В данной работе авторы проводят сравнительный анализ правового положения женщин в Древней Индии и современной Индийской республике, с целью установить некие сходные черты в положении женщины в обществе с точки зрения древнего, средневекового и современного законодательств Индии.
Ключевые слова: правовое положение женщины, права женщин, Законы Ману, Древняя Индия, Конституция Индии.
In this paper, the authors carry out a comparative analysis of the legal status of women in Ancient India and the modern Indian Republic, with the aim of establishing similar features in the modern society from the point of view of the ancient, medieval and modern legislation of India.
Keywords: the legal status of women, women's rights, the Laws of Manu, Ancient India, the Constitution of India.
Актуальность. В XX веке правовое положение женщин значительно изменилось. Движение за права женщин, получившее широкое распространение в Европе в XIX — начале XX вв., стало сильным толчком к развитию подобных движений по всему миру, открыв ему новое представление о женщине как о полноправном субъекте правовых отношений. Такая тенденция коснулась и Индии, бывшей в то время колонией Британской империи. Столь тесная, пусть и нежеланная связь индусов с англичанами, несомненно, повлияла на правовую мысль верхов индийского общества. Это привело к тому, что почти сразу после деколонизации в Индии вступает в силу новое законодательство, содержащее положения о наделении женщин различными правами и свободами. В частности, этому уделено значительное место в Конституции, принятой в 1950 году. Однако несмотря на то, что государство запретило дискриминацию граждан по половому признаку, даже сегодня в широких кругах индийского общества продолжает доминировать идея превосходства мужчины над женщиной. Эта мысль вырабатывалась в сознании индусов тысячелетиями. Таким образом, проблема полового равенства остаётся актуальной в Индии и на сегодняшний день.
- Положение женщины в древнеиндийском обществе
По традиции, закреплённой Законами Ману, женщина в Древней Индии считалась человеком, не способным к самостоятельности (гл. 9 ст. 3) [5]. Вследствие этого её всегда надлежало охранять. Этим объясняется обязанность женщины «день и ночь находиться в зависимости от мужчины» (гл. 9 ст. 2) [5]. Фактически же мужчина обязан был опекать и оберегать её. Однако в случае любого вида покушения на женщину наказанию подлежал тот, кто на нее покушался, т. к. преступление против женщины считалось преступлением против семьи и тяжким грехом [4]. Так, похищение женщины, как и прелюбодеяние, совершённое не брахманом, карались смертной казнью. Обесчестивший девушку против её воли присуждался к телесному наказанию (гл. 8 ст. 364) [4, c. 117]. В то же время убийство, совершённое ради защиты женщины, являлось исключающим вину обстоятельством (гл. 8 ст. 349) [4, c. 117].
Женщинам предписывалась определённая роль в судебных разбирательствах. Например, женщины могли давать показания только относительно женщин. Однако же свидетелями в суде женщины быть не могли ни при каких обстоятельствах в силу «непостоянства женского ума» (гл. 8 ст. 77) [4, c. 111]. Такой принцип лишний раз подчёркивал мысль о неспособности женщин к самостоятельности.
В Индии женщина не могла самостоятельно выбирать себе мужа. Замуж женщин выдавали их отцы, а при их отсутствии — братья. Бесправность женщины в этом вопросе подчёркивает существование различных способов заключения брака: похищение невесты с погромами или насильственное овладение спящей девушкой (гл. 3 ст. 20–21) [4, c. 99]. Существовал также жёсткий брачный запрет, согласно которому бракосочетание должно было происходить в рамках одной варны, но такой запрет часто нарушался. Женитьба мужчины более высокой варны на женщине более низкой варны не возбранялась [1] (гл. 3 ст. 13). При этом если женщина более высокой варны сходилась с мужчиной более низкой варны, то такой мужчина заслуживал телесного наказания (гл. 8 ст. 366) [5].
