Роль личности в истории, пожалуй, одна из самых интересных и сложных тем в исторической и политической науке. Подъем национального самосознания в конце ХХ века, годы борьбы за государственность выдвинули целую плеяду лидеров национального движения. Почему именно Гянджинские лидеры национального движения Азербайджана? В начале ХХ века Гянджа (второй по величине и значимости город Азербайджана, один из древних исторических местностей Кавказа) являлась центром зарождавшегося национального движения Азербайджана. Именно здесь были созданы первые национальные партии, именно Гянджа стала первой столицей первого демократического государства на Востоке – Азербайджанской Демократической Республики, именно в Гяндже вспыхнуло первое мощное восстание против большевистских оккупантов, захвативших страну в апреле 1920 года. Едва ли можно проследить деятельность и жизненный путь большинства выдающихся исторических личностей, однако на некоторых из них следует остановиться особо.
Алекпер бей Рафибейли. Его полное имя Рафибейли Алекпер Кербалайы Гасан оглы. Родился в Гяндже в 1839 году. Это человек с большой буквы, которого в городе почтительно называли «отцом народа». Человек, у которого было все и деньги, и почет, и имя, и признание, как народом, так и тогдашним царским правительством. Алекпер бей Рафибейли свое первое образование получил в Гянджинской прогимназии на русском языке, впоследствии учился в Санкт-Петербурге на сельскохозяйственном факультете. Вернувшись на Родину, работал на многих государственных должностях, начиная от пристава небольшого пункта Бум в Шекинском уезде, переводчик в Гянджинской губернской канцелярии, пристав Гянджи, и, наконец, полицмейстер Гянджинской губернии. За годы профессиональной деятельности был награжден орденом Святого Владимира, за безупречную деятельность его чин был повышен. В течение 22 лет Алекпер бей был членом Гянджинской городской Думы. Алекпер бей Рафибейли был известным меценатом, Так, он был организатором комитета по сбору средств на восстановление мавзолея выдающегося азербайджанского поэта, гянджинца Низами Гянджеви. А.Рафибейли обращается через прессу ко всему народу: « Да, мы создали общество, но средств недостаточно».[1] Тогда посильную помощь оказывает известный азербайджанский меценат Гаджи Зейналабдин Тагиев. Комитет Рафибейли восстанавливает мавзолей Низами Гянджеви. Также Алекпер бей был одним из учредителей «Гянджинского мусульманского драматического общества». Общество помогало устройству спектаклей, организации театральных трупп, оказывало материальную помощь актерам. В 1906 году по инициативе Алекпер бея Рафибейли создается Гянджинское мусульманское благотворительное общество. «Целью общества являлось вспомоществование и призрение беднейших из мусульман, как в существующих богадельнях, так и находящихся в лечебницах и других благотворительных учреждениях, также содействовать беднейшим ученикам мусульманам к поступлению или довершению образования в средних и высших учебных заведениях империи или заграницею. Помощь общества выражается назначением денежных пособий, взносом платы на учение»[2]. За время своего существования, а оно просуществовало более 10 лет, Гянджинское мусульманское благотворительное общество сыграло, несомненно, важную роль в деле просвещения жителей Гянджи, благодаря его пособиям получили образование сотни детей, повысили квалификации учителя и т.д. За один только 1916 год в пользу необеспеченных учеников, поступающих в школы, училища, а также взрослых, поступающих в высшие учебные заведения было перечислено 4 159 рублей( по тем временам очень большая сумма).[3] 10 мая 1915 года вышеуказанное общество отчислило 80 рублей в правление Гянджинского отделения просветительского общества «Нешри-Маариф». А в ноябре того же года появилось собственное «Гянджинское общество распространения грамотности среди мусульман губернии на базе отделения «Нешри Маариф». Учредителем общества был Алекпер бей Рафибейли. Цель содействовать распространению грамотности и начального образования среди мусульман, оказывать поддержку существующим школам, способствовать открытию новых школ, устраивать чтения, ввести начальное обучение на родном языке.[4] Средства у этого общества были ограниченные, и его деяния уступали по своей масштабности мусульманскому благотворительному обществу. Но свой след в истории Гянджи оно оставило. Таким образом, Алекпер бей Рафибейли вел активную благотворительную деятельность Тут нельзя не вспомнить следующие слова известного русского историка В.О.Ключевского: « Никакими методами социологического изучения нельзя выяснить, какое количество добра вливала в людские отношения эта ежедневная, молчаливая тысячерукая милостыня, насколько она приучала людей любить человека и отучала бедняка ненавидеть богатых.»