На рубеже XXI века в мире произошло много принципиальных изменений, среди которых есть одно, определяющее начало новой эпохи – это превращение человеческого потенциала в главный фактор развития общества, экономики, государства. Если ранее ведущими факторами являлись военная сила, экономическая мощь, научно-технические достижения, то с начала XXI в. им стал потенциал человека, т.е. совокупность духовных, интеллектуальных, информационных, социально-экономических возможностей личности. От того, насколько быстро в России произойдет осознание значения этих изменений, зависит не только темп развития нашей нации, но и само ее будущее.
Россия стремительно превращается, как сказал еще в феврале 2007 г. Президент Д.Медведев, в «другую страну». В ближайшем будущем завершится период стабилизации, и должно наступить развитие. Однако на пути развития любой страны неизбежно встают проблемы борьбы с коррупцией. По мнению политологов, в тоталитарных обществах, к которым относят и СССР, коррупции, в ее сегодняшнем понимании, нет, т.к. нет экономической платформы. Там государственная власть владела всем, но не было собственников. При переделе собственности, произошедшем после крушения СССР, произошло и смещение ценностных ориентаций – кропотливый труд перестал быть ценностью. Цениться стала ловкость, граничащая с мошенничеством, позволяющая «сколотить» капитал в короткие сроки. Властные методы борьбы с коррупционностью государства не дали ожидаемых результатов, о чем говорит и Глава Государства Д.Медведев: «Очевидно, что состоянием борьбы с коррупцией, противодействия коррупции не доволен никто - ни наши граждане, которые считают коррупцию одной из самых серьезных проблем, одним из самых больших вызовов нашему государству, ни чиновники, ни сами коррупционеры. Дело в том, что пока никаких значимых успехов в этом направлении я отметить не могу».[1]
Коррупция – это не только экономическая проблема, это проблема идеологическая, мировоззренческая. Мировой опыт показывает, что успех борьбы с этим злом в значительной степени зависит от успешности действий институтов гражданского общества по нравственной коррекции индивидуального и общественного сознания и поведения, ориентации его на неприятие коррупции.
Для того чтобы смогла Россия чем-то стать в будущем, она должна быть не просто «не Западом», а вполне определенно позиционировать себя идеологически и мировоззренчески. Русский философ И.А.Ильин писал: «Настоящее государство держится не принуждением и страхом, а свободной лояльностью своих граждан: их верностью долгу; их отвращением к преступности; неподкупностью чиновников; честью судей… все это не может быть заменено ничем…Народы и государство держатся только правосознанием своих граждан и своих правителей. И от воспитания его зависит вся будущность России».[2]
Не будет преувеличением сказать, что именно в сфере образования проявления коррупции носят наиболее разрушительный для общества характер, разлагая нравственные устои общества. Опасность коррупции в образовании заключается в дезориентации участвующих в ней граждан с малых лет. Например, ребенок дома слышит как родители живо обсуждают, сколько они отдали за его устройство в детский сад или сколько потратили на подарки воспитателям. В результате, у ребенка практически с раннего возраста складывается неверное представление об общественном устройстве, а впоследствии подобные вещи уже не рассматриваются как проявления коррупции, считаясь практически нормой. Именно поэтому, под коррупцией в сфере образования и науки часто подразумевают деградацию, связанную с нарушением определенных этических стандартов.
В.Л. Римский, заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ отмечает: «У нас за последние годы ни в одной области не возникло новых идей. Технологиям в автомобилестроении и авиастроении не менее десяти лет. Это последствия коррупции в образовании. Мы там теряем математиков, программистов, генетиков. Мы теряем наш человеческий капитал».[3]
По мнению Министра образования А.А. Фурсенко, «милицией коррупцию не истребишь, надо в корне менять мотивацию студента. У нас лишь небольшой процент учится ради знаний, остальные – ради корочки. Студент должен быть заинтересован в качестве получаемых знаний, тогда вузы со взяточниками окажутся внизу рейтинга. Их финансирование будет минимальным, а коррупция станет невыгодной. Пока же спрос рождает предложение.»[4]
Деятельность государства по борьбе с коррупцией в нашей стране осложняется еще рядом проблем:
Первая проблема – экономическая политика, по-прежнему сводящаяся в основном к накоплению денежных ресурсов и не предполагающая долгосрочного видения.
Вторая – идеологическая. «Отсутствие видения будущего страны, ее образа, ценностей, вокруг которых могла бы объединиться элита…» [5]
Без ясной цели любая идеология бессмысленна. Общество без цели, без идеи вряд ли может существовать и, тем более, развиваться. Проблема – в формулировании этой идеи на публичном, вербальном уровне, ведь «идеи» могут существовать внутри нации, не оформленные ясными лозунгами. При этом формы этой идеи могут быть разными, но предмет всегда один – человек. В основе борьбы идеологий всегда лежит борьба за человека, в одном случае, направленная за человека, в другом – против него, о чем бы ни говорили лозунги, т.е. конфликт лежит на извечном духовном уровне борьбы Добра и Зла. В идеологии базовым всегда является социокультурный уровень. С. Говорухин, цитируя А.Солженицина, вполне определенно раскрыл политический смысл культуры и духовности: «Если духовные силы нации иссякли, никакое наилучшее государственное устройство и никакое наилучшее промышленное устройство не спасут ее от смерти. С гнилым дуплом дерево не стоит». Однако, по отношению к России планомерно применяется настойчивая и даже в чем-то агрессивная политика, целью которой является насильно «встроить» Россию в чужую систему ценностей, отражающую прежде всего иные национальные интересы. При этом основная аргументация сводится к тезису о том, что глобализация вырабатывает некие «универсальные» мировоззренческие, политические и идеологически стандарты. Объективные глобальные процессы сводятся к идеологическим, мировоззренческим. Причем не абстрактным, а вполне определено отражающим ценности и национальные интересы ведущих стран мира. Весь «универсализм» превращается в навязывание «наиболее передовых» идеологических моделей и ценностей, которые оказываются удивительно соответствующими чужим национальным интересам. Именно идеология ставит задачу политике. С её помощью правящий класс выстраивает систему управления обществом, экономикой, государством. Когда же власть, как например в последние годы существования СССР, отказывается от идеологии, то происходит и потеря ее управленческой функции. Новые знания могут родиться только на фундаменте национальных основ: научных, культурных, религиозных. Они не могут быть простой интерпретацией чужих знаний. Нации, обладающие такими историческими и культурными основами и использующие их в развитии, - потенциальные лидеры глобализации.
Есть фундаментальные закономерности, на которые обращают внимание западные социологи, в том числе взаимосвязь между культурными ценностями, экономикой и политикой. В процессе развития преобладающие взгляды меняются – причем определенным и предсказуемым образом. Сначала экономика тянет за собой культурные перемены, а потом ценности начинают менять экономику и политику. Экономическое развитие приводит к смене ценностей от традиционных (религиозных) к внерелигиозным. Это «индустриальный этап» модернизации: новые технологии дают человеку ощущение более полного контроля над окружающим миром. В результате Бог и семья теряют центральное положение в картине мира. Прохождение индустриального этапа и отказ от традиционных ценностей не гарантируют демократического устройства. «Секулярные убеждения не менее догматичны, чем религиозные, – пишет Инглхарт, – они могут оправдывать и неограниченную политическую власть, как это было с фашизмом и коммунизмом».
На «постиндустриальном этапе» модернизации процесс идет иначе: рост доходов начинает менять ценности от «ценностей выживания» к «ценностям самовыражения». Культура становится определяющим фактором. А раз так, то та нация, которая обладает культурным фондом, а главное, осознает роль в экономическом и социальном развитии, получает огромные преимущества в эпоху глобализации.
Именно поэтому восстановление национальной идентичности и роли традиции в России стало одной из важнейших задач первого десятилетия XXI века. Не менее важной, чем восстановление финансовой и макроэкономической стабильности.[6]
Вопросы самоидентификации, прежде всего в духовной и культурной областях, прошли период становления в России в первом десятилетии XXI в, при огромном позитивном влиянии Русской Православной церкви и значительного социального слоя граждан, ориентированных на ее позицию. Можно сказать, что с начала века в России идет все усиливающийся процесс самосознания себя как нации, как государства в культуре, спорте, экономике и, наконец, во внешней политике. «Переход от информационно-технологического этапа в развитии человечества к культурно-духовному, не оставит шанса тем нациям, которые растеряют свое историческое наследие»,- считает А. Подререзкин.[6]
Именно человеческий потенциал становится главной движущей силой не только развития экономики, но и выражением национального и государственного могущества. Поэтому все инвестиции в человека, его интеллект и здоровье – физическое и духовное – становятся заранее беспроигрышными. Соответственно, инвестиции в культуру, образование, духовную сферу следует рассматривать, как минимум, как высокорентабельные экономические инвестиции. Государство вне традиций, как и общество вообще, не существует и не может существовать. А в условиях навязчивой глобализации потеря национальной идентичности и смерть нации может наступить еще быстрее, т.к. устойчивость социокультурных и цивилизационных параметров стремительно уменьшается.
Вот почему проблема самоидентификации России, создания адекватной идеологии, направленной на восстановление государственного самосознания, возрождение истинных духовных ценностей должна стать доминирующей в России. Именно на этом должна базироваться национальная программа борьбы с коррупцией. Будущее страны зависит от того, на каких идеалах будет воспитываться грядущее поколение.
Литература:
1. 14 июля 2010 - РИА Новости. Выступление Президента РФ Д. Медведева на заседании Совета законодателей в Москве
2. Ильин И.А. Пути России// Иван Ильин, сост. А.Д.Путинцев. – М.: Вагриус, 2007 г. с.67
3. Цита Аффентранчер. Российские школы погрязли в коррупции //2005.№ 10 С.18-22
4. Молодые юристы против коррупции // http: www/ rels.obninsk.com
5. Фадеев В. Год осознания себя как нации// Эксперт, 15021 января 2007г., №1-2,с.9
6. А. Подберезкин. Человеческий капиталъ.Т.1: Идеология опережающего развития человеческого потенциала/ Институт развития гражданского общества и местного самоуправления. – М.: Издательство «Европа», 2007. – с.24