Особенности формирования музейной культуры у старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (219) август 2018 г.

Дата публикации: 21.08.2018

Статья просмотрена: 1020 раз

Библиографическое описание:

Грицкова, Н. В. Особенности формирования музейной культуры у старших дошкольников / Н. В. Грицкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 33 (219). — С. 128-132. — URL: https://moluch.ru/archive/219/52318/ (дата обращения: 19.12.2024).



В настоящее время в дошкольном образовании происходят существенные изменения. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития дошкольного образования, так и проблемы, требующие решения. А именно:

– обеспечения качества образования, как основной задачи российской образовательной политики;

– привлечения социально-педагогических сил в дошкольное образование как одного из факторов развития образовательной среды дошкольных организаций. Эта задача реализуется через организацию социального партнерства с учреждениями и организациями культуры, искусства и спорта на основе договоров о сотрудничестве.

Одним учреждений социального партнерства является музей. В настоящее время музеи реализуют программы так называемого «непосредственного обучения» или «параллельного обучения», особенностью которого является организация уроков или занятий непосредственно в музее [7]. Таким образом, у социального партнерства музеев и образовательных организаций в России огромные неиспользованные возможности. В решении основных задач такого партнерства ведущая роль принадлежит новой развивающейся науке — музейной педагогике.

Современные исследователи дают различные определения этой науке. Б. А. Столяров пишет: «Музейная педагогика — это научная дисциплина, предметом которой являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации» [5]. Известный специалист в области музейной педагогики М. Ю. Юхневич дает следующее определение: «Музейная педагогика — это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему» [8]. В «Кратком словаре музейных терминов» указано: «Музейная педагогика — это одно из направлений педагогической науки, которое определяется как междисциплинарная область научного знания, формирующегося на пересечении педагогики, психологии, музееведения, и построенная на его основе специфическая практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта в условиях музейной среды» [3].

Само понятие «музейная педагогика» появилось в Германии в начале XX века, и изначально было сориентировано на работу с детьми. В России (точнее в СССР) становление музейной педагогики, как науки, произошло в 1970–1980-е гг. и было связано с именами А. М. Разгона и Е. Г. Вансловой. А. М. Разгон отдавал много сил разработке теоретико-методических основ профессионального образования музееведов. Он считал, что становление музейной педагогики как научной дисциплины связано не только с осмыслением образовательной деятельности музеев, но и с учетом развития музееведения, педагогики, психологии и социологии [7].

Е. Г. Ванслова создавала программы по работе с младшими школьниками в музее. Она разработала системный подход, который вошел в историю как «музейный всеобуч». Программа включала циклы занятий с применением новых методик, направленных на активизацию ребенка в музее и выявление его творческих способностей. Разработками Е. Г. Вансловой педагоги пользуются до сих пор [2].

В настоящее время исследователи и практики в области современной музейной педагогики разрабатывают новые культурные и образовательные аспекты музейной коммуникации с детьми различных возрастов, безусловно, опираясь на педагогическое наследие прошлого. При этом ведущей идей музейной педагогики является переход от единичных и эпизодических посещений музеев к созданию системы музейного образования, приобщения детей, в том числе и дошкольников, к музею и музейной культуре.

Понятие «музейной культуры» используется в культурологии, музееведении, музейной педагогике и психологии и трактуется исследователями в двух направлениях: как фактор формирования социокультурного опыта личности и как его компонент [6].

Таким образом, представители первого направления считают музейную культуру «набором музейных предметов и не материальных ценностей», относя к ней весь музейный фонд (М. Е. Каулен, Т. А. Соколова, А. А. Сундиева и др.).

А представители второго направления (Е. Г. Ванслова, Е. Б. Медведева, С. О. Петрикова, Б. А. Столяров, Т. В. Чумалова, Л. М. Шляхтина и др.) воспринимают «музейную культура» как уровень подготовленности посетителя к восприятию музейной информации и объектам музейного значения, не обязательно находящимся в музее, т. е. к предметному миру вообще [7].

Автор статьи считает такой подход к понятию музейной культуры более эффективным при организации практической образовательной деятельности с дошкольниками и опирается в своей работе на исследования А. А. Харитоновой, М. В. Мацкевич, Т. П. Мышевой, Н.Рыжовой и др. Эти ученые считают музеи эффективным средством познания ценностей культуры.

А. А. Харитонова в своих работах доказывает, что в музейных экспозициях представлен социокультурный опыт человечества, подлинные ценности общечеловеческой и региональной культуры, поэтому музей предоставляет возможность погрузиться в прошлое, соприкоснуться с социокультурной средой, познакомиться с традициями, что позволяет ребёнку осознать себя субъектом культуры [6].

