Соотношение российского и международного законодательства в области образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №33 (219) август 2018 г.

Дата публикации: 18.08.2018

Статья просмотрена: 8290 раз

Библиографическое описание:

Богданов, Д. А. Соотношение российского и международного законодательства в области образования / Д. А. Богданов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 33 (219). — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/archive/219/52394/ (дата обращения: 19.12.2024).



Для того чтобы разобраться в соотношении российского и международного законодательства, нужно рассмотреть каждое из них по отдельности.

Законодательство Российской Федерации включает в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования.

Задачи законодательства РФ вобласти образования

1

Разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления

2

обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование

3

создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации

4

определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений

Конституция Российской Федерации содержит ряд важных положений для развития законодательства об образовании: право на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее профессиональное образование, основное общее образование является обязательным;

Так же рассматривается система прав и свобод, реализуемых в сфере образования: право на свободу мысли и слова; право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; право на доступ к культурным ценностям; право свободно выбирать род деятельности и профессию; право свободно выбирать религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Стоит заметить, что без прав и свобод невозможно в полной мере воспользоваться самим правом на образование

Следующий уровень нормативных актов в системе образовательного законодательства — это федеральные законы. Центральное место в системе федеральных законов в рассматриваемой сфере занимает Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Он составляет основу образовательного законодательства РФ. Данный закон определяет, что «образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (п. 1 ст. 2).

Далее мы рассмотрим международное законодательство в области образования.

Международное право на сегодняшний день являются решающим фактором деятельности в социальной сфере. В период расширения серы образования увеличивается и значимость данной роли. Необходимо уметь применять знания нормативно-правового обеспечения при сотрудничестве и при защите прав в сфере образования, касающихся обучающихся, работников образовательных учреждений и т. п. В соответствии со ст. 57 Закона РФ «Об образовании» любые образовательные учреждения правомочны устанавливать прямые связи с иностранными образовательными учреждениями. Но прежде чем реализовать свои права, нужно знать, как сами права, так и порядок их реализации в конкретных отношениях и способы защиты своих прав в случае их нарушения.

Во-первых, знание норм международного права позволяет уяснить права и обязанности участников международных образовательных отношений, порядок их реализации и тем самым определить оптимальные варианты действий на период заключения договора и в процессе его выполнения, а также со знанием дела осуществлять поиск будущего партнера.

Во-вторых, имеется ряд источников права, предусматривающих применение ответственности непосредственно к образовательным учреждениям за ненадлежащее или несвоевременное исполнение международных правовых обязательств.

В-третьих, нормы международного права выступают гарантом конституционных и иных законных прав, и свобод граждан Российской Федерации.

В настоящее время насчитывается несколько сотен источников международного права, принятых непосредственно по вопросам образования, либо содержащих по этим вопросам отдельные нормы. Это документы, принятые Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН) и ее специализированными учреждениями — Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Международной организацией труда (МОТ), региональными международными организациями — Советом Европы и Содружеством Независимых Государств, а также двусторонние соглашения Российской Федерации с другими государствами.

Всеобщая декларация прав человека занимает главное место, где прописаны задачи, которые решает образование. Первая из них способствует полному развитию человеческой личности, а также помогает воспитывать у обучающихся глубокое уважение к правам человека и основным свободам. Вторая содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами. Третья содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

В соответствии с данными задачами был принят Международный пакт от 16 декабря 1966 г., который называет пять конкретных направлений, по которым каждое государство обязуется развивать образование в соответствии с задачами, поставленными Декларацией. Для того, чтобы оценить законодательство Российской Федерации, необходимо знать критерии для оценки, которые содержаться в Конвенции о правах ребенка от 1 сентября 1990 г. Согласно данной Конвенции дети имеют право на особую помощь и заботу. Так же две статьи Конвенции посвящены вопросам реализации права ребенка на образование, призванное, прежде всего, обеспечить в полном объеме развитие его талантов, умственных и физических способностей.