Положение женщины в семье. Женщина занимала в семье приниженное положение. Власть отца в семье была значительной и беспрекословной [2]. Никакое дело не должно было выполняться женщиной по своей воле даже в собственном доме (гл. 5 ст. 147). Она всегда должна была находиться под властью отца, брата или мужа (гл. 5 ст. 148) и не должна была желать с ними разлуки, иначе заслуживала презрения (гл. 5 ст. 149). Кому бы ни выдал женщину замуж отец, она должна была во всём подчиняться своему мужу (гл. 5 ст. 151) и любить его как бога (гл. 5 ст. 154). Такое беспрекословное повиновение во многом объяснялось идеей несамостоятельности женщины, а также следующей мыслью: «…в какой мере она повинуется мужу, в такой мере она прославляется на небе» (гл. 5 ст. 155). Поведение женщины должно было быть смиренным и покорным. Большое значение имела идея верности своему мужу до смерти, что подчёркивало со стороны женщины следование «вечной дхарме мужа и жены» [4, c. 82].
Таким образом, женщина в Древней Индии рассматривалась лишь как собственность мужчины, поэтому не могла распоряжаться своей судьбой и не могла на неё жаловаться. Тем не менее, женщины в семье должны были быть почитаемы. В тексте Законов Ману имеется такое положение: «Мать превосходит отца в тысячу раз» (гл. 2 ст. 145) [5, c. 97]. Мужчинам предписывалось оберегать и украшать женщин в своей семье. Считалось, что семья, в которой женщины почитаются, пребывает в счастье и благополучии. Муж всегда был в ответе и за поведение своей жены. Артхашастра гласит: «Муж обязан обучать жену хорошему поведению, сам воздерживаясь от употребления таких слов, как «голая», «уродка», «без отца и без матери»…» [3, c. 213]. Итак, женщина в Древней Индии была также украшением и источником благополучия всей семьи.
- Положение женщин в обществе средневековой Индии
В период Средневековья Индия попала под влияние мусульманской культуры, что не могло не сказаться на системе права Индийского государства. Несмотря на возможность возникновения в Индии биюридизма (одновременного функционирования двух правовых укладов), основанного на существовании двух религиозных культур, Индия всё же не претерпела полной исламизации [4, c. 302]. Но всё же не возникло предпосылок к становлению положения женщин в индийском обществе более свободным и самостоятельным.
Положение женщины в семье. Семья в этот период была основной ячейкой, в рамках которой и развивались основные правоотношения граждан. Жизнедеятельность членов семьи осуществлялась на основе общинного строя. Это обусловливало развитие как религиозной культуры и экономической системы, так и правового порядка именно в пределах большой семьи. В силу этого она также оставалась и глубоко патриархальной. Главой семьи был муж, который распоряжался всем семейным имуществом на правах беспрекословного неограниченного собственника, имевшего возможность распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Женщина не имела юридических прав на какое-либо имущество в семье. Наследственным правом она также не обладала: наследниками отца считались потомки только по мужской линии [4, c. 303–304].
- Правовое положение женщин в современной Индии
Конституция Индии, вступившая в силу в 1950 г., кардинально изменила правовое положение всех слоёв населения, в том числе, положение женщин.
Официально с принятием данной Конституции Индия была провозглашена демократической республикой, где всем её гражданам гарантировалась социальная, экономическая и политическая справедливость, свобода мысли, убеждений, вероисповедания, культов, а также равенство положения и возможностей.
Наиболее важной статьёй Конституции Индии является статья 15: «Запрещение дискриминации по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола или места рождения»: «Ни один гражданин только по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола, места рождения или по любому из этих мотивов не может быть в какой-либо мере лишен правоспособности, не должен нести особых обязанностей, не может быть подвергнут ограничениям или поставлен в особые условия в отношении доступа к общественным местам общего доступа».
Но с другой стороны, статья закрепляет важнейшее положение: «Ничто в настоящей статье не препятствует Государству издавать особые постановления, касающиеся женщин и детей». Т. е., государство оставило за собой право принимать при необходимости меры, касающиеся положения женщин и детей, однако каков характер этих актов, в Конституции не прописано. Конституция Индии даёт также одинаковую всем возможность при найме на работу в государственные учреждения и предприятия. Например, в п. 2 статьи 16 закреплено следующее важное положение: «Ни один гражданин не может быть лишен права найма на работу или назначения на должность в государственном учреждении или предприятии и не может быть подвергнут дискриминации в этом отношении только по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола, происхождения, места рождения, места жительства или по любому из этих мотивов».
