В данной статье нами исследованы основы семейного права. Проанализированы различные научные подходы к семейному праву и юридическая практика на примере зарубежных стран. Выявлены основные проблемы и системы казахстанского семейного права и определены пути совершенствования законодательства в данной области.
Ключевые слова: семья, брак, право, семейное право, институт семьи, законодательство.
Семейное право является отраслью права, которая регулирует личные неимущественные b имущественные отношения в брачно-семейных отношениях. В каждой стране имеет свои особенности и устоявшиеся подходы, которые устанавливают нормами законов, как национальных, так и международных. Исходя из этого наше исследование направлено на определение вопроса наличия и качества семейного права в Республике Казахстан, так как является до настоящего времени данный вопрос дискуссионным, в части самостоятельности семейного права, как отдельной отрасли в науке гражданского права и его роли в создании эффективных норм института семьи.
Следует отметить, что имеются, относительно семейного права, различные мнения со стороны отечественных и зарубежных цивилистов. Семейное право, не является самостоятельной отраслью права, например, по мнению О. С. Иоффе [1]. В то время, как у М. В. Антакольской мы отмечаем, что «может рассматриваться семейное право, как под отрасль гражданского права, но обладающая, безусловно, значительной внутриотраслевой спецификой» [2]. Подобного мнения придерживается большинство исследователей, так как их значительная часть относит семейное право к системе гражданского права, как отдельной подсистемы. Существовало и иное мнение, согласно которому, носит семейное право комплексный характер, но данный подход в современный период считается не приемлемым.
К тому же во многих странах мира вообще не существует такой отрасли как семейное право, в них обычно выступает методом правового регулирования семейных отношений гражданско-правовой метод. Является семейно-правовой метод императивно-дозволительным: согласно которому проявляется дозволительность в том, преобладают в семейном праве нормы управомочивающие семейные отношения, и наделяющие определёнными правами участников данных правоотношений, однако определяется содержание этих прав императивно, или однозначно [3].
В Республике Казахстан определено семейное право нормами конституционного права, в части пунктов 1,2,3 ст. 27 Конституции РК: находятся под защитой государства — брак и семья, материнство, отцовство и детство; естественным правом и обязанностью родителей является забота и воспитание детей; а обязанность совершеннолетних и трудоспособных детях заботиться о своих нетрудоспособных родителях [4]. Именно они легли в основу основных направлений семейной политики государства и закреплены законодательно.
В основе семейного права лежит Кодекс РК «О браке (супружестве) и семье»,2011 года [5] (ранее действовал Закон РК «О браке и семье», 1998 года), который регулирует брачно-семейные отношения, важные для членов семьи и общества в целом и обеспечивает защиту их прав и интересов. Данный кодекс, является кодифицированным нормативным правовым актом, именно он в плане совершенствования семейного законодательства, на современном этапе, обеспечил систематизацию всех имеющихся актов относительно семейного права.
При этом следует отметить, что семейное законодательство Казахстана не ограничивается нормами данного Кодекса о браке, а содержит к тому же целый ряд нормативно- правовых актов, среди которых наиболее значимыми считаются следующие законы:
– Указ «О порядке решения вопросов, связанных с написанием фамилий и отчеств лиц казахской национальности» [6];
– Закон РК «О правах ребенка» [7];
– Закон РК «О детских деревнях семейного типа и домах юношества» [8];
– Закон РК «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» [9].
К тому же важно отметить, что вопросы семейного права определены и нормами гражданского законодательства, при этом в Кодексе о браке (п.1.2 статьи 5) и в Гражданском кодексе РК строго установлены пределы, которые распространяются на семейно-брачные отношения, в части гражданского законодательства. Такой подход свидетельствует о том, что действует в Казахстане к семейным отношениям принцип субсидиарного применения гражданского законодательства.
К тому же является Казахстан полноценным участником мирового сообщества, и в части семейного права признает приоритет международного права (п.3 статьи Конституции), исходя из чего должен стремиться отечественный законодатель в процессе нормотворчества о регулировании семейных отношений обеспечить соответствие национального семейного законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права. Анализ источников действующего семейного права Республики Казахстан показал, что ратифицировано нашей страной большое количество международных договоров, которые регулируют семейные и брачные отношения, а правовые нормы национального законодательства в области семьи и брака, уже приведены в соответствие с нормами международных договоров. Ратифицированы: Конвенция о правах ребенка (8 июня 1994 года); Гаагская Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления (12 марта 2010). Республика присоединились к Конвенция о гражданстве замужней женщины; Конвенция о взыскании за границей алиментов; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам и др.
В итоге, к принятию Кодекса о браке в 2011 году, положения казахстанского национального законодательства приведены к международным нормам, в соответствие с правилами Гаагской конвенции. Наиболее важным является вопрос усовершенствования механизма усыновления иностранными усыновителями, детей, которые являются гражданам РК. Это дает в настоящее время решать в полной мере проблемы, вытекающие из обязанности страны защищать права каждого ребенка, так как теперь получили казахстанские власти возможность запрашивать и получать в других странах информацию об усыновленных детях из Республики и осуществлять таким образом контроль за их жизнью.
В Республике Казахстан являются основополагающими принципами семейного законодательства: единобрачие; добровольности; признания брака, заключенного только в органах ЗАГСа; равенства супругов в семье; разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию и другие. А в целом государственная семейная политика Казахстана идентифицируется, в большей степени, с мерами социальной защиты детей, неблагополучных семей, одиноких матерей, молодых семей, в то время как охватывает понятие семейной политики гораздо больше направлений.
