Феноменология понятия «культура самостоятельной работы» не однозначна, т.к. система ограничений и возможностей нас ставит в такие рамки, где человек, субъект, личность, уникум не всегда может выполнить ту или иную работу, поставленную сообразно выбранных цели и средств.
Культура самостоятельной работы как механизм саморазвития и самореализации личности, способ посредничества между субъектами общества и социокультурным опытом человечества является результатом индивидуально-личностного (биолого-генетического, психофизиологического, социально-педагогического и пр.), профессионально-компетентностного и мультисредового самовыражения и взаимодействия в культуре, деятельности и общении, где смыслы и ценности являются унифицированными элементами (единицами) социально-профессионального обмена и роста, продукты коих лежат в плоскостях воспитания, обучения, образования, развития, социализации, взаимодействия, самореализации и самосовершенствования.
Культура самостоятельной работы – это механизм самосовершенствования и самореализации субъектов социального пространства, определяющая ориентиры и особенности социального взаимодействия субъектов-носителей деятельности и культуры. Несомненна роль данного феномена в определении перспектив работы с обучающимися и студентами, а также в реализации всевозможных акметехнологий, акметраекторий современного обучения и образования в системе начального, среднего и высшего профессионального образований. Культура самостоятельной работы – это составная часть культуры, определяющая развитие и формирование личности.
В педагогике средней школы одним из наиболее распространенных методов и средств формирования и развития культуры самостоятельной работы у обучающихся является формирование потребности в использовании совокупности средств и методов фиксации информации [3].
Если качественно сформированы умения владения способами фиксации информации в средней школе, то в вузах у студентов не возникает сложностей в освоении одного из наиболее распространенных методов и средств формирования и развития культуры самостоятельной работы в высшей школе – моделирования в своём многообразии видов, форм и средств.
Моделирование – это воспроизведение определенных свойств и связей изучаемого объекта в другом, специально созданном объекте – модели [6].
Модель – это идеальный образец, позволяющий изучать реально существующие объекты или явления материального мира [6].
Моделирование – 1) метод исследования объектов на их моделях – аналогах определенного фрагмента природной или социальной реальности; 2) построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов [5].
Моделирование – это процесс, в ходе которого педагог-исследователь строит модели (идеальные структуры), позволяющие изучать или рассматривать грани, нюансы реального объекта в усеченных условиях, не изменяющих его существенные (значимые) признаки – качества, функции, свойства, особенности [4].
В педагогике модели различают:
· Словесно-логические. Под словесно-логическим моделированием мы понимаем целенаправленное построение образов посредством слова; примерами словесно-логических моделей являются аннотации, выписки, гипотезы, записи, конспекты, обзоры, описания, определения, планы, рецензии, тезисы, цитаты, анкеты, тесты, беседы, интервью, сравнения, монологи, диалоги, рассказы, сказки, пословицы, поговорки, присказки, прибаутки, загадки, сочинения, изложения, пересказы, перифразы и пр.
· Структурно-логические. Под структурно-логическим моделированием мы понимаем процесс создания или логической структуры, или совокупности словесно-логических моделей и логической структуры; примерами структурно-логических моделей являются алгоритмы, графики, схемы, диаграммы, дитексы – совокупность диаграмм, текста и изложенного в них смысла, рефераты и др. [4].
Моделирование – это процесс создания идеального образца, фасилитирующего изучение какого-либо феномена в системе антропологических единиц, отношений и связей.
Студенты-педагоги за период обучения в вузе знакомятся со всеми видами, типами, формами и методами моделирования. Так, на первом курсе в структуре изучения дисциплины «Введение в педагогическую деятельность» студенты моделируют презентацию «Я – профессионал», в структуре изучения курса «Общие основы педагогики» студенты моделируют реферат, план-конспект классного часа, а студенты педагоги-психологи ко всему вышеперечисленному и определения категории «воспитание». На втором курсе в структуре изучения дисциплины «Теория и методика воспитания», «Теория обучения. Педагогические технологии» студенты по желанию могут моделировать творческий проект, а также дефиниции категорий «воспитание» и «обучение». В структуре изучения дисциплин «Психолого-педагогическая антропология» и «История педагогики и образования» студенты могут в качестве итоговой формы контроля выбрать защиту творческого проекта – электронного учебника, фасилитирующего изучение особенностей изучения того или иного дидактического материала, связанного с зарождением антропологического знания. Изучение дисциплин «Основы профориентологии», «Социальная педагогика», «Управление образовательными системами», «Специальная педагогика» возможно с использованием итоговой формы контроля по выбору студентов или реферата, или творческого проекта.
Во всех творческих проектах во введении отражается общая структура исследования по педагогике, студенты в методологической основе исследования записывают методологический подход, который описывается разнообразными моделями, теориями, концепциями. Одной моделью является система принципов педагогического или социально-педагогического взаимодействия.
