Процедура государственных закупок приковывает к себе значительное внимание, ведь источником финансирования контрактов являются бюджетные деньги. Особый интерес общественности вызывают закупки товаров, работ, услуг в строительном секторе и вопросы реализации концепции экологически ответственных закупок. В работе рассматриваются возможные требования к соблюдению экологических стандартов к строительным компаниям при проведении государственных закупок. Предложены меры по совершенствованию контрактной системы, рекомендации по внедрению экологических критериев и требований в систему государственных закупок Российской Федерации. Представлен опыт корпоративных заказчиков в виде рычагов воздействия на потенциальных поставщиков с целью соблюдения требований по охране окружающей среды.
Ключевые слова: государственные закупки, государственный контракт, экологические стандарты, экологический менеджмент, электронный аукцион.
Государственные закупки в Российской Федерации являются одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, целями которого является эффективное расходование средств бюджета всех уровней, способствование созданию конкурентной среды и обеспечение потребностей потребителей в необходимом количестве и надлежащего качества. Основным документом, регламентирующим процесс государственных закупок, является Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон № 44-ФЗ). Согласно данным единой информационной системы www.zakupki.gov.ru наибольший объем закупок по номенклатуре закупаемых товаров, работ и услуг от стоимости всех заключенных в 2016 году контрактов составляют [1]:
– Железнодорожное и автомобильное строительство дорог — 17,25 %
– Работы по возведению зданий и сооружений — 8,67 %
– Заказы на научные исследования и экспериментальные разработками — 8,22 %
Инструмент государственных закупок представляет собой мощный механизм влияния на формирование рынка, развитие промышленности, в частности в строительном секторе. Государство, как самый крупный заказчик, может устанавливать правила производителям, тем самым стимулируя их подстраиваться под современные требования к качеству продукции: внедрение инноваций, использование современных технологий производства и развитие экологического строительства.
Строительная продукция имеет ряд существенных особенностей в том числе материалоемкость и энергоемкость их производства, а строительные работы отличаются сложностью их исполнения, поэтому система государственного строительного заказа должна четко отражать данную специфику, в том числе с точки зрения обеспечения экологической устойчивости. Практика осуществления закупок строительных работ и продукции все еще не позволяет сделать вывод о том, что все наболевшие вопросы решены [2].
Из основных проблем, препятствующих развитию экологического строительства при проведении государственных закупок, является несовершенство правового регулирования проведения государственных закупок в разделах конкурсной документации, что выражается в отсутствии четких правил использования экологических критериев при оценки заявок. Цена предложения по-прежнему остается наиболее значимым критерием выбора победителя (минимальная значимость критерия «цена контракта» по строительным работам составляет 60 %), а рекомендации Федерального закона № 44-ФЗ не обязывают строго учитывать экологические характеристики объекта.
Строительство высококачественного, удобного, экологически безопасного жилья по доступным ценам и высокотехнических промышленных объектов, основанных на экологически чистых технологиях, ресурсо- и энергосбережении, использование экологически безопасных строительных материалов в промышленном и гражданском строительстве, должно стать одним из основных приоритетов экономической и экологической политики России.
Согласно документу, утверждённому в 2012 г. «Основы экологической политики РФ на период до 2030 года», одним из механизмов при решении задачи развития экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды должно быть: «…обеспечение преимущества (при прочих равных условиях) при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд товарам, работам, услугам, отвечающим установленным экологическим требованиям» [3].
Включение экологических требований во все аспекты государственных закупок может значительно повлиять на баланс между экологическими и потенциально опасными материалами на строительном рынке, а многие участники закупочных процедур будут стремиться максимально соблюдать требования законодательства.
По нашему мнению, первым шагом на пути внедрения экологических параметров в контрактной системе Российской Федерации могут стать требования о в включении в проект государственного контракта экологических требований к процессу строительного производства. Заключение контракта с компанией-подрядчиком, имеющей в наличии систему экологического менеджмента, и отсутствие у нее судебных разбирательств за нарушение экологических норм должно быть закреплено на законодательном уровне. При исполнении обязательств по договору подряда, строительная компания должна применять экологические ресурсы и материалы в процессе производства, а установление требования об энергоэффективности оборудования, поможет в дальнейшем обеспечить культуру и охрану труда, создать условия для роста производительности труда и надежности работы [4]. Выбор победителя в закупочной процедуре должен базироваться на таких важных критериях оценки как качественные характеристики объекта закупки и эффективность мероприятий по защите окружающей среды, которые должны быть выделены в отдельные пункты нестоимостных критериев оценки, а не устанавливаться по усмотрению Заказчика, в соответствии с законодательством. Таким образом, прорабатывая экономически выгодное предложение, не следует ограничиваться только ценой, а следует рассматривать «затраты жизненного цикла» закупаемых товаров, работ или услуг. Это предусматривает не только закупочную цену, но и эксплуатационные расходы (такие, как потребление электричества или воды), затраты на обслуживание и утилизацию [5]. Наличие в компании системы экологического менеджмента и отсутствие случаев привлечения к административной или уголовной ответственности за совершение экологических правонарушений и преступлений также могут служить критериями отбора кандидата до перехода к этапу оценки заявок.
Следующим шагом совершенствования контрактной системы, может стать установление дополнительных экологических требований в техническую документацию, помимо общепринятого соответствия ГОСТам и СНиПам. Экологические критерии должны являются неотъемлемым требованием законов, регулирующих государственные закупки. Это особенно актуально для процедуры Электронного аукциона, который в большинстве случаев обязателен для закупки строительных работ в соответствии с законодательством. Согласно данным портала www.zakupki.gov.ru электронный аукцион как способ определения поставщика составил 59,5 % за 2017 г.
При проведении электронного аукциона заказчик, руководствуясь частью 2 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ устанавливает в технических спецификациях минимально необходимые требования, в том числе экологические, к закупаемым товарам, работам, услугам, не имеет возможности предоставить преимущество объекту закупки с улучшенными экологическими характеристиками.
Представителями Экологического союза Санкт-Петербурга были разработаны Экостандарты международного уровня «Листок жизни» для разных видов продукции, в том числе для материалов, которые используются при строительных и ремонтных работах: напольные покрытия, теплоизоляция, сухие строительные смеси, оконные профили, листовое стекло, лакокрасочные материалы, светильники. К каждому материалу установлены критерии Стандарта [6]:
– Общие требования
– Требования к исходному сырью и материалам
– Требования к конечному продукту
– Требования к производству
– Требования к упаковке.
– Требования к информированию
Установление требований о наличии экомаркировки строительных материалов в техническом задании аукционной документации на выполнение строительных работ может стать отличной практикой внедрения экологически чистого строительства в России.
Государственным учреждениям, ведущим свою закупочную деятельность в рамках действующей редакции Федерального закона № 44-ФЗ, не представляется возможным включение выше предложенных экологических требований в процедуру государственных торгов. Другое дело коммерческие заказчики, работающие на основе собственного положения о закупках в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Корпоративный заказчик не ограничен законом в установлении в закупочной документации подобных экологических требований, следовательно, может применять свои рычаги воздействия на потенциальных поставщиков в виде определенных критериев экологического отбора и требований по охране окружающей среды:
– Обязательное наличие системы экологического менеджмента и экологической политики в строительной компании;
– Наличие в штате компании специалиста-эколога, обучение персонала в области энергосбережения и водосбережения, создание системы учета энергии;
– Пункты контракта об использовании многоразовых транспортных контейнеров для поставок, с целью их вторичной переработки, использование строительной техники, отвечающей требований эргономики и экологической безопасности [7];
– Использование схемы контракта жизненного цикла (применимо к строительным материалам).
Участие государства и бизнеса в охране окружающей среды путем включения на регулярной основе экологических критериев в процедуры торгов приведет к ответной реакции подрядчиков и поставщиков, которые будут подстраиваться под требования экологически чистого строительства, а кроме этого смогут повысить свои конкурентные преимущества как поставщики стройматериалов.
Таким образом, приложенные меры помогут усовершенствовать контурную систему и привести ее в соответствие с требованиями экологического законодательства. Экологические стандарты в строительстве следует рассматривать как равный компонент сферы государственных закупок, потому что сектор строительства зданий и промышленных объектов является крупнейшим конечным потребителем строительных материалов, а также представляет собой источник выбросов парниковых газов и других загрязнений. Устойчивое развитие строительного комплекса будет происходить лишь в том случае, если изменится подход к организации и проведению государственных закупок, в том числе за счет установления экологических критериев оценки и допуска участников, разработки стратегия развития рынка строительной экологической продукции.
Литература:
- Данные портала www.zakupki.gov.ru по состоянию на 20 ноября 2017 г. URL: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (Дата обращения 20.11.2017 г.)
- Цапко К. А. Особенности и проблемы государственных закупок в инвестиционно-строительном комплексе // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Том 7. № 4. С. 56–58. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/41EVN415.pdf (Дата обращения: 27.02.2018).
- Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
- Волков А. А., Тускаева З. Р. Эргономичность и экологическая безопасность — факторы, необходимые для повышения конкурентоспособности отечественной строительной техники // Вестник МГСУ. 2017. № 3. С. 308–317.
- Евдокимова Е. К., Савинцева С. А. Экологически чистые государственные закупки: проблемы и перспективы внедрения.// ИННОВАЦИИ, ТЕХНОЛОГИИ, НАУКА. Пермь: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2017. С. 87–91.
- Реестр экостандартов экологической продукции URL: http://ecounion.ru/listok-zhizni/standarty/reestr-ekostandartov/ (Дата обращения 15.08.2017 г.)
- Шадрина Е. В., Грачева Ю. А. Государственные закупки как инструмент решения экологических проблем // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2017. № 48. С. 6–10.