Для того, чтобы все направления семейно-брачных отношений попали под внимание государства нужно было сформировать в нашей стране само понятие семейной политики на законодательном уровне, которая, получит сразу основы для правового регулирования, как одно из направлений социальной политики любого государства. Например, Ирландия, где в Конституции закреплено, что «берет государство на себя обязательство охранять с особой тщательностью институт брака, на котором основана семья, и к тому же защищать его от различных нападок» [9]. А в отдельных странах необходимым посчитали дать нормативное определение браку именно в Конституции. Например, в Республики Болгарии, в Конституции 1991 года (ст. 46) определено, что «представляет собой брак добровольный союз мужчины и женщины». В России, например, демонстрирует законодатель, блестящий пример закрепления в современной семейной политики в качестве основного социального института — института семьи. И как следствие такого подхода, наблюдается в российском праве тенденция возрождения школы семейного права и формирования современного семейного права, основанного на продуманной системе мер юридического, социального, экономического и медицинского характера, а также определяет формирование должного отношения развитию и укреплению семьи, и ее проблемам.
Казахстанский законодатель также постепенно решает вопросы по созданию института семьи, cсогласно основных направлений, наглядно отраженных в Концепции семейной и гендерной политики до 2030 года (2016 год) [10], где отмечено, что укрепление института семьи в Республик Казахстан будет осуществляться посредством формирования семейных отношений, которые основаны на равном партнерстве. Именно в ней определено, что станут одним из главных направлений государственной социальной политики именно вопросы создания положительного образа семьи и брака, семейного воспитания, через продвижение семейных традиций и ценностей, через организацию культурно-просветительских — массовых мероприятий и сохранению преемственности поколений. Для этого принято решение — с целью формирования и укрепления института семьи усовершенствовать законодательство страны, чтобы обеспечить в сфере семейных отношений:
– равенство прав и возможностей женщин наравне с мужчинами;
– защиту детства и материнства;
– повышение ответственности родителей за воспитание своих детей.
Это говорит о том, что имеются проблемы в этих отраслях. А для решения проблем нужно обязательно создать нормативную базу, которая позволит социально и экономически стимулировать нормы института семьи. Важными проблемами в Республике Казахстан, влияющими на институт семьи, считаются: наличие жилья; доступность детских учреждений, особенно с полным содержанием и социальные льготы семьям; отсутствие в обществе атмосферы семейных ценностей и приоритета семьи. Именно в этих направлениях и происходит в стране совершенствование законодательной базы. Только в текущем 2018 году были внесены, например, изменения и дополнения в Кодекс РК О браке (супружестве) и семье» [11], в части:
– дать официальное определение льготам и социальным гарантиям для многодетных семей (п.1 ст. 71–1), дополнив данный пункт более полным содержанием многодетной семья, дающей возможность расширить объемы льгот и гарантий. В данной редакции — это семья, которая имеет своем составе 4-х и более несовершеннолетних детей, совместно проживающих, в т. ч. детей, которые обучаются на очном обучении, в организациях всех видов образования, после достижения ими 18-ти лет до времени окончания обучения (но не более 23-х лет) [п.2 ст. 71 -1];
– дополнить статью 71–1 следующим содержанием: предоставляются льготы и социальные гарантии для многодетных семей в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан [п.3 ст. 71 -1] и другие.
Таким образом нами установлено, что осмысленный подходов к реформированию семейного законодательства в Республике Казахстан нельзя считать незавершенным процессом. Отмечаются недочеты о содержании принципов семейного права в части правового регулирования, направленного на стимулирование создание и защиты семьи и детей.
По нашему мнению, при реформировании семейного права законодателю следует учитывать нормы традиционных семейных ценностей, в рамках принципов, желаемых в обществе (например, допущение или недопущение «однополых браков»). Эффективное семейное право должно быть направлено не на пресечение правонарушений в данной области, а на позитивное регулирование семейных отношений, предусматривающее принцип рамочного правового регулирования норм семейного права, действие которого устанавливает отдельные правовые нормы не только для того, чтобы воздействовать на семью внешне, а коррелируя его допустимостью произвольного вмешательства в дела семьи, определяя рамки внутрисемейных отношений для обеспечения своеобразного критерия добросовестного поведения в семье со стороны всех его членов, общества и государства.
Литература:
- Иоффе О. С. Советское гражданское право. — Ч. 3. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1965. — 181 с.
- Антакольская М. В. Семейное право. — М.: Юристъ, 1996. — 366 с.
- Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. — М.: Статут, 2001. — 354 с.
- Конституция Республики Казахстан. Конституция от 30.07, 95, по состоянию на 10.03.17: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000
- Кодекс РК «О браке (супружестве) и семье»,2011 года: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31102748
- Указ Президента Республики Казахстан от 2 апреля 1996 г. «О порядке решения вопросов, связанных с написанием фамилий и отчеств лиц казахской национальности»: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1005399
- Закон РК «О правах ребенка»: http://online.zakon.kz/document/?doc_id=1032460;
- Закон РК«О детских деревнях семейного типа и домах юношества»: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z000000113_;
- Закон РК «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности»: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z040000591_;
- Об утверждении Концепции семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года. Указ Президента Республики Казахстан от 6 декабря 2016 года № 384.
- О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального обеспечения. Закон Республики Казахстан от 2 июля 2018 года № 165-VІ ЗРК.