Понятие стресса и приемы минимизирования его воздействия на организм | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №32 (218) август 2018 г.

Дата публикации: 10.08.2018

Статья просмотрена: 272 раза

Библиографическое описание:

Калинина, Л. В. Понятие стресса и приемы минимизирования его воздействия на организм / Л. В. Калинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 32 (218). — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/archive/218/52312/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: стресс, дистресс, воздействие на организм, личность, адаптация, активная реакция, пассивная реакция, мотивация

Современный человек живет в эпоху глобализации и сверхзвуковых скоростей. Чтобы достойно жить, развиваться и преуспевать нам приходится подстраиваться под окружающую нас реальность. Данная реальность постоянно создает стрессовые ситуации. Человеку ежесекундно приходится иметь дело с разнообразными проблемами, преодолевать трудности, принимать подчас трудные решения. Проблемы, как правило, возникают не по очереди, а сразу несколько, и решать их необходимо немедленно.

Чтобы выжить и нормально функционировать в современной реальности, человеку необходимо обладать навыками преодоления стрессовых ситуаций.

В данной работе предлагаем дать научное определение стресса и рассмотреть природу его возникновения, а также попытаться выяснить, можно ли жить без стресса или максимально минимизировать его воздействие.

Впервые термин стресс был упомянут в 1935 г. известным канадским ученым Гансом Селье для обозначения состояния неспецифического напряжения в живом организме, проявляющегося в реальных морфологических изменениях в различных органах, и особенно в эндокринных железах, контролируемых гипофизом. [1, с.23]

В независимости от того, какого рода напряжение возникает в организме, оно требует ответной реакции. Это требование состоит в адаптации квозникшей трудности. [2 с. 24]. Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас условия вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. «Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса». [1, с.23]

С какой бы трудностью не столкнулся организм, с ней можно справиться с помощью двух основных типов реакций: активной и пассивной. Если в организм введен яд, бегство невозможно, но реакция все равно может быть двух типов: либо химическое разрушение яда, либо мирное сосуществование с ним. Равновесие устанавливается путем выведения яда из тела, либо организм научается игнорировать яд. [2, c. 13]

Природа предусмотрела множество способов, с помощью которых приказы устранить яд или терпеть его передаются нашим клеткам на химическом языке. По мнению Г. Селье, правила, столь успешно действующие на уровне клеток и органов, могут стать источником подлинной философии жизни, которая приведет к выработке поведения, основанного на научных принципах, а не на предрассудках, традициях или слепом подчинении «непререкаемым авторитетам».

На протяжении всей истории человечества люди пытались решить проблему достижения счастья и спокойствия духа различными способами. Однако, как показывает история, наилучший способ реализации данной задачи — труд.

Для достижения душевного мира исамовыражения люди должны трудиться во имя какой-либо цели. Люди любой профессии, как правило сильно страдают, если лишены возможности заниматься любимым делом. Энергичные личности с трудом переносят вынужденное бездействие. Хотя не все люди устроены таким образом. Существуют типы личности, которым достаточно простого созерцания. И это тоже норма. Большинство людей считают работу своей первейшей жизненной функцией.

Вопреки расхожему мнению, мы не должны -- да и не можем — избегать стресса. Но мы можем научиться использовать его в наших целях, если лучше узнаем его механизмы и выработаем соответствующую философию жизни. [2, с. 27–28]

Есть два способа выживания: борьба и адаптация. И чаще всего адаптация оказывается результативнее.

Существуют различные виды адаптации. Наиболее примитивная форма — взаимное игнорирование, при котором клетки просто уходят с чужого пути. До какого-то момента этого достаточно. Взаимное игнорирование допускает сосуществование, но не сотрудничество. Оно не дает защиты против перенаселения и последующего истощения запасов жизненного пространства и жизненно необходимых веществ. Вероятно, поэтому в процессе эволюции возникли колонии одноклеточных организмов. В таких колониях конкуренция перекрывается взаимопомощью. Эволюция видов была связана с развитием процессов, позволяющих множеству клеток мирно сосуществовать и наилучшим образом соблюдать свои интересы, обеспечивая выживание всей сложной структуры.

Такая система взаимодействия между частями единого организма сводит к минимуму внутренний стресс, или нагрузку на организм, стремящийся избежать внутренних трений и тем самым благоприятствовать гармоническому сосуществованию всех частей единого целого.

В дальнейшем появились отношения взаимозависимости (симбиоза) между двумя или несколькими представителями разных видов. Такая форма взаимовыгодного сотрудничества широко распространена в природе. [2, с. 55–57]

В процессе эволюции специфическая взаимозависимость возникла у людей. У каждого из нас свои цели, которые часто становятся причиной межличностного стресса. Лучшим решением была бы система совместного труда и взаимопонимания. Но вопреки всем кодексам поведения, предлагаемым разными религиями, философиями и политическими системами, межличностные отношения остаются крайне неудовлетворительными. Стресс, вызванный необходимостью уживаться друг сдругом,— главная причина дистресса.

