В условиях либерализации экономики основным критерием эффективность сельского хозяйства является конкурентоспособность. Повышение конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей во многом зависит от возможности и качества управления конкурентными преимуществами. В условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка необходимо разрабатывать адекватные конкурентные стратегии, которые в свою очередь должны вызвать изменения во внутренней среде, способствующие повышению конкурентоспособности.
Узбекистан удовлетворяет потребность внутреннего рынка по основным видам продовольствия (зерно, овощи, фрукты, виноград, бахчевые) не в полном объеме по картофелю и продуктами животноводство и является импортером чая, кофе, какао-бобы, цитрусовые. Это определяет участие республики в мировом торговом сообществе. Следовательно, по определенным видам продукции необходимо увеличить объем производство и расширить уровень выхода на внешний рынок.
При этом необходимо иметь виду, что мировые цены, к которым стремится республика, формируются на основе наиболее конкурентоспособного производства стран-экспортеров. Преобладающий вариант – превышение внутренних цен над мировыми.
Следовательно, без государственной поддержки производства и регулирования внешней торговли узбекский товаропроизводитель проиграет конкурентную борьбу за рынки сбыта, в том числе и за свой рынок.
Полностью отказаться от импорта продукции в сложившейся обстановке нельзя, так как это приведет к образованию дефицитного рынка по некоторым продуктам и росту цен. В тоже время процессы стабилизации экономики диктуют объективную необходимость реализации Правительственной программы импортазаменения. Речь должна идти не о свертывании а, о реструктуризации внешэкономической деятельности, исходя из следующих факторов:
- большинство отраслей узбекского сельского хозяйства размешено в менее благоприятных природных условиях по сравнению с ведущими странами - экспортерами;
- сельскохозяйственное производство имеет более слабое техническое обеспечение;
- недостаточно развита рыночная инфраструктура и система реализации и доведения отечественной продукции до потребителя.
Открытых национальных рынков не существует, особенно продовольственных. Каждая страна, даже страны-импортеры, стараются защитить свой внутренний рынок и отечественного производителя.
Чрезмерная либерализация внешней торговли, отсутствие контроля за использованием ресурсов приводит не только к свертыванию производства, но и к росту безработицы на селе, обнищанию значительной массы населения и зависимости рынка от недостаточно стабильной политико-экономической ситуации в мире.
Отмена государственного заказа на продукции сельского хозяйства (кроме хлопка и зерна) позволила сельскому товаропроизводителю (фермерские и дехканские хозяйства) свободно распоряжаться произведенной продукцией и непосредственно выход на внутренний и внешний рынок. Теперь сельский товаропроизводитель должен уметь не только производить продукцию, но и реализовать ее в условиях жесточайшей конкуренции. Это обязывает его по многому:
- во-первых, он должен уметь калькулировать свою продукцию и устанавливать цену, которая должна отвечать требованиям: покрывать издержки производства и не должна превышать рыночной;
- во-вторых, продукция должна пользоваться спросом, т.е. товаропроизводитель обязан изучить коньюктуру рынка и производить ту продукцию, которая пользуется спросом и способна выдерживать конкуренцию;
- в-третьих, продукция по качеству должна отвечать как внутреннему, так и международному стандарту. Эти три факторы определяют конкурентоспособность продукции фермеров и дехканских хозяйств.
Условия спроса характеризуются тремя составляющими: структура внутреннего спроса, величина и характер его роста и его интернационализация. Для этого необходимо:
- наладить информационную службу на уровне республики, областей и районов, чтобы обеспечить сельхозтоваропроизводителей информацией: о конъюнктуре рынка товаров рынке ресурсов, спроса на сельхозпродукции, наличие семян конкурентоспособных сортов растений, технологии, транспортного обеспечение, включая внутренний и внешний рынок;
- совершенствовать стандартизацию в соответствии мировыми стандартами повышать уровень знаний, как товаропроизводителей, так и потребителей;
- совершенствовать технологию производства, развивать специализацию по производству сельхозпродукцию.
Все это требует управление качеством продукции, целью которого является принятие совокупных мер направленных на выделение приоритета.
Для сельского хозяйства Узбекистана характерна монополистическая конкуренция, выражающееся в сохранении госзаказа на определенные виды продукции и установлении перерабатывающими организациями монопольную цену на закупаемую продукции, которые являются сдерживающим фактором. Плюс к этому сохранившееся регламентация развития частного сектора покупателей сдерживает повышении качества, увеличения объема, расширения ассортимента продукции.
В условиях финансового кризиса усиливается конкуренции, в особенности на рынках сельскохозяйственной продукции, требует разработки новых подходов к производству и переработки сельхозпродукции.
Главная задача отрасли – обеспечение потребности населения в продовольствии, основывается на системе факторов и условий на внешнем и внутреннем рынках, отвечающей интересом государства по обеспечению продуктами питания. Обычно ее реализация определяет тактику и стратегию действия государство по продовольственному обеспечению, целью, которой является создания условий для бесперебойного и стабильного удовлетворения потребности населения продовольствием с учетом эффективного использования природного и экономического потенциала.
Основные факторы продовольственного обеспечения страны можно условно разделить на внешние и внутренние.
Внутренние факторы: состояние организационно правового и экономического механизма; состояние использования земельно-водных ресурсов; экономическое и общественное состояние развития сельского хозяйства; ход реализации реформ в аграрном секторе и уровень либерализации; качество и конкурентоспособность продовольственных товаров.
Внешние факторы: внешторговой режим по продовольственным товаром; конъюнктура мировых цен на продовольственные товары; импорт технологии, сырья, машин и оборудования, удобрений и т.д.; транспортная обеспеченность внешних связей; режим водных ресурсов притекающих из соседних стран.