На сегодняшний день в Индии существует и право на свободу. Такой вывод можно сделать на основе статьи 19 Конституции Индии, где указывается, что все граждане имеют право на свободу слова и выражения мнения; собираться мирно и без оружия; создавать объединения или союзы; свободно передвигаться по территории Индии; проживать и поселяться в любом месте на территории Индии.
Из истории современной Индии можно привести несколько фактов, которые непосредственно касаются правового положения женщин. Одним из важнейших, на наш взгляд, было то, что 2001 год был объявлен годом по правам женщин. Как представляется, это было инициировано для того, чтобы максимально распространить информацию о правах женщин и напомнить обществу о проблемах, существующих в современном индийском обществе.
Сегодня в Индии существуют различные общественные организации, защищающие права женщин. Например, Национальная комиссия по правам женщин, Национальный Женский Фонд и многие другие. Также в Индии существуют социальные программы по оказанию помощи женщинам и детям, в основном из бедных категорий населения.
Таким образом, современная Индия находится в процессе изменения и совершенствования правовой системы. Новое право пытается заменить традиционные концепции религиозного права — индусского, мусульманского или канонического — западной концепцией светского права, не связанного с религией. Однако до сих пор в Индии, как и во многих других странах Азии и Тропической Африки, сохраняет свою силу обычное право, подкреплённое нормами, выведенными из религиозных порядков. Большинство населения Индии по сей день живёт общинным строем, а значит, руководствуется правовым обычаем и традициями, описанными в древних источниках, подчас ещё в Законах Ману, и связанными с религиозными верованиями, исповедующимися издревле, на протяжении нескольких тысяч лет. Например, 80 % индусов, живущих в деревнях, вовсе не следуют новым законам, они продолжают жить так, как жили их предки [4]. Достаточно сложно внедрять в жизнь людей законы, которые будут противостоять укоренившимся в течение столетий традициям граждан. Поэтому даже при условии наличия демократического законодательства большинство граждан Индии живёт в духе тысячелетних традиций, которые так или иначе ставят женщин в зависимое положение как в семье, так и в обществе, но несмотря на это правовая система Индии продолжает своё развитие. Так, в середине XX века были приняты законы, непосредственно касающиеся семейного права: Закон о браке 1955 г., Закон о несовершеннолетних и опеке 1953 г., Закон о наследовании 1956 г. Брак рассматривался как договор мужчины и женщины, заключённый с их согласия. Также вступил в силу Закон о наследовании 1956 г., который наделил женщину имущественными правами (правом на наследство), если она, например, переживёт мужа.
Вывод. Данные законы ещё раз подтверждают тезис о том, что современная правовая система Индии нацелена на улучшение правового положения женщины в обществе. Однако сегодня Индийской республике достаточно сложно преодолеть традиционную закоснелость общества новым, относительно молодым законодательством, призванным фактически совершить революцию в правосознании индийского общества, внедрив идею полового равенства.
Литература:
- История государства и права зарубежных стран: учебник / С. А. Чибиряев, Е. В. Сафронова, С. Г. Евтушенко, О. А. Бельчук; под ред. Е. В. Сафроновой, С. А. Чибиряева. — Учеб. изд. — М.: РИОР: Инфра-М, 2014. — 502 с.
- Всеобщая история государства и права: учебник / В. Г. Графский. — 2-е изд. — М.: Норма, 2008. — 752 с.
- История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров / М. А. Исаев. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2013. — 959 с.
- История государства и права зарубежных стран / Р. Т. Мухаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 863 с.
- Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. / Отв. ред. Н. А. Крашенинникова. Т. 1: Древний мир и Средние века / Сост. О. Л. Лысенко, Е. Н. Трикоз. — М.: Норма, 2007. — 816 с.
- Конституция Индии: с изменениями на 1 мая 1955 года / М.: Издательство иностранной литературы, 1956. — 468 с.