Центральная нервная система человека, особенно головной мозг, развита значительно лучше, чем у всех остальных животных. Это позволило с помощью логики и интеллекта решить многие проблемы выживания. Однако в межличностных отношениях мы руководствуемся больше эмоциями, чем надежными логическими решениями. [2, с. 59]

Здоровье человека зависит от гармоничного взаимодействия органов тела, а взаимоотношения между людьми, семьями и народами станут гармоничными, если эмоции и импульсы альтруистического эгоизма автоматически обеспечат мирное сотрудничество и устранят все мотивы для разнообразных конфликтов.

Разным людям требуются для счастья различные степени стресса. Лишь в редких случаях человек склонен к пассивной жизни. Даже наименее честолюбивые не довольствуются минимальным жизненным уровнем, обеспечивающим лишь пищу, одежду и жилье. Люди всегда нуждаются в чем-то большем. Но человек, беззаветно преданный идеалу и готовый посвятить всю свою жизнь совершенствованию в какой-то одной области, встречается так же редко, как и чисто растительный тип. Большинство людей представляют собой нечто среднее между этими двумя крайностями.

Другими словами, большинству людей одинаково не нравится и отсутствие стресса, и его избыток. Поэтому каждый должен тщательно изучить самого себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее «комфортно». Кто не сумеет изучить себя, будет страдать от дистресса, вызванного отсутствием стоящего дела либо постоянной чрезмерной перегрузкой. [2, с. 63- 64]

События, случающиеся в нашей жизни, могут вызвать три типа чувств: положительные, отрицательные и безразличные. Эти чувства — важнейший фактор, управляющий нашим поведением в повседневной жизни. Положительные, отрицательные и безразличные отношения «встроены» в само вещество живой материи. Они регулируют гомеостатическую адаптацию на всех уровнях взаимодействия -- между клетками, между людьми, между народами. [2, с. 66–67]

Поняв данные процессы, можно научиться лучше управлять своим поведением в той мере, в которой оно подчиняется или может быть подчинено сознательному контролю.

Как утверждает Г. Селье, мотивация — один из способов преодоления стресса [2, с. 51]. Живые существа побуждаются к действию разнообразными импульсами, среди которых желание выжить и быть счастливым занимает одно из первых мест. Удовлетворение инстинктов, потребность в самовыражении, стремление накапливать богатство и добиваться власти, заниматься творчеством, достигать своих целей -- все эти мотивы в сочетании со многими другими обусловливают наше поведение.

Главное утверждение Г. Селье в его книге “Стресс без дистресса” — человек должен работать. Нужно четко осознать, что труд есть биологическая необходимость. Мышцы становятся дряблыми и атрофируются, если мы их не упражняем. Мозг теряет свои способности, если мы не используем его постоянно. Среднестатистический человек уверен, что работает ради материального достатка или положения в обществе, но, когда к концу удачной деловой карьеры он приобретает и то, и другое, и ему не к чему больше стремиться, он теряет смысл существования.

Лучший способ избежать вредоносного стресса по мнению автора — избрать себе такое окружение, которое созвучно вашим внутренним предпочтениям, найти любимую деятельность, которая будет приносить удовлетворение. Только так можно устранить нужду в постоянной изматывающей реадаптации, которая и есть главная причина дистресса. [2, с. 74–75]

Подводя итог, необходимо сказать следующее. Человек с его высокоразвитой нервной системой чрезвычайно чувствителен к психическим травмам, но есть много приемов, сводящих их воздействие к минимуму. Вот некоторые из наиболее полезных, предлагаемых Гансом Селье.

Необходимо признать, что совершенство невозможно. В каждом виде достижений есть своя вершина, стремитесь к ней и довольствуйтесь этим.

С какой бы жизненной ситуацией вы ни столкнулись, подумайте сначала, стоит ли сражаться. Постоянно сосредоточивайте внимание на светлых сторонах жизни и на действиях, которые могут улучшить ваше положение. Произвольное отвлечение — самый лучший способ уменьшить стресс.

Ничто не ранит больше, чем неудача; ничто не воодушевляет сильнее, чем успех. Даже после сильнейшего поражения бороться с мыслями о неудаче лучше всего с помощью воспоминаний о предыдущих успехах. Такое преднамеренное припоминание — действенное средство восстановления веры в себя, необходимой для будущих побед.

Если вам предстоит неприятное, но необходимое для достижения цели дело, не стоит его откладывать.

Важно помнить, что люди не рождаются равными, хотя они, конечно, должны иметь равные возможности. В свободном обществе продвижение человека зависит от его достижений.

