Ключевые слова: образовательный процесс, педагогический процесс, конфликт, конфликтные ситуации, педагогический конфликт, переговоры, переговорный процесс, соглашение.
В современном мире школа является не только образовательным пространством, но и одним из агентов социализации подрастающего поколения. Приходя в школу, дети не только получают знания, но и осваивают навыки взаимодействия не только друг с другом, но и со взрослыми. Однако, в школе, взаимодействуют не только ученики и учителя. Субъектами педагогического процесса являются: ученики, учителя, администрация образовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся.
Проблема взаимодействия участников педагогического процесса набирает широкие обороты в современной школе. Сегодня педагог должен обладать компетенциями, которые позволят предупреждать и разрешать конфликтные ситуации в образовательном пространстве. [1].
По мнению Здравомыслова А. Г., «Конфликт — это форма отношений между потенциальными и актуальными субъектами социального взаимодействия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями». [2].
А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов предлагают понимать под конфликтом «наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями». [3].
Конфликт как социальное явление, является вполне нормальным процессом проистекающем в обществе. Тоже самое мы можем говорить и о конфликтах, происходящих в школьных коллективах. Сам конфликт — уже определенный толчок к развитию, к качественно новым изменениям. Однако, конфликты в образовательных организациях могут быть весьма специфичны, т. к. отражают характер взаимоотношений между различными субъектами образовательного процесса.
Современная школа, увы, не в силах избежать участия в педагогических конфликтах. Такие конфликты могут нести различные формы и характер. Даже если обучающиеся не являются непосредственными участниками конфликтного взаимодействия, они всё равно могут испытывать его отрицательные эмоции. Таким образом, перед учителем встаёт задача плодотворной работы не только по предотвращению конфликтов между участниками педагогического процесса, но и по конструктивному разрешению возникающих конфликтных ситуаций. Одним из эффективных способов такого разрешения является использование переговорного процесса.
Что такое переговоры? Переговоры представляют широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон. [4].
В понимании школьников переговоры — это беседа, разговор, не всегда имеющие приятный характер. Её определяющим и важным критерием является присутствие учителя, или взрослого мудрого наставника, в глазах которого они находят поддержку и авторитет. Такая беседа должна носить доброжелательный характер, никто не должен торопиться, чтоб могли быть услышаны все стороны, конфликтующие между собой. В современных реалиях школы мы можем увидеть обратное. Из-за постоянной спешки, большой нагрузки педагогов многие могут остаться неуслышанными. Таким образом многие конфликты так и остаются неразрешёнными.
Переговоры как форма социального взаимодействия имеют ряд отличительных особенностей. Они ведутся в условиях ситуации с разнородными интересами сторон, т. е. их интересы не являются абсолютно идентичными или абсолютно противоположными. Такая взаимозависимость участников переговоров позволяет говорить о том, что их усилия направлены на совместный поиск решения проблемы. Таким образом, переговоры — процесс взаимодействия оппонентов с целью достижения согласованного и устраивающего стороны решения. [5].
Овладение основами переговорного процесса полезно для всех субъектов образовательного процесса. Умение найти компромиссное решение, вести эффективную беседу — всё это становится целью формирования конфликтологической компетенции у всех участников современного образовательного процесса. Основной задачей любых переговоров является поиск совместного решения возникшей проблемы, которое бы устраивало всех его участников, что позволяет максимально эффективно и конструктивно разрешить практически любой конфликт.
В данной статье были приведены термины «конфликт», «переговоры», и даны определения для более детального понимания понятий. Также в статье более детально рассмотрен вопрос о проведении переговоров в педагогическом процессе.
Литература:
- Педагогическая конфликтология: учебное пособие / И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та,2013. — 229 с.
- Здравомыслов А. Г. «Социология конфликта» М., АО Аспект пресс, 1994. — 317с.
- Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. 2-е издание. — СПб.: Санкт — Петербургское философское общество, 2006. — 528 с.
- Кибанов А. Я., Ворожейкин И. Е., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Конфликтология: Учебник/ под ред. А. Я. Кибанова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 302с. — (Высшее образование).
- Конфликтология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (060000) и гуманитарно-социальным специальностям (020000) / [В. П. Ратников и др.]; под ред. проф. В. П. Ратникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008г. — 511с.