В работе представлены результатов, полученные в ходе пилотажного исследования, посвященного изучению профессиональных ценностей представителей журналистского сообщества советской эпохи и современности. Опираясь на результаты глубинных интервью, автор предпринимает попытку охарактеризовать профессиональную культуру журналистов старшего и молодого поколений.
Ключевые слова: социальный институт, журналист, профессиональная культура журналиста, профессиональные ценности, профессиональное сообщество, профессиональные стандарты.
Все профессиональные журналисты осуществляют свою деятельность внутри исторически и культурно устоявшегося социального института под названием «СМИ». Главной задачей этого института является удовлетворение потребности общества в информации. Однако общество не стоит на месте, к информационному продукту предъявляются новые требования, а значит, журналист принимает новые вызовы времени, решает задачи, меняет принципы работы, взгляды, совершенствует свои знания и навыки. В нашем исследовании мы предприняли попытку проследить, как повлияли на профессиональную культуру журналиста исторические события, связанные со сменой политической и экономической систем, технологической революцией, возникновением и распространением интернета. Поэтому объектом нашего внимания стали представители двух поколений журналистов — советского и постсоветского.
Под термином «профессиональная культура» мы понимаем совокупность теоретических и практических умений, связанных с конкретной трудовой деятельностью. Понятие «профессиональная культура журналиста» исследователь медиапространства М. Дзялошинский определяет как «не только способы деятельности, схемы профессионального поведения, но и специфические способы межличностных профессиональных отношений, принятые в журналистике способы мироосмысления, профессиональные обряды, ритуалы (вроде клятвы журналиста) и т. п». [1].
В рамках исследования в качестве пилотажа мы провели три глубинных интервью, информантами которых стали: редактор крупной сети городских информационных порталов (м, 30 лет); журналистка газеты «Уральский рабочий», затем шеф-редактор «Четвертого канала» (ж, 73 года); журналистка газеты «Уральский рабочий», затем «Областной газеты» (ж, 80 лет).
Информантам задавались вопросы, связанные с их личными журналистскими профессиональными принципами и стандартами, также они высказывали свое мнение о том, каким должен быть идеальный журналист. Кроме того, нас интересовало их отношение к переменам в профессиональной деятельности.
Профессиональные принципы, которые называли информанты, кардинально отличаются друг от друга. Представитель постсоветской журналистики одним из главных профессиональных принципов считает проверку информации, или так называемый «фактчекинг». Это можно объяснить тем, что сегодня мы ежедневно сталкиваемся с огромным потоком информации, среди которой все сложнее отличить достоверные факты от выдуманных. Если журналист тщательно проверяет факты, значит, ему важно получить доверие аудитории. Фактчекинг осуществляется с помощью различных алгоритмов, инструментов и сервисов, на изучение которых журналисту необходимо потратить достаточное количество времени. Следующим важным профессиональным принципом информант считает ориентированность на аудиторию: «Наш Бог — это читатель, если ему это интересно, если мы видим, что читателей все больше и больше приходит, то, пожалуй, мы будем следовать этой модели». Современный журналист должен знать о своей аудитории все, чтобы успешно продать свой продукт потребителю.
Если попытаться отнести вышеупомянутые принципы к журналисту советской эпохи, то мы убедимся в том, что последнему не приходилось проверять информацию, так как при нем всегда были блокнот и ручка, с помощью которых все увиденное и услышанное фиксировалось на месте. Важнее была точность, так как за каждое слово, опубликованное в газете, журналисты отвечали перед Обкомом партии. На вопрос о портрете аудитории, информанты, деятельность которых пришлась на советский период, отвечали, что аудитория очень разнообразная и широкая, газету обязаны были читать все, поэтому бороться за читателя было отнюдь не первостепенной задачей.
Информанты, говоря о своих профессиональных стандартах, делают акцент на глубоком чувстве ответственности, которое объясняется тем, что «в советскую эпоху на выступления газеты были обязаны реагировать все партийные организации: обком, райкомы, исполкомы, суды» (ж, 73 года). Слова журналиста имели серьезные последствия, так как могли повлиять на судьбы людей. Таким образом, журналист невольно становился судьей, спасителем или палачом.
Вопрос о том, какими качествами должен обладать журналист, выявил сходства во взглядах информантов. Так, редактор крупной сети городских информационных порталов указал на важность наличия у журналиста качественной базы источников информации: «Мне близка больше модель, когда журналист системно, день за днем собирает источники информации, ездит к ним, знакомится, завоевывает их доверие, изучает их специализацию, у них завязываются какие-то отношения, которые сверхценны в нашей работе». Похожие взгляды выражает и журналистка газеты «Уральский рабочий», затем «Областной газеты», для которой важность личного общения с героем выходит на первый план, так как именно социальный капитал делает журналиста незаменимым сотрудником любой редакции. Журналист газеты «Уральский рабочий», шеф-редактор «Четвертого канала» делает акцент на личных качествах журналиста, говоря о том, что он должен быть интеллигентным, совестливым и ответственным, а иначе «не имеет право выносить вердикт».
На перемены, происходящие в медиасреде, информанты реагируют с противоположных точек зрения. Представитель современного поколения журналистов считает изменения в профессиональной деятельности увлекательным для профессионалов и любопытным для исследователей процессом: «Точно не надо этому противиться и какую-то старую школу противопоставлять». Представители старшего поколения отзываются о переменах как о негативном личном опыте, новое молодое руководство стало устанавливать свои правила: вместо командировок и личного общения с источниками информации — компьютер, Интернет, телефон. «Я так не привыкла, я думаю, что и не надо к этому привыкать. Они считают, что такая оцифрованная журналистика должна быть сейчас, без живых контактов, без собственных впечатлений, мне это страшно не нравилось» (ж, 80 лет).
В заключении следует отметить, что в ходе исследования выявлены расхождения в профессиональных принципах и стандартах информантов, что подтверждает наличие изменений в профессиональной культуре журналиста. Однако, если перемены в медиасреде информанты оценивают с противоположных точек зрения, то в ответах на вопрос о качествах идеального журналиста противоречий выявлено не было.
Литература:
- Дзялошинский И. М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. Монография / И. М. Дзялошинский. — М.: Издательство АПК и ППРО, 2013. — 479 с. — С. 179