[5] Действительно, благотворительность и меценатство азербайджанской буржуазии, с одной стороны вела народ к просвещению, с другой – носила общечеловеческий характер: показывала всю благородную сущность меценатов, воспитывая тем самым гуманизм в подрастающем поколении. Стиралась грань между богатыми и бедными, богачи не смотрели на бедных свысока, а последние, в свою очередь, не обвиняли во всех своих бедах отсутствие денег. И все вместе ощущали необходимость помогать нуждающимся людям. Эта помощь носила не только материальный, но и нравственный характер. Но Алекпер Рафибейли, несмотря на все привилегии, на всю свою общественную деятельность, встал на защиту национальных идей, не боясь гонений и преследований. Так, он стал одним из создателей и руководителей первой национальной партии Азербайджана «Гейрат». В издававшемcя в Москве в 1906 году журнале «Православный благовестник» указывалось, что целью активно действовавшего «общества «Гейрат» является обособление Кавказа с автономией районов, где преобладает мусульманское население»[6] Однако эта партия была недолговечна. В августе – сентябре 1906 года по инициативе известного азербайджанского мыслителя, одного из идеологов национального движения Ахмед бея Агаоглу была создана партия «Дифаи», что в переводе означает «Оборона». Эта партия была создана в результате межнациональных конфликтов, развернутых в Азербайджане в 1905-1906 годах. Как писал известный американский историк, профессор, Тадеуш Свиетоховский: « …возникнув в результате "татаро-армянской войны", "Защита(Дифаи)" своей преимущественно антироссийской деятельностью пробила брешь в многолетнем безропотном подчинении царскому режиму в стране, не видевшей никакого организованного сопротивлении со времен Шамиля»[7]. Руководителями партии были Алекпер бей Рафибейли и Молла Мухаммед Пишнамаззаде (о нем мы расскажем далее). Основные цели партии были сформулированы в программе, напечатанной в газете «Иршад» в 1906 году. Главной и основной своей целью партия провозглашала избавление своего народа от обрушившегося на него в последние годы несчастий, а именно армяно-мусульманских столкновений [8]. Для достижения этой цели у партии имелось два средства: образование и сила, то есть партия должна содействовать тому, чтобы дать образование своему народу, просветить невежественные массы. Именно этому способствовали вышеуказанные благотворительные общества, учрежденные Алекпер беем Рафибейли. С другой стороны, посредством силы партия собиралась избавить народ от внешних врагов. Также целью партии являлось – достижение благоденствия народов Кавказа и установления истинного братства между ними. Во время межнациональных конфликтов 1905-1906 годов лично Алекпер беем Рафибейли напечатал в прессе 254 корреспондентских письма отражающих объективную картину происходящего. Он всегда был членом примирительных делегаций, к его слову прислушивались. Поэтому Алекпер бей Рафибейли был опасен и как уважаемая личность, и как руководитель самой сильной и влиятельной партии. 31 июля 1908 года указом генерал-губернатора Алекпер бей Рафибейли был выслан в Оренбургскую область. Однако высылка не состоялась, и Алекпер бей продолжал пропагандировать национальные идеи, идеи защиты интересов не только мусульман, но и всех жителей Азербайджана. Так, благодаря именно его активной деятельности, в период первой мировой войны Указ царя о выдворении всех немцев в Сибирь не коснулся немцев, живущих на территории Гянджинской губернии.
Молла Мухаммед Пишнамаззаде родился в 1853 году в Гяндже. Начальное образование получил в Гяндже, высшее духовное образование в Тебризе. Духовное звание получает в 1883 году в Тифлисе. В1892 году был назначен главным муллой Гянджинской Пятничной мечети. У него были значительные заслуги в деле развития просвещения края, способствовал открытию новометодных школ, выступал за обучение мусульманских девочек, активно занимался благотворительностью. Молла Мухаммед Пишнамаззаде являлся основателем общества «Мектеби-хейрийя (благотворительные школы для нуждающихся)». В этих школах детям выдавались школьные формы, обучающимся детям выплачивалась стипендия, обучение проводилось на родном языке. Прогрессивные взгляды религиозного деятеля не устраивали правящие круги, и в 1900 году вместе с 37 другими видными представителями интеллигенции Молла Мухаммед Пишнамаззаде был сослан в Туркестан. Против него было выдвинуто ложное обвинение в пропаганде в пользу Ирана и Турции. Через два года Пишнамаззаде возвращается в Гянджу, строит мечеть и становится его управляющим и продолжает заниматься благотворительной и просветительской деятельностью. В1906 году назначается казием( ведущая религиозная должность) Гянджи. Как уже указывалось выше, в 1906 году была создана национальная партия «Дифаи», Молла Мухаммед Пишнамаззаде был одним из руководителей партии. За партийную деятельность Пишнамаззаде вновь преследуется и в 1908 году высылается в Астраханскую область. Через год возвращается, прибывает в Тифлис и избирается членом «Закавказского мусульманского учреждения» В полицейских донесениях сохранились интересные сведения, раскрывающие Пишнамаззаде, как личность. Так, в одном из донесений, датируемым февралем 1912 года, содержится следующая информация: « В мусульманском мире он (Молла Мухаммед Пишнамаззаде – от автора) считается одним из главных и общественных деятелей. Он инициатор возникновения в пределах Кавказского края мусульманских новометодных школ, библиотек-читален и всевозможных благотворительных обществ, В своих сочинениях, статьях и речах, произносимых в общественных местах, он призывал мусульман к объединению и уничтожению национальных междоусобиц. Пишнамаззаде по взглядам своим прогрессист и вместе с тем человек в высшей степени религиозный, серьезный, ведет замкнутый, скромный и трезвый образ жизни соответствующий его видному положению в мусульманском духовенстве и обществе. Не посещает никаких увеселительных мест и не вращается в светском кругу. Поборами и взяточничеством не занимается, так как это противоречит его убеждениям народного деятеля и идеалиста и вообще не входит в черту его характера»[9]. На основе представления министра внутренних дел России от 14 января 1915 года Молла Мухаммед Пишнамаззаде был назначен царем на должность шейхуль-ислама шиитского духовного управления мусульман Кавказа. На этой должности он остается до 1918 года.