В связи с этим нами был поднят вопрос о классификации систем принципов в современной педагогике. Одним из факторов, лежащих в основе такого рода классификаций, является – категория педагогики: принципы воспитания, обучения, развития, образования, самовоспитания, самообучения, саморазвития, самообразования, социализации, адаптации, просвещения, формирования, самоопределения, самосовершенствования, самореализации, взаимодействия (педагогического, психологического, социального и пр.).
Другим фактором классификации систем принципов является отношение к ее структуре – линейные или линейно-построенные системы принципов, в которых ярко прослеживается линия-последовательность однородных принципов, и нелинейная система принципов, в которых видна разветвленная структура модели, если привести аллегорическую модель, то это так называемые карманы, по которым мы раскладываем необходимые нам элементы в удобной для нас последовательности и порядке.
Можно выделить следующую классификацию принципов воспитания по степени управления поведением ребенка: гибкая и жесткая, по отношению к общечеловеческим ценностям: гуманная и антигуманная, по отношению к традициям и нормам общества: социальная и асоциальная, по степени принадлежности к источнику формирования ценностей и мотивации взаимодействия: антропоцентрическая, социоцентрическая, педоцентрическая, дидактицентрическая, религиозной педагогики, альтруистическая, гуманизма, личностно ориентированная и пр.
Очень сложно общаться с беспринципными людьми – людьми без принципов. Как же формируется система принципов взаимодействия у человека и изменяется ли она в течении всей жизни?!…
Система принципов взаимодействия формируется в структуре ведущей деятельности, т.е. в игре (от 0–7 лет), учении (7–14 (17 (22 (…)))), труде (14–55(60) – КЗОТ или 50(55) – вредные или особые условия труда) согласно тем нормам микро-, мезо-, макро- и мегапространства, в которых воспитывается, возделывается и самосовершенствуется субъект общения¸ культуры и деятельности. На протяжении всей жизни мы изменяемся, и изменяются наши ценности, мировоззрение, модели взаимодействия, отношений и реконструкций. Данный процесс синергетичен, ситуативен, личностно и социально обусловлен.
Моделируя систему принципов в словесно-логическом аспекте субъект взаимодействия осознанно или подневольно (к зачету, экзамену, при приеме на работу и пр.) отражает объективно или субъективно (иллюзорно, вымышлено, надуманно, приукрашено, фантастично и пр.) свои нормы морали и этики, согласующиеся с нормами пространства. Успешность такого рода деятельности зависит от многих факторов, выделим некоторые из них: интеллектуального развития субъекта, уровня развития коллектива и общества, принятия и реализации систем принципов гуманизма, в которой немаловажную роль играют здоровье субъекта и общества в целом, психологическая совместимость людей, толерантность, уровень адаптации, уровень социализации, гибкость, креативность, продуктивность и пр.
Примером такого рода работы явилось моделирование систем принципов педагогического взаимодействия на факультете физической культуры студентами второго курса очной формы обучения и четвертого курса заочной формы обучения 2009/2010 уч. г.
Приведем из наиболее удавшихся две системы принципов:
Комарова М. А. (2009/2010 уч. год, 2 курс, ФФК, ОФО), система принципов социально педагогического взаимодействия:
1) Принцип научности, наглядности, прочности в реализации условий педагогического воздействия и взаимодействия.
2) Принцип последовательности, системности и систематичности в планировании и организации педагогического взаимодействия.
3) Принцип ценностно-смысловой направленности социально-педагогического взаимодействия:
ü принцип единства целей и ценностей социально-педагогических воздействий;
ü принцип учета индивидуальных особенностей личности (возрастных, интеллектуальных, физических, половых и пр.);
ü принцип создания и реализации условий для позитивного эмоционального фона в социально-педагогическом взаимодействии;
ü принцип природосообразности и культуросообразности;
ü принцип единства требований в педагогическом коллективе;
ü принцип гуманизации и гуманитаризации;
ü принцип аксиологизации и акмеологизации основ педагогического взаимодействия и пр.
4) Принцип диалектического формирования и развития самостоятельности слушателя (студента) и формируемых, с точки зрения педагогики и психологии, структур личности:
ü принцип единства самовоспитания, саморазвития, самообучения, самообразования, самореализации, самоактуализации, самосовершенствования;
ü принцип перехода от обучения к самообучению;
ü принцип перехода от контроля к самоконтролю;
ü принцип формирования и развития творческого потенциала субъектов взаимодействия;
ü принцип формирования культуры самостоятельной работы, профессионально-педагогической культуры, коммуникативной культуры, культуры социально-педагогического взаимодействия;
ü принцип формирования и развития внутренней мотивации учения;
ü принцип формирования и развития адекватной, позитивной самооценки и достаточного уровня притязаний и др.
