сохраняется на протяжении всего экзамена. Таким образом, симпатическая нервная система остается активной и по окончании экзамена. При увеличении ЧСС также увеличивается АД. Это обосновывается тем, что АД возникает в вследствие работы сердца, а именно сердечных сокращений, нагнетающих кровь в сосудистую систему.
Таблица 1
Обычный день |
За полчаса до экзамена |
Сразу после экзамена |
||||
Ученик, № |
ЧСС, ударов вминуту |
Артериальное давление, мм.рт. ст. |
ЧСС, ударов вминуту |
Артериальное давление, мм.рт. ст. |
ЧСС, ударов вминуту |
Артериальное давление, мм.рт. ст. |
1 |
76 |
110/70 |
79 |
120/80 |
100 |
130/90 |
2 |
77 |
110/70 |
86 |
120/80 |
99 |
135/95 |
3 |
78 |
110/70 |
82 |
125/85 |
90 |
130/90 |
4 |
80 |
120/80 |
82 |
120/80 |
96 |
130/90 |
5 |
80 |
120/80 |
80 |
120/80 |
83 |
125/85 |
6 |
81 |
100/70 |
91 |
110/80 |
113 |
110/80 |
7 |
84 |
120/70 |
89 |
130/80 |
101 |
135/95 |
8 |
87 |
105/80 |
90 |
110/90 |
102 |
120/100 |
9 |
88 |
120/70 |
92 |
130/80 |
110 |
140/90 |
10 |
96 |
130/100 |
96 |
130/100 |
107 |
140/100 |
Среднее значение |
82,7 |
114,5/76 |
86,7 |
121,6/83,5 |
100,1 |
129,5/100,5 |
Из полученных результатов научно-исследовательской работы можно сформулировать следующие выводы:
1) Учащиеся склонны переоценивать себя, тем самым завышая свои ожидаемые результаты. 50 % учеников ожидали лучшего результата, другая половина дали точную оценку своих возможностей, что верятно связано с самооценкой учащихся в период без экзаменационного стресса.
2) По результатам опроса выявлено, что у 70 % учащихся присутствует волнение, которое обосновывается наличием поведенческих признаков, таких как притопывание ногой, постукивание пальцами по парте, трогание волос и т. д.
3) В ходе исследования обнаружено достоверное увеличение показателей симпатической нервной системы, таких как ЧСС и АД, во время пробного экзамена, а также значительное увеличение непосредственно после него.
4) Субъективная оценка волнения составлена на основе показаний симпатической нервной системы и по результатам опроса. Выяснилось, что у учеников, отметивших отсутствие стресса все-таки изменялись показания работы сердца, что означает, возможность наличия стресса у этих учеников. Также возможен вариант того, что у учеников наблюдалась умственная нагрузка, которая способствовала увеличению активности работы сердца.
5) У учащихся, имеющие высокие показатели ЧСС и АД во время экзамена замечен результат ниже ожидаемого, что подтверждает гипотезу исследования.
Литература:
1. Сергеев, Н. А. Влияние экзаменационного стресса на физиологические особенности организма учащихся девятого класса во время пробного экзамена по математике / Н. А. Сергеев // Сборник исследовательских работ участников XXIII Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. — М.: 2016 — С. 46.
2. Геворгян Э. С., Даян А. В., Адамян Ц. И., Григорян С.С, Минасян С. М. Изменение кардиодинамических показателей и ритма сердца студентов под воздействием учебной нагрузки / Э. С. Геворгян и др. // Журнал высшей нервной деятельности. — 2003. — том 53. — № 1. — С. 46–50.
3. Щербатых Ю. В. Влияние параметров высшей нервной деятельности студентов на характер протекания экзаменационного стресса / Ю. В. Щербатых // Журнал ВНД им. Павлова. — 2000. –№ 6. — С. 959–965
4. Управление стрессом / Дж.С. Гринберг; пер. Л. Гительман, М. Потапова. — 7-е изд., — СПб.: Питер, 2002. — 496 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
5. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса / Л. А. Китаев-Смык; ред. В. А. Попов. — М.: Наука, 1983. — С. 202–253.