Ключевые слова: педагог, педагогический процесс, профессиональная деятельность педагога, конфликт, конфликтная ситуация, разрешение конфликта, образовательная среда.
В наши дни далеко на каждая школа может похвастаться спокойными и размеренными школьными буднями. Прогрессирующее развитие современной образовательной системы сказывается на эмоциональном состоянии не только педагогов, но и детей и их родителей. Стремительные темпы изменений, происходящие в образовании, не всегда положительно влияют на качество профессиональной деятельности педагога. Таким образом современный учитель — это человек, наиболее подверженный состоянию растерянности, тревожности, подавленности и конфликтности. Подобное стрессовое состояние сказывается на его педагогической деятельности, в том числе и во взаимодействии с учениками.
Ежедневно, в школьном коллективе мы можем наблюдать различные педагогические ситуации, в которых учителю необходимо правильно расценить поведение детей, занимать определенную позицию и использовать различные методы воздействия на них. Конфликт в профессиональной деятельности педагога часто расценивается как стремление учителя устaнoвить свою позицию и как возмущение, несогласие ученика против предвзятого отношения, незаслуженной оценки его поступков. Современные дети и подростки достаточно эмоциональны. Они «включают» внутренний протест, нежелание подчиняться взрослым и несогласие с установленным школьным распорядком. Отсюда ссоры, обиды, агрессия на педагогов и окружающих.
Адекватно расценивая ситуацию и правильно реагируя на поведение детей, педагог берет подобную конфликтную ситуацию в свои руки. Его задача установить порядок и справедливость. Нельзя торопиться в оценках поступка самому педагогу, как было сказано выше, это может привести к протесту и возмущению со стороны ученика.
Конфликт в педагогической среде — естественное социальное явление для такого динамичного социума, как современная школа. Однако, конфликты в педагогической среде могут преломить выстроенную систему взаимоотношений «учитель- ученик — родитель», могут подавить настроение педагога и отбить желание работать с детьми. В связи с этим педагогу необходимо уметь владеть навыками предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, так как проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту [1].
С целью анализа опыта решения конфликтных ситуаций в образовательной среде, нами было проведено анкетирование педагогов 3 образовательных комплексов Москвы. Всего в исследовании приняло участие 263 педагога. Анализ проведенного анкетирования показал, что большинство педагогов (63 %) осведомлены в вопросах решения педагогических конфликтов, возникающих в процессе их деятельности. Эти педагоги самостоятельно могут разрешать конфликтные ситуации и давать рекомендации по разрешению подобных ситуаций своим коллегам. Остальная часть опрошенных педагогов (27 %) оказались не готовы к разрешению подобных ситуаций, они либо уходят от решения проблемы, либо снимают с себя ответственность по её разрешению.
Таким образом, мы приходим к выводу, что необходимо повышать конфликтологическую компетентность педагога вопросах решения педагoгических ситуаций в обрaзовательном процессе. Правильное решение конфликтных ситуаций –важный элемент профессиональной подготовки педагога. Педагогическое влияниe может проявляться в различных аспектах.
Во-первых, педагогический стиль общения учителя с учениками оказывает важное влияние на построение взаимоотношений между обучающимися в школьном коллективе.
Во- вторых, учитель должен вмешиваться в конфликты учеников и регулировать их. Но не «давить» авторитетом, а помочь участникам конфликта максимально конструктивно помочь разрешить конфликтную ситуацию. Альтернативой служит — вовлечение в разрешение конфликтной ситуации лидеров класса, активистов и т. д.
В. М. Афонькова говорит о том, что успешность педагогического вмешательства в конфликты учащихся зависит от позиции педагога. Таких позиций может быть, как минимум, три:
– позиция нейтралитета; педагог старается не вмешиваться в столкновения и споры обучающихся.
– позиция авторитарного вмешательства в конфликт; педагог придерживается позиции, что конфликт — это плохо, и пытается его подавить.
– позиция целесообразного вмешательства в конфликт; педагог анализирую произошедшую в коллективе ситуацию, принимает решение, либо подавить ее, либо дать возможность ей развиваться до определенного момента. [2].
При разрешении конфликтных ситуаций необходимо учитывать возрастные параметры ребенка. У конфликтов каждого возраста присутствует своя специфика. Для младшего школьного возраста характерны: проблемы адаптации в школьном коллективе, проблемы поведения, нарушение внимания и т. д.
В последнее время в обществе встречается всё больше «проблемных» детей: гиперактивных, агрессивных, тревожных. Такие дети наиболее подвержены стать участниками конфликтных ситуаций. Задача учителя — изучить особенности таких детей и в каждом конкретном случае подбирать особые методы работы с ними.
Подростковый возраст считается наиболее уязвимым в возникновении противоречий. Это связано с возникновением чувства «взрослости» у подростков. Для разрешения конфликтов среди подростков наиболее продуктивным является метод убеждения как один из вариантов примирения сторон. Свои взаимоотношения педагог осуществляет посредствам словесных взаимодействий, поэтому очень важно научиться подбирать правильные слова. Жесты, интонация, мимика — все это является важными составляющими в спорных ситуациях, требующих определенного разрешения.
Для любого ученика важна педагогическая поддержка. Осознание собственной значимости среди взрослых.
Современному педагогу необходимо научиться разрешать на практике педагогические ситуации, возникающие в образовательном процессе. Этому способствует знание механизмов психического развития ребенка, развитие коммуникативной компетентности педагога, владение алгоритмами анализа педагогических ситуаций и собственный педагогический опыт. [3].
Литература:
- Засобина Г. А., Кабыльницкая С. Л., Савин Н. В. Практикум по педагогике: учебное пособие. — М.: Просвещение, 1986. — 111с.
- Афонькова В. М. К вопросу о проблеме конфликтов в детской среде // Нравственное воспитание учащихся общеобразовательной школы. — М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1975. — С. 16.
- Фридман Л. М. Психология в современной школе: Для руководителей и работников образования. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 224 с.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 480 с.