Наконец, не стоит забывать, что нет готового рецепта успеха, подходящего всем. Люди все разные, и их проблемы тоже. Единственная наша общая черта — подчинение биологическим законам, которые управляют всеми живыми созданиями, в том числе человеком. Поэтому естественный кодекс, основанный на неспецифических механизмах адаптации, ближе всего подходит к тому, что можно считать общим принципом. [2, с. 121–123]

Литература:

  1. Г. Селье. На уровне целого организма. Изд-во «НАУКА», Москва, 1972 г.
  2. Г. Селье. Стресс без дистресса.” Прогресс”, Москва, 1982 г.
  3. С. Гроф, К. Гроф. Духовный кризис. Когда преобразование личности становится кризисом. Независимая фирма “Класс”, изд-во Трансперсонального института, Москва, 2000 г.
  4. http://www.psychologos.ru/articles/view/razvitie_lichnosti
  5. https://www.psyoffice.ru/3–0-psytera-00090.htm
Основные термины (генерируются автоматически): большинство людей, стресс, адаптация, взаимное игнорирование, главная причина, организм, процесс эволюции.


Ключевые слова

мотивация, адаптация, личность, стресс, дистресс, воздействие на организм, активная реакция, пассивная реакция

Похожие статьи

Признаки стресса в поведении человека

В статье проанализированы стресс как медико-биологическое понятие, его сущность, фазы, проявления, факторы, которые инициируют реакцию на стресс, рассмотрены рекомендации Г. Селье по профилактике стресса.

Методы саморегуляции психических состояний как способы борьбы со стрессом в современных условиях

В статье раскрывается необходимость саморегуляции психических состояний, рассматриваются основные методы психической саморегуляции.

К проблеме адаптации личности в процессе обучения

Управление энтропией для снижения напряженности трудового процесса

В статье рассмотрено влияние психоэмоциональных нагрузок на здоровье работников. Были разобраны инструменты оценки их воздействия и приведены методы по его снижению.

Стресс: причины, следствия, защита

В статье рассмотрены основные подходы к пониманию стресса, значение физического и эмоционального воздействия стресса на человека, способы нейтрализации отрицательного стресса, а также некоторые статистические данные о стрессе среди студентов.

Факторы эмоциональной напряжённости студента в учебном процессе

В статье автор пытается определить факторы эмоциональной напряженности студентов в учебном процессе, которые отрицательно влияют на познавательную активность обучающихся, развитие их эмоциональной культуры.

Эмоциональное выгорание и способы борьбы с ним

В статье даётся общее представление о эмоциональном выгорании, как психологическом явлении, а также рассматриваются рекомендации по его профилактике и уменьшению негативных последствий от воздействия на человека.

Взаимосвязь направленности личности с формами проявления агрессии

Исследование взаимосвязи индивидуального стресса и психологического здоровья сотрудника

В статье рассмотрена проблема индивидуального стресса и психологического здоровья сотрудников. Рассмотрена взаимосвязь между изучаемыми переменными и их влияние на обеспечение устойчивости к стрессу у сотрудников организации.

Травма и трансформация. Почему трудные переживания могут радикально изменить нас?

Данная работа посвящена рассмотрению психологических аспектов травм, посттравматических состояний, их субъективному восприятию и сознательному волевому регулированию собственного поведения.

Похожие статьи

Признаки стресса в поведении человека

В статье проанализированы стресс как медико-биологическое понятие, его сущность, фазы, проявления, факторы, которые инициируют реакцию на стресс, рассмотрены рекомендации Г. Селье по профилактике стресса.

Методы саморегуляции психических состояний как способы борьбы со стрессом в современных условиях

В статье раскрывается необходимость саморегуляции психических состояний, рассматриваются основные методы психической саморегуляции.

К проблеме адаптации личности в процессе обучения

Управление энтропией для снижения напряженности трудового процесса

В статье рассмотрено влияние психоэмоциональных нагрузок на здоровье работников. Были разобраны инструменты оценки их воздействия и приведены методы по его снижению.

Стресс: причины, следствия, защита

В статье рассмотрены основные подходы к пониманию стресса, значение физического и эмоционального воздействия стресса на человека, способы нейтрализации отрицательного стресса, а также некоторые статистические данные о стрессе среди студентов.

Факторы эмоциональной напряжённости студента в учебном процессе

В статье автор пытается определить факторы эмоциональной напряженности студентов в учебном процессе, которые отрицательно влияют на познавательную активность обучающихся, развитие их эмоциональной культуры.

Эмоциональное выгорание и способы борьбы с ним

В статье даётся общее представление о эмоциональном выгорании, как психологическом явлении, а также рассматриваются рекомендации по его профилактике и уменьшению негативных последствий от воздействия на человека.

Взаимосвязь направленности личности с формами проявления агрессии

Исследование взаимосвязи индивидуального стресса и психологического здоровья сотрудника

В статье рассмотрена проблема индивидуального стресса и психологического здоровья сотрудников. Рассмотрена взаимосвязь между изучаемыми переменными и их влияние на обеспечение устойчивости к стрессу у сотрудников организации.

Травма и трансформация. Почему трудные переживания могут радикально изменить нас?

Данная работа посвящена рассмотрению психологических аспектов травм, посттравматических состояний, их субъективному восприятию и сознательному волевому регулированию собственного поведения.

Задать вопрос