19 ноября 2017 года вся страна отметила важную дату в истории России — 306 лет со дня рождения гениального русского ученого-энциклопедиста, одного из основоположников современного естествознания, поэта, заложившего основы русского литературного языка, выдающегося поборника отечественного просвещения — Михаила Васильевича Ломоносова.
Слова Сергея Ивановича Вавилова, которые стали темой моей статьи, ярко подтверждают то, что научная деятельность Ломоносова была чрезвычайно многообразной.
Именно Михаил Васильевич Ломоносов является создателем первой химической лаборатории в России. Будучи профессором химии, он занимался исследованием различных веществ. Выявив определённые их свойства разрабатывал новые методы и способы получения материалов.
Благодаря огромному вкладу в химическую науку и большую проделанную работу этим учёным в России открывались новые, уникальные химические производства в России. Также именно Ломоносову принадлежит авторство закона сохранения массы веществ. В результате проведения опытов он разработал технологию изготовления разноцветных стёкол и непрозрачных стёкол, так называемых смальт, а также составы для мозаики.
Он уделял большое внимание и многим другим областям науки: занимался исследованиями по физике, занимался астрономией, геологией, географией и многими другими науками. Также он вел исследования в области истории.
Ломоносовым написано ни мало стихотворений и од. Им разработана новая теория стихосложения и теория русской прозы, которые нашли ни малое признание и используются по сей день.
Самое известное и масштабное открытие Михаила Васильевича в астрономии, это открытие у планеты Венеры атмосферы. В наше время почти все помнят об этом великом вкладе в данный раздел науки. Также он внёс вклад в усовершенствование устройства телескопа, что в дальнейшем во многом облегчило работу и дало толчок дальнейшему развитию науки и новым открытиям.
Столь же известны его заслуги и на почве народного просвещения. Самобытный сподвижник просвещения стремился всеми силами превратить Россию в передовую страну, поднять самосознание и преодолеть отсталость. Своими произведениями Ломоносов и многие другие писатели возбуждали рвение к чтению и мало-помалу увеличивали число людей, которые интересовались литературой.
Для того чтобы ликвидировать всеобщую неграмотность Михаил Васильевич продвигал повсеместное создание и открытие школ начального образования. Его идеей было, привлечь было привлечь к этому церковную организацию, которая в свою очередь, не только обучала детей грамоте, но и воспитывала в них высокие моральные качества, взятых из основ моральных норм, проповедуемых религией.
Михаил Васильевич сам активно участвовал в педагогическом процессе, давая советы, что и как преподавать детям, а также разрабатывал и предлагал технологи и методику преподавания. Большое внимание уделял тому, чтобы при обучении учащихся не перегружали учебными занятиями. Также развивал в учащихся чувство уважительного отношения и к учителям, и к учащимся вместе с ними.
Ломоносов выступил за расцвет русской науки. Большое внимание и рвение Ломоносов уделял созданию средних и высших школ, что в тот период времени было редкостью в Российском обществе. Также Ломоносов неоднократно выступал и ставил цель борьбы за демократизацию и общедоступность образования для всего российского народа.
По его инициативе был открыт в 1755 году Московский университет. Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины. По настоянию Ломоносова была построена первая химическая научно-исследовательская лаборатория, где он выполнил много опытов. Разработал теорию строения вещества.
Горячий патриот России, Ломоносов прививал у студентов, а также у слушателей чувство долга и патриотизма, гражданственности и профессионализма. При этом он призывал их, не растрачивать молодость в пустую, а усердно учиться и стремиться, как можно больше принести пользы своей Родине и Отечеству.
Никогда ещё ни у кого в мире не было такой жажды познания. Он овладел одиннадцатью языками: португальским, испанским, французским, английским, ирландским, немецким, голландским, датским, норвежским, шведским, итальянским. За несколько месяцев до смерти стал изучать двенадцатый –арабский.
Михаил Васильевич внёс огромный вклад в развитие русского языка, а также его сохранения и распространения. Ломоносов назвал его великим языком и в своей практической деятельности доказал это. Проведя глубокую реформу языка, он создал русский литературный язык. Ломоносов доказал на практике, что язык способствует объединению народа.
Изучая строение Земли, океаны и моря, северное сияние и другие атмосферные явления, также участвовал в снаряжении географических и геологических экспедиций, в подготовке плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути. С 1758 года Михаил Васильевич возглавлял Географический департамент Императорской Академии наук и принимал активное участие в составлении карт и атласа России. Он же занимался подготовкой карт Арктики.
Один из образованнейших людей 18-го века, Михаил Васильевич Ломоносов умер 4 апреля 1765 года, оставив после себя богатейшее научное и творческое наследие. Многие его открытия опережали свое время и нашли подтверждение лишь в наши дли. Он погребён на кладбище Александро-Невской лавры в Санкт — Петербурге, как писал современник «при огромном стечении народа».
Этому великому человеку в 1832 году в городе Архангельск был воздвигнут памятник, созданный скульптором Мартосом. Позднее были установлены памятники в Северодвинске и в селе Ломоносово. Восхищаясь многосторонней деятельностью Ломоносова, направленной на пользу отечества, Пушкин назвал его «первым русским университетом»!