Ключевые слова: общение, коммуникация, педагогическое общение.
Процессы коммуникации играют очень важную роль в жизни людей. Поэтому неслучайно эти процессы привлекают внимание специалистов в самых разных областях науки: философии, психологии, педагогики, социологии, лингвистики и конфликтологии.
Если обратимся к этимологии слова «коммуникация», то оно присутствует лишь в английском языке и означает обмен информацией и мыслями в виде речевых письменных сигналов, что само по себе является синонимов термина «общение». В отечественной науке понятие «общение» и «коммуникация» используются как слова, близкие по значению. С другой стороны, термин «общение» обозначает процесс обмена между людьми, не только мыслями и информацией, но и эмоциями, чувствами.
Термин «общение» рассматривается как межличностное взаимодействие людей при обмене информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера и обозначает взаимовлияние, обмен взглядами, мнениями, в результате которого наступает или рассогласование (т. е. конфликт).
А. И. Волкова пишет, что в психологической науке не существует однозначного понимания общения. Зачастую общение описывают, указывая на его основные его стороны или функции. Автор дает для примера определение общению как сложный и многогранный процесс, который выступает одновременно «и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга» [1].
В. И. Фефелова говорит, что общение — «это то, что в нашем восприятии непосредственно связано с культурой и духовностью, с произведениями русских классиков, с неформальными отношениями людей». [2].
Е. П. Ильин сравнивания понятия «общение» и «коммуникация» полагает, что коммуникация носит более общий характер, а общение более частный. Не любую коммуникацию можно назвать общением, но любое общение есть один из видов коммуникации. По мнению автора, общение характерно для высокоразвитых живых существ, в том числе — для человека. [3].
Отличительными признаками этих понятий является различный объем содержания («узкий» и «широкий»), что связано с использованием их в разных науках, выдвигающих на первый план разные аспекты. Для нас важно закрепить за понятием «общение» характеристики межличностного взаимодействия, а за «коммуникацией» — информационный обмен в социуме.
Исходя из вышеизложенного будем считать, что педагогическое общение — это социальный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в организованной учебно-познавательной деятельности, в которой отводится важная роль процессу передачи и восприятия информации.
Впервые определение педагогическому общению дал А. А. Леонтьев, он понимал его как профессиональное общение педагога с учащимися на уроке или во внеурочное время. [4].
Процесс взаимодействия в школе — общение между всеми его участниками, учениками, учителями, родителями, администрацией, — направленное на развитие личности ребенка.
Существуют подходы к определению педагогического общения:
1) внешняя подструктура реализации педагогического взаимодействия, его собственно организационно- коммуникационная подструктура [5].
2) форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся [6].
3) влияние учителя на личность ученика с целью изменения его поведения, убеждений, стиля отношения к самому себе и к окружающим людям, формирования ценностных ориентаций и качеств личности [7].
Педагогическое общение выступает в качестве основы реализации педагогического процесса. Его продуктивность определяется целями общения, его ценностями принимаемыми всеми субъектами педагогического процесса в качестве направляющих личного поведения.
На основании проведенного анализа литературы, можно сделать вывод о том, что педагогическое общение представляет собой сложный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в рамках специально организованной учебно-познавательной деятельности, в которой важную роль отводят процессу передачи и восприятия информации. Таким образом, в данной логике изложения педагогическое общение является отдельным видом коммуникации как более узкое понятие.
Литература:
- Волкова А. И. Психология общения. Ростов н/Д, 2007.
- Фефелова В. И. Понятие «общение», «коммуникация» и «коммуникативная культура» в философском аспекте // Прикладная психология и психоанализ. — 2007. № 1.
- Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009.
- Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М., 1996.
- Реан А. А., Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология. — СПб., 1998.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 480 с.
- Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение,1991.