Не стоит забывать об основных документах ЮНЕСКО. Например, «Рекомендация о борьбе с дискриминацией в области образования», «Рекомендации о развитии образования взрослых», «Всемирная конвенция об авторском праве», шесть региональных конвенций о признании учебных курсов, дипломов и других квалификационных документов в системе высшего образования, «Всемирная декларация о высшем образовании для ХХI века: подходы и практические меры» и другие. Данные документы основываются на принципах и нормах, закрепленных Уставом ООН, Всеобщей декларацией прав человека, иными документами ООН и содержат конкретные нормативные положения, регулирующие образовательные отношения в какой-либо отдельной, относительно самостоятельной сфере образования, а также закрепляют действенные механизмы, призванные обеспечить реализацию этих положений в конкретных отношениях.

Большое значение имеет «Всемирная декларация о высшем образовании для ХХI века: подходы и практические меры». Данный документ позитивно оценивает процесс развития мирового высшего образования во второй половине ХХ в. и определяет основные меры, призванные сохранить и приумножить успехи образования на новое столетие. В документе выделены новые подходы к развитию высшего образования и пути сближения его с практической профессиональной деятельностью. Поводом для подачи жалобы может быть любое нарушение государством, его органами, иными лицами прав, закрепленных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и дополняющими ее Протоколами. Правом на подачу жалобы обладает гражданин, иностранец или лицо без гражданства, неправительственные организации или группа лиц, любое частное лицо, которые полагают, что в отношении них имели место действия, которые представляют собой нарушение государством взятых на себя обязательств по соблюдению и исполнению Конвенции. Жалоба подается на имя Генерального секретаря Совета Европы.

Решение Европейского суда по правам человека, которое он принимает по итогам рассмотрения жалобы, является окончательным и обязательным для государства, допустившего нарушение Конвенции. Надзор за выполнением решения Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы.

Необходимым условием равноправного и полномасштабного включения Российской Федерации в этот процесс является присоединение к основным международно-правовым актам, в первую очередь предназначенным регулировать академическую мобильность. Определяющими здесь являются нормы и правила, в соответствии с которыми осуществляется признание документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом. Конвенции о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней, разработанные ЮНЕСКО для различных регионов мира, формируют глобальную международно-правовую основу для многосторонних и двухсторонних взаимодействий. Всего принято 6 таких конвенций, в том числе: для Арабского, Африканского, Азиатско-Тихоокеанского, Европейского, Латиноамериканского и Средиземноморского регионов мира.

Подводя итог можно сказать, что образовательные системы и направления их реформирования нацелены на: обновление содержания образования, структурные изменения образовательных систем, привлечение к управлению образованием общественных организаций, формирование европейского образовательного пространства.

Основные правовые акты международного образовательного законодательства: Документы ООН (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка.), Документы ЮНЕСКО (Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, Рекомендации о борьбе с дискриминацией в области образования, Рекомендации МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей, рекомендации о статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования). Проблемы соотношения образовательных систем европейских стран и Российской Федерации.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, высшее образование, область образования, образование, Всеобщая декларация, Конвенция, Всемирная декларация, международное законодательство, РФ, Совет Европы.


Похожие статьи

Проблемы соотношения международного публичного и международного частного права

Соотношение принципов уголовного законодательства и уголовно-правовой политики

Проблемы правового регулирования образовательного кредитования в Российской Федерации

Международно-правовое сотрудничество Российской Федерации в области предупреждения преступности

Способы защиты интеллектуальных прав в гражданском законодательстве России

Проблемы эффективности уголовного закона в сфере антикоррупционного законодательства

Пробелы законодательства в области обеспечения авиационной безопасности

Соотношение политики и культуры в формировании гражданского общества

Соотношение частного и публичного права

Основные направления совершенствования законодательства об административном судопроизводстве

Похожие статьи

Проблемы соотношения международного публичного и международного частного права

Соотношение принципов уголовного законодательства и уголовно-правовой политики

Проблемы правового регулирования образовательного кредитования в Российской Федерации

Международно-правовое сотрудничество Российской Федерации в области предупреждения преступности

Способы защиты интеллектуальных прав в гражданском законодательстве России

Проблемы эффективности уголовного закона в сфере антикоррупционного законодательства

Пробелы законодательства в области обеспечения авиационной безопасности

Соотношение политики и культуры в формировании гражданского общества

Соотношение частного и публичного права

Основные направления совершенствования законодательства об административном судопроизводстве

Задать вопрос