Опыт показывает, что в рамках традиционного обучения и воспитания у детей дошкольников не происходит стихийного формирования музейной культуры, что означает необходимость построение системы специального обучения. Для этого необходимо:

– охарактеризовать особенности формирования музейной культуры дошкольников;

– дать характеристику её основным компонентам;

– выделить основные направления практической деятельности;

– определить наиболее эффективные формы организации образовательной деятельности со старшими дошкольниками.

Особенности формирования музейной культуры и ёе компоненты применительно к дошкольникам раскрыты в работах А. А. Харитоновой и Л. М. Захаровой, М. Ю. Юхневич и др. Ученые выделили следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностный.

– Когнитивный компонент — это наличие представлений, знаний о музеях, их многообразии, о значении музея в жизни людей, о музейных предметах как продуктах творческой деятельности человека; осознание социальной роли посетителя (знание правил поведения, проявление рефлексии); знание способов освоения музейного пространства.

– Эмоционально — ценностный компонент — наличие у дошкольников интереса к музею, желание освоить культурное наследие; проявления положительных эмоций от общения с подлинником; бережное отношение к музейным ценностям.

– Деятельностный компонент — проявление культуры поведения в музее; творчество в деятельности на музейных материалах; реализация умений самоутверждения в музейной среде [6].

Наиболее востребованной парциальной программой для работы с дошкольниками в области музейной педагогики является программа «Ребёнок в XXI веке. Воспитание культурой» (автор Н. Б. Кутьина). Целью программы является развитие и воспитание у детей дошкольного возраста интереса к объектам мировой и национальной культуры, способности воспринимать их в музейном пространстве, воспитание начал толерантности и патриотизма, развитие творческих и интеллектуальных способностей [4]. Программа рассчитана на четыре возрастные группы, в ней изложены методы и этапы ознакомления детей с различными видами искусств.

При реализации части, формируемой участниками образовательных отношений образовательной программы дошкольной образовательной организации «Центр развития ребенка — детский сад № 7» Ракитянского района Белгородской области используется программа «Ребёнок в XXI веке. Воспитание культурой». Её задачи решаются в образовательной области — художественно-эстетическое развитие ребенка. И одним из средств реализации программы является музейная педагогика. Опыт работы показал эффективность образовательной деятельности со старшими дошкольниками по формированию музейной культуры при сотрудничестве с муниципальными музеями, частными музеями и экспозициями, музейными комнатами и уголками образовательных организаций (см. таблицу).

Таблица 1

Музеи Ракитянского района

Собственность

Название

Муниципальная

Ракитянский краеведческий музей

Муниципальная

Музей «Дворцовый комплекс. Усадьба Юсуповых»

Частная

Музейная комната Сахзаводского Дома культуры

Частная

Мини-музей А. Н. Воловикова «Назад в СССР»)

(история советского периода)

Частная

Усадьба — музей А. И. Борисенко

(Истории культуры Ракитянского района)

Музей образовательной организации

Ракитянский агротехнологический техникум.

Музей техники под открытым небом

Музей образовательной организации

Музейная комната Пролетарской сош № 1 «История края. История кадетского движения»

Музей образовательной организации

Музейная комната Пролетарской сош № 2 «История края. История школы»

Музей образовательной организации

Музейная комната МДОУ «Центр — развития ребенка — Детский сад № 7»

Е. В. Гречихо, Е. П. Мандебура, Т. Скобликова, Б. А. Столяров, М. Ю. Юхневич и др. определили основные направления работы с детьми при формировании музейной культуры применительно к детям школьного возраста. А именно: поисково-собирательское, экспозиционное, экскурсионное, организация культурно-массовых мероприятий и дел [1].

Шляхтина Л. М. в музейно-педагогической деятельности с детьми выделяет такие направления как: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых [7]. Эти направления характерны для организации образовательной деятельности со старшими дошкольниками. Среди форм образовательной деятельности по реализации задач программы музейной педагогики используются:

– формы специально организованной регламентированной образовательной деятельности (экскурсии, занятия, в том числе и виртуальные, автодидактические игры, игры-путешествия, путешествия «по реке времени», путешествие по карте и др.);

– формы образовательной деятельности в режимных моментах (викторины, игры, коллективные творческие дела, акции, выставки, презентации и др.). При этом участниками многих образовательных мероприятий являются родители воспитанников и музейные работники.

Мероприятия всех форм образовательной деятельности организуются как в музеях различных видов собственности, так и в дошкольной образовательной организации.