Мирза Мухаммед Ахундзаде родился 24 мая 1875 года в Гяндже. Начальное образование получил в Гяндже, превосходно знал арабский и персидский языки. Он был известным просветителем, публицистом, драматургом, переводчиком, поэтом, фольклористом, общественным деятелем. Мирза Мухаммед Ахундзаде был преподавателем Гянджинской реальной гимназии. Начиная с 1897 года, то есть с 22-летнего возраста начинает издавать учебники, по этим учебникам долгое время занимаются школьники. Он был первым, кто написал книгу о театре на азербайджанском языке. Эта была книга «Что есть театро», изданная в 1909 году. Мирза Мухаммед Ахундзаде был организатором и участником всевозможных благотворительных и просветительских обществ. Все средства, полученные от издания книг, он перечислял на благотворительные нужды. Так, в 1909 году была издана его книга «Шейх Низами», посвященная творчеству великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви. Весь гонорар был направлен на восстановление мавзолея Низами в Гяндже. Мирза Мухаммед Ахундзаде был секретарем партии «Дифаи», сыгравшей судьбоносную роль в истории Азербайджана. Именно у него хранилась печать партии. На печати был изображен полумесяц, звезда и два скрещенных кинжала, под ними стояла надпись «Национальная боевая партия «Дифаи». Эта печать была обнаружена у Ахундзаде при обыске в 1909 году. Незадолго до обыска на одном из тайных собраний партии встал вопрос о том, что стоит ли хранит печать, ведь это прямая улика. На это незамедлительно ответил Мирза Мухаммед Ахундзаде: «Печать уничтожать нельзя. Печать обязательно будет храниться в музее будущего независимого Азербайджана» [10]. Это были воистину пророческие слова, хотя печать до наших дней не сохранилась, Азербайджан стал независимой республикой, а все членов партии «Дифаи» народ помнит и чтит. Но тогда, в 1908 году в доме Мирза Мухаммеда был проведен обыск. Официальным поводом для обыска стала дружба М.М. Ахундзаде с членом партии эсеров Крючковым, который был арестован незадолго до этих событий. В доме у Ахундзаде были обнаружены винтовка и пистолет. Эти оружия были приобретены им во время армяно-азербайджанских столкновений 1905-1906 годов, поскольку дом семьи Ахундзаде находился прямо в эпицентре боевых действий. Также при обыске обнаружили печать партии «Дифаи». За участие в партии «Дифаи» Мирза Мухаммед Ахундзаде был арестован и сослан в Туркестан, а точнее в Самарканд. Из ссылки бежал в Иран, где принимал активное участие в революционном движении Саттархана. Как указывалось выше, Мирза Мухаммед Ахундзаде был учителем. Несмотря на всю свою занятость, плодотворную общественную, политическую, просветительскую, творческую деятельность, его главным занятием на протяжении всей жизни, его призванием являлось учительство. И видимо не зря, ученики очень любили Мирза Мухаммеда. Приведем лишь один факт: все пять ссылки, что М.М. Ахундзаде был вдали от дома, его бывшие ученики заботились о семье своего учителя. Оказывали моральную и материальную поддержку. В 1913 году в связи с 300-летием дома Романовых была провозглашена всеобщая амнистия, Мирза Мухаммед Ахундзаде вернулся на родину и вновь стал преподавать в гимназии.
Мировой исторический опыт свидетельствует, что любой заметный рывок в развитии, который переживает нация или цивилизация, есть ответ на предшествовавший вызов, представлявший угрозу их существованию. Именно в такие переломные моменты истории и появляются уникальные политические фигуры, выступающие базовым конфигуратором этого ответа
Литература:
1. Елизаветпольские губернские ведомости, 1909 год,28 мая
2. Государственный Исторический Архив Азербайджанской Республики (ГИА АР), ф.421, оп.1, д.1, л.2
3. ГИА АР, ф. 421, оп.1, д.17, л.3
4. ГИА АР, ф.431, д. 7, л.10
5. Ключевский В.О. Сочинения в 9 томах, т.9, Москва, 1990, стр. 231
6. Багирова И. .Политические партии и организации Азербайджана в начале ХХ века, Баку, 1997, стр. 167
7. Swietochowsky T. Russian Azerbaijan. 1905-1920, Cambridge,1985
8. Иршад, 1906, 13 октября
9. ГИА АР, ф.524, оп.1, д.30, лл1-2
10. Şeyxzamanlı N. Azərbaycan istiqlal mücadiləsi xatirələri, Bakı,1997,стр.13