Статья посвящена исследованию особенностей профессиональной мотивации студентов медицинских специальностей, имеющих различные направления специализации («Сестринское дело», «Лечебное дело», «Фармация»).
Ключевые слова: профессиональная мотивация, медицинские специальности, студенты.
The article is devoted to the study peculiarities of health science students' professional motivation, who have different areas of specialization («Nursing», «General medicine», «Pharmacy»).
Keywords: professional motivation, medical specialties, students.
На современном этапе, имеющиеся подходы к подготовке специалистов для сферы практического здравоохранения, их профессиональная мобильность внутри отрасли, развитие высокотехнологичной медицины, потребность общества в разнообразных специалистах сферы здравоохранения и снижение престижа и популярности ряда медицинских специальностей обуславливают проблему подготовки студентов медицинских учреждений к выбору специальности и формирования у них положительной профессиональной мотивации.
Именно профессиональная мотивация выступает внутренним движущим фактором развития профессионализма и личности, так как только на основе высокого уровня ее сформированности возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности [2].
Исходя из анализа литературы по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что мотивация профессиональной деятельности, или профессиональная мотивация — это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией, или совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
Как и другие виды мотивации, профессиональная мотивация подвержена влиянию внешних и внутренних факторов, которые могут быть как постоянными, так и временными. Поэтому профессиональная мотивация одновременно является и относительно устойчивым, и относительно изменчивым, динамичным образованием [1].
Профессиональная мотивация человека, как будущего субъекта труда, определяется ее содержанием, которое заключается в способности вызывать активность личности, направленную на освоение выбранной профессии.
Выбор медицинской профессии происходит под влиянием комплекса факторов. Так, согласно работам Е. Н. Медведского, В. Д. Прошлякова, В. Г. Пускиной факторами, обуславливающими выбор профессии в медицинской сфере, являются склонность к медицине, призвание, желание помогать людям; по мнению В. В. Захарченко и Н. В. Рябовой — это желание продолжать семейные традиции; Т. Л. Бухарина, А. С. Ткаченко и Н. Н. Аниськина указывают на профессиональную направленность; согласно М. Н. Деминой — ценностное отношение к профессионализму, по мнению Е. Е. Рукавишниковой — профессиональная рефлексия; Козин Н. В. определяет в качестве фактора –эмпатию [2, 3, 4].
Данное исследование посвящено изучению особенностей профессиональной мотивации студентов медицинских специальностей, имеющих различное направление специализации
Цель нашего исследования явилось определить особенности профессиональной мотивации студентов медицинских специальностей, имеющих различное направление специализации на этапе получения средне-специального образования («Сестринское дело», «Лечебное дело», «Фармация»)
Объект исследования: студенты медицинских специальностей («Сестринское дело», «Лечебное дело», «Фармация»).
Предмет исследования: особенности профессиональной мотивации студентов медицинских специальностей («Сестринское дело», «Лечебное дело», «Фармация»).
Гипотезой исследования является предположение о том, что: профессиональная мотивация студентов медицинских специальностей имеет определенные особенности в зависимости от учебной специализации.
Для реализации цели исследования нами были использованы следующие методики: Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой), Методика определения основных мотивов выбора профессии (Е. М. Павлютенков), методика «Ценностные ориентации» (М.Рокич), Методика «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир, в модификации А. Реана).
База исследования: ГККП «Костанайский медицинский колледж» (г.Костанай, Республика Казахстан).
Выборку испытуемых составили 90 человек, в возрасте от 18 до 23 лет. Группы 1, 2, 3 курсов специальностей «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Фармация».
Экспериментальное исследование особенностей профессиональной мотивации студентов медицинских специальностей проходило в три этапа.
На начальном этапе был определен концептуальный замысел исследования, обозначены цель, задачи, объект, предмет исследования. Также изучены теоретические источники по проблеме исследования.
Второй этап — определение выборки испытуемых, выбор методов и методик исследования, организация и реализация констатирующего эксперимента.
На третьем (заключительном) этапе осуществлялась обработка и анализ полученных данных, формулировка выводов.
В ходе реализации исследования было выявлено, что в особенностях профессиональной мотивации студентов медицинских специальностей «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Фармация» имеются отличия:
– профессиональная мотивация студентов специальности «Сестринское дело» характеризуется преобладанием социального мотива в выборе профессии, т. е. желанием своим трудом способствовать общественному прогрессу, социальной направленностью на высшие общечеловеческие цели и потребности. Также в данной группе респондентов выявлен высокий показатель развитых познавательных мотивов — стремление к овладению специальными знаниями, познание содержания конкретного труда. Большинство студентов данной специальности привлекает интерес к самому процессу учения, они склонны выбирать более сложные задания, что может позитивно сказываться на развитии их познавательных процессов;
– профессиональная мотивация студентов специальности «Лечебное дело» характеризуется преобладанием в выборе профессии познавательных мотивов и мотивов, связанных с содержанием труда — четкие знания о процессе труда, направленность на умственный и физический труд (57 %). В данной группе испытуемых выявлен наивысший показатель сформированности оптимального комплекса профессиональной мотивации (57 %), характеризующийся осознанным выбором деятельности ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели. «Интересная работа» как ценность находится в большем приоритете у данной группы респондентов (5 позиция) в сравнении с группами испытуемых других специальностей, представленных в исследовании (7 и 8 позиции);
– при рассмотрении особенностей профессиональной мотивации студентов специальности «Фармация», было выявлено, что в данной группе испытуемых в выборе профессии преобладают материальные мотивы — стремление получать определенные блага. Сравнение полученных данных при помощи t–критерия Стьюдента позволило выявить значимость различий в группах испытуемых по признаку «материальные мотивы» (р<0,05). Профессиональная мотивация студентов специальности «Фармация» характеризуется преобладанием внешне положительных мотивов. Уровень оптимальности комплекса профессиональных в данной группе испытуемых имеет наименьший показатель — 37 % (р<0,05).
Литература:
- Баткаева И. А. Мотивация трудовой деятельности.– М.: ГАУ, 1996. — 22–166 с.
- Захарченко В. В. Мотивы выбора профессии студентами медицинского института и их отношение к избранной специальности // Проблемы адаптации студентов: Материалы межресп. науч. конф. исследователей проблем высшего образования. — Вильнюс, 1978. — С. 97–99.
- Медведский Е. Н., Медведский В. Е. Студенческие ориентиры в выборе врачебной специальности // Сов. здравоохранение. — 1990. — № 11. — С. 50–53.
- Румянцева Т. В. Трансформация идентичности студентов медицинского вуза в меняющихся социальных условиях: дисс. канд. психол. наук. — Ярославль, 2005. — 185 с.