Немецкий ученый Г. Фройденталь сформулировал требования к проведению занятий в музее, которые остаются актуальными и в настоящее время:

– каждое посещение музея — это учебное занятие, и оно должно иметь конкретную образовательную цель;

– педагог и дети должны осознавать, что посещение музея — не развлечение, а серьезная работа, и поэтому нужно готовиться к нему;

– посещать музей нужно после предварительной подготовки;

– следует отказаться от обзорных экскурсий как слишком тяжелых не только для сознания ребенка, но и взрослого;

– отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребенка;

– итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, поделки, создание модели и др.) [1].

А также важно учитывать, что отличительными чертами обучения в музейной педагогике являются неформальность и добровольность. А экспрессивность, разнообразие и подлинность музейных предметов позволяют реализовывать творческие способности детей и удовлетворить их интересы.

Как известно, игра — основной вид деятельности дошкольников. Поэтому игры к той или иной мере являются частью многих форм организации образовательной деятельности. Вариантов игры в музее или с музейными предметами много. Музейно-образовательные игры, разработанные Н. Д. Рева, развивают творческое воображение и способность к импровизации. Это игры: «О чем говорят вещи?», «Живая скульптура», «Живые силуэты», «Путешествия в прошлое» и др. [8]. Особый интерес представляют дидактические игры и упражнения, разработанные А. А. Харитоновой:

– «Можно — нельзя». Цель: формировать представления о правилах поведения в музее»;

– «Интересный документ». Цель: уточнение представлений о музеях и музейных экспонатах;

– «Что было до…». Цель: формировать представления о событиях, произошедших до момента, зафиксированного на фотографиях и картинах;

– «Прошлая жизнь старых вещей». Цель: формировать представления о том, что жизнь, а значит и предметы, которые окружают человека, меняются в связи с изменениями в отношениях людей и техническим прогрессом;

– «Бабушкин саквояж». Цель: учить детей различать предметы музейного назначения, аргументировать свое мнение [6].

Игры, игровые упражнения и задания краеведческого характера позволяют решать задачи, связанные с расширением и углублением представлений дошкольников об истории и исторических событиях Ракитянского района и поселка Пролетарского, на территории которого расположен детский сад. Некоторые из игр являются авторскими или модифицированными. К примеру, основная цель авторских игр «Ракитянские тропы», «Назови памятники архитектуры», «Красный огонек», «Волшебные ленты дорог», «Моя улица» и др.обобщение знаний и представлений детей о районе, поселке, его особенностях и достопримечательностях.

Досуговое направление музейно-педагогической деятельности реализуется через организацию таких фольклорных праздников и развлечений как «Праздничный календарь», «Осенины», «Рождество», «Масленица», «Троица» и др. Чаще всего фольклорные развлечения имеет определенную структуру:

– создание атмосферы праздника на основе совместной деятельности детей и взрослых: украшение зала или площадки, подготовка праздничного стола, изготовление подарков, поделок, сюрпризов:

– организация совместной игровой музыкально-танцевальной программы;

– праздничная трапеза. Трапеза — праздник внутри праздника, который сопровождается хоровым пением, шутками, загадками. Важно обратить внимание на то, как оформлен стол. Использовать угощение в соответствии с данным временем года и характером праздника;

– спектакль-сказка по специально подготовленному сценарию. Этот элемент праздника, который включает в себя представление детям о народном празднике и связанных с ним обычаях. Показать родителям исполнительские возможности детей, закрепить с детьми народные игры, выразительному исполнению своих ролей.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что образовательный потенциал музейной педагогики заложен в её способности к одновременному воздействию на интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферы личности как взрослого, так и ребенка, и этот потенциал в настоящее время используется не в полной мере.

Литература:

  1. Гречихо, Е. В. Музейная педагогика: от истории до современности // Современное образование Витебщины. — № 3. — 2014. — С. 76–80
  2. Короткова, М. В. Музейная педагогика в свете тенденций развития исторического образования XXI века // Наука и Школа № 2. — 2016. — С. 173–179.
  3. Краткий словарь музейных терминов. — М.: НИИ культуры, 1983. — 128 с.
  4. Кутьина, Н. Б. Ребёнок в XXI веке. Воспитание культурой.СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. — 205 с.
  5. Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие.- М.: Высшая школа, 2004. — 216 с.
  6. Харитонова, А. А. Формирование музейной культуры у старших дошкольников // Начальная школа. — № 3. — 2011. — С. 1–5
  7. Шляхтина, Л. М. Основы музейного дела: теория и практика. Учеб. пособие — М.: Высш. шк., 2009. — 183 с.
  8. Юхневич, М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике. — М.: Российский институт культурологи, 2001. — 153 с.
Основные термины (генерируются автоматически): музейная педагогика, музей, музейная культура, образовательная деятельность, игра, музейная комната, образовательная организация, Ракитянский район, ребенок, детский сад.


Задать вопрос