5) Принцип здоровьесбережения в планировании и организации социально-педагогического взаимодействия:
ü принцип научной организации труда, общения, увлечений и отдыха;
ü принцип учета уровня физического, психического, развития обучающихся в системе ограничений культуры (ценности, принципы, этикет, этика, особенности роли субъектного взаимодействия)
6) Принцип позитивного взаимодействия в единстве воспитания, обучения, развития, образования, просвещения, социализации, адаптации при учете социального заказа и индивидуальных особенностей субъектов социально-педагогической среды в процессе планирования и организации педагогического взаимодействия:
ü принцип сотрудничества педагога и слушателей (студентов);
ü принцип воспитания в коллективе и через коллектив;
ü принцип единства всех видов обучения;
ü принцип сознательности и активности слушателя (студента);
ü принцип субъектного контроля и объективности средств контроля и оценки;
ü принцип ведущей роли педагога в процессе взаимодействия;
ü принцип единства сознания и деятельности;
ü принцип дихотомического сочетания историзма и инновативности;
ü принцип коллективного характера обучения и учета социального заказа в процессе социально-педагогического взаимодействия;
ü принцип интегративности в организации целостного педагогического процесса;
ü принцип профессиональной ориентации, грамотности, компетентности, мастерства в организации психолого-педагогической деятельности;
ü принцип выращивания в культуре педагогической деятельности и мышления;
ü принцип адекватного отражения объективной действительности;
ü принцип связи обучения, воспитания, развития и образования с жизнью и практикой;
ü принцип взаимосвязи категорий педагогики: воспитания, обучения, развития, образования, социализации и адаптации;
ü принцип оптимизации всех звеньев целостного педагогического процесса;
ü принцип рационального сочетания различных видов, форм, методов взаимодействия и пр.
7) Принцип ограниченности условиями процесса взаимодействия (время, материально-технические условия, индивидуальные особенности субъектов деятельности, культурологические, информационные, ценностные и т. д.) и др.
Казакова С. Л. (2009/2010 уч. год, 4 курс, ФФК, ЗФО), система принципов социально-педагогического взаимодействия:
1. Принцип научности, доступности, ответственности в планировании и организации воспитательных воздействий.
2 .Принцип последовательности, системности и систематичности в воспитании.
3. Принцип ценностно-смысловой направленности воспитания:
· принцип единства целей и ценностей воспитательных воздействий в процессе воспитания-перевоспитания;
· принцип относительности воспитательного воздействия;
· принцип учета индивидуальных особенностей личности (возрастных, интеллектуальных, физических, половых и пр.);
· принцип положительного эмоционального фона в процессе жизнедеятельности воспитанника детского дома;
· принцип природосообразности и культуросообразности воспитательных воздействий, опосредованных системой ограничений и возможностей воспитанников детского дома и социально-педагогической среды;
· принцип гуманизма, уважения, толерантности и ответственности за себя и других в микро-, мезо-, макро- и мегасреде;
· принцип диалектического развития воспитанника и пр.
4. Принцип формирования и развития самостоятельности воспитанника:
· принцип перехода от воспитания к самовоспитанию;
· принцип перехода от контроля к самоконтролю;
· принцип создания и реализации условий для личностного и профессионального самоопределения воспитанника;
· принцип формирования позитивной, адекватной самооценки и необходимого уровня притязаний в процессе социально-педагогического и социально-профессионального взаимодействий;
· принцип формирования внутренней мотивации и социально и личностно значимого целеполагания.
5. Принцип позитивного социального взаимодействия:
· принцип сотрудничества педагога с детьми или принцип взаимодействия в процессе воспитания-перевоспитания;
· принцип воспитания в коллективе и через коллектив;
· принцип взаимосвязи воспитания, обучения, образования, социализации и адаптации;
· принцип ведущей роли деятельности педагога в процессе социально-педагогического и психолого-педагогического взаимодействия;
· принцип сознательности и активности в воспитании при включении воспитанника в значимую деятельность;
· принцип оптимизации воспитательного процесса;
· принцип созидания внутреннего и внешнего в системе социокультурных отношений;
· принцип адекватного отражения объективной действительности в процессе психолого-педагогического взаимодействия;
· принцип условно бесконфликтных взаимоотношений (исключение деструктивных конфликтов) в микро-, мезо- и макровзаимодействии.
6. Принцип здоровьесберегающей педагогики в системе полисубьектных отношений в микро-, мезо-, макро - и мегагруппах:
- принцип стимулирования активности обучающихся на занятиях ФК и С, воспитательных мероприятиях, приуроченных решению личностно и социально значимых проблем;
- принцип оптимального сочетания различных видов деятельности в структуре формирования личности воспