Налогообложение в таможенной сфере берет свое начало с далекого Х века. Еще до принятия христианства на Руси князь Олег заключал договоры с греками, в соответствии с которыми русские купцы освобождались от уплаты мыта (пошлин) в Византии.
Иван III, Василий III, а затем Иван IV пытались упорядочить таможенную систему Руси, собирая с иностранцев самые высокие пошлины. Новгородской таможенной грамотой с местных горожан предусматривалось брать 0,75 % от стоимости товара, с жителей пригородов — 2 %, с торговцев из других областей — 4 %, с иноземцев — 7 % [1].
Судебник 1550 г. ввел первые уголовно — правовые запреты в плане уклонения от уплаты таможенных платежей, а именно: установил ответственность за неуплату таможенных платежей, что значительно увеличило товарооборот между Россией и странами Западной и Центральной Европы.
Уголовная ответственность за нарушение таможенных правил встречается и в более поздних источниках права. Так, Соборное уложение 1649 г. предусматривало за такие преступления наказание в виде штрафа.
Предпосылкой к развитию таможенной системы России явилась разработка Новоторгового устава 1667 года. Этот законодательный акт закреплял, что торговля, которую вели зарубежные купцы за наличные денежные средства, таможенными сборами не облагалась. Само же нарушение законодательства наказывалось телесно.
В Петровские времена законы также были посвящены накоплению иностранной валюты. Указ 1699 г. о взимании в Архангельске пошлин с привозимых напитков был одним из первых таможенных мероприятий Петра I. Если на территорию осуществлялся ввоз церковного вина, то в соответствии с указом взималась пошлина в серебряных рублях. Если же под видом церковного вина ввозили заморское вино, то подделка конфисковалась, а лицо, ввозившее такой товар, надлежало «бить кнутом нещадно» [2].
«Устав благочиния или полицейский», подписанный 8 апреля 1782 г. Екатериной II, прямо предусматривал ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей. Он наказывал «пошлинокрада» заключением под стражу, а также обязывал «сажать в рабочий дом на хлеб и воду и работать, дондеже заплатить пошлину втрое» [3].
Кризис феодально-крепостнических отношений в первой половине XIX требовал обновленной кодификации таможенного законодательства. Однако в то время контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей рассматривались как единое преступление. К ним применялось общее понятие — «дефраудация», которое включало в себя обманное, а также мошенническое уклонение от уплаты таможенных пошлин и контрабанду.
Небывалые социальные бедствия, настигшие страну после Октябрьской революции и гражданской войны, привели к тому, что вопросы, касающиеся таможенного налогообложения, не регулировались вовсе. Ослабленное таможенное законодательство и открытость границ спровоцировали увеличение таможенных преступлений. Товары, ввозимые в страну без разрешения и уплаты таможенных платежей, считались контрабандными и подлежали конфискации. В этот период времени уклонение от уплаты таможенных платежей продолжало рассматриваться как часть контрабанды. Законодательство начала 1920-х годов за контрабанду, совершенную при отягчающих обстоятельствах, предусматривало строгую ответственность в виде смертной казни.
В 1940–1950-е гг. практика применения преступлений, связанных с неуплатой налогов и платежей была незначительна, поскольку многие таможенные преступления были декриминализованы.
УК РСФСР 1960 г. в статье 82 за уклонение в военное время от выполнения повинностей или уплаты налогов предусматривал наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. В указанный кодекс 1 июля 1994 г. была добавлена специальная норма — ст. 162.6 «Уклонение от уплаты таможенных платежей». Часть первая предусматривала уголовную ответственность за умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных размерах и наказывала преступника штрафом от трехсот до восьмисот МРОТ либо лишением свободы на срок до одного года.Преступление имело также квалифицированный состав (в особо крупных размерах) и особо квалифицированный состав (уклонение, совершенное лицом, ранее судимым за аналогичное преступление). Такие деяния наказывались лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества.
Новый УК РФ 1996 г. содержал статью 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица», которая впоследствии была изменена Федеральным законом от 25 июня 1998 г. Санкция нормы предусматривала наказание в виде лишения свободы сроком до двух лет. Также статья была дополнена примечанием, согласно которому лицо, впервые совершившее преступления, предусмотренные статьями 194 или 199, освобождалось от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб. Позже Федеральным законом № 162-ФЗ от 8 декабря 2003 г. примечание было исключено.
Законом об изменениях в Уголовный Кодекс РФ, подписанном 7 декабря 2011 Д. А. Медведевым, была декриминализована статья ст. 188 «Контрабанда», поскольку она конкурировала с нормой, закреплённой в статье 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица). Законодатель посчитал, что чаще всего контрабанда совершается именно в целях уклонения от уплаты таможенных платежей, а ответственность за это преступление уже в полной мере предусматривает статья 194 УК РФ.
Отделение этих статей друг от друга благоприятно сказывается на таможенном и уголовном законодательстве, поскольку отпали вопросы, касающиеся конкуренции норм. Кроме этого, следственно — судебная практика, которая раньше пыталась найти «золотую середину» между данными нормами и допускала их произвольное толкование, больше не влечет за собой значительные нарушения законодательства и не ущемляет права граждан.
В связи с отменой уголовной ответственности за экономическую контрабанду назрела необходимость усиления ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей. По этой причине статья 194 была дополнена новыми частями с квалифицирующими признаками. Такие изменения сохранены и на данный момент. Сегодня санкция статьи 194 УК РФ предусматривает за уклонение от уплаты таможенных платежей, совершенное в крупном размере, наказание в виде штрафа, обязательных работ или лишения свободы на срок до двух лет. За преступление, совершенное в особо крупном размере или организованной группой — штраф, принудительные работы либо лишение свободы на срок до пяти лет. Наказание за преступление, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения или с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, варьируется от пяти до десяти лет лишения свободы со штрафом в размере до одного миллиона рублей или ограничением свободы на срок до полутора лет. Самое суровое наказание предусмотрено за деяние, совершенное организованной группой — лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей.
Литература:
- Ефимов А. Б., Камышенков В. Ю. Таможенное дело: способы и механизм регулирования движения продукции АПК учебное пособие / 2014, с. 33
- Пиляева В. В. История таможенного дела и таможенной политики России: учеб. пособие / В. В. -М.: БалтРус, с. 17
- Хавский, П. В. О первом законе о полиции в России, Собрание узаконений по полицейской части со времени издания Устава благочиния до 1817 года. СПб.: Печатано в Сенатской типографии, 1817, с. 19