Выявленные количественные и качественные показатели могут использоваться как со стороны государственных, так и негосударственных предприятий в процессе мониторинга внутренних и внешних факторов продовольственного обеспечения, а также а процессе анализа и прогноза. В процессе либерализации и углубления экономических реформ в республике эти факторы могут меняться и возникнут новые факторы.
Поэтому необходимо проводить периодический мониторинг факторов продовольственного обеспечения. Мониторинг должен охватить вопросы качества производимой продукции и ее конкурентоспособности.
Важными подсистемами в формировании продовольственного баланса и бесперебойном продовольственном обеспечении населения, являются экспорт и импорт продовольственных товаров республики.
За годы независимости внешняя торговля перетерпела качественные и количественные изменения. В общем объеме импорта доля продовольственных товаров составила 8,4% (2008 г.) и по сравнению с 1995 г. увеличился в 1,7 раза.
Объем экспорта продовольственных товаров в совокупном экспорте составила 8,1%. Соотношения импорта к экспорту составила 1:1.42, т.е. имеет положительное сальдо.
В качественном отношении снизилась импорт пшеницы, картофеля, риса, овощей, фруктов, увеличился импорт мясо, молока, рыбопродуктов, животного жира, маргарина, чая, и соевые бобы.
Анализы показывают, по многим видам продукции Узбекистан может стать нетто-экспортерами. Особенно это относится к овощам, фруктам и винограду, которых можно экспортировать в свежем и переработанном виде. При этом необходимо использовать факторы раннего созревания этих видов сельхозпродуктов.
Кроме того, имеется возможности снизить объем импорта по тем видам продукции которые производится в недостаточном количестве.
В обоих случаях основное внимание, должно быть обращена на повышение качества и снижение себестоимости.
Необходимо отметить, что в рынке сельскохозяйственных товаров большое число независимо действующих продавцов, это: сами товаропроизводители; посреднические организации и частные лица; государство; крупные и мелкие перерабатывающие предприятия. Из этого большого числа продавцов в худшем положении находятся сельхозпроизводители, так как остальные конкуренты стараются реализовать в основном стандартную или однородную продукцию.
Кроме того, производители находятся во власти рынка и на цену продукта на рынке, не может оказать влияние. Он должен соглашаться с этой ценой, независимо она покрывает издержки или нет.
Дальнейшее рационализация экспорта – импорта по продовольственным товаром и обеспечение населения продовольствием необходимо проводить постоянный мониторинг влияния импорта продовольствия на внутренний рынок, платёжный баланс республики, развитие и углубление реформ в таких отраслях, как пищевая промышленность и сельское хозяйство.
В условиях усиления конкурентоспособности на рынке сельхозпродукции и расширения возможностей экспорта для товаропроизводителей, вопросы разработки и дальнейшего совершенствования технологий производство и переработки сельхозпродукции, обеспечивающей сохранение её качественных показателей и экологическую чистоту, добывающие нутриентов улучшения качества и обеспечения их длительного хранения становится актуальным.
Возможности производство ранних овощей, картофеля ранее созревания, плодов и ягод значительно повышает конкурентоспособности сельского хозяйства Узбекистана.
Одним из важнейших вопросов в повышении конкурентоспособности сельскохозяйственных товаров во внешнем рынке является снижение транспортных издержек. Этот вопрос нельзя решать на уровне сельхозпредприятий или района. Так как Узбекистан является внутриконтинентальной страной необходимо государственное вмешательство, возможно часть транспортных расходов необходимо, чтобы государство приняло на себе.
Исследование показывает, что 27-34% затрат в себестоимости продукции приходится на долю обслуживающих организацией. Расширение видов сервисных услуг, обеспечение конкуренции между ними способствуют улучшению качество услуг и снижении её стоимости.
Таким образом, неразвитость рыночной инфраструктуры является одним из причин низкой конкурентоспособности продукции сельского хозяйства.
Неразвитость системы стандартизации, метрологии и сертификации сельскохозяйственной продукции также является одним из причин низкого качества и низкой конкурентоспособности продукции сельского хозяйства.
В условиях мирового финансово-экономического кризиса сертификация продукции выступает как эффективный инструмент повышения научного и торгово - экономического сотрудничества между странами, укрепления доверия между ними.
Во многих странах мира сертификация получила настолько широкое распространение, что без сертификата, удостоверяющего продукции требования стандарта, выданного в странах, невозможно реализация продукции на рынках данной страны. В связи с этим в ходе аграрных реформ особое внимание следует уделять организационно - экономическим аспектам обязательной сертификации продовольствия. Поэтому в продуктовых цепочках необходимо развивать комплексной системы сертификации, предусматривающей сбалансированность требований к проведению сертификации конечных и промежуточных продуктов сельского хозяйства на базе разработки методологических положений, организации конкурентоспособных низкозатратных систем управления межотраслевым продовольственным комплексом. Приверженность качеству должна пронизывать всю деятельность товаропроизводителей, переработчиков и службы реализации, т.е. «производство – переработка - реализация-потребитель» и потребитель является конечной звеной в этой цепочке.
В успешной функционировании этой цепочки немаловажное значение имеет человеческой фактор - подготовка и повышения профессионального уровня каждого участника (члена) цепочки.
Принципиальной особенностью обучения персонала должна является задача превращения знания отдельного работника (интеллектуальные навыки) в знании всей цепочки.
Таким образом, повышение конкурентоспособности продукции сельского хозяйства зависит от множества факторов, соблюдение которых является непременным условием подъема экономики отрасли. При этом вера в людей и их хорошее качества должна составлять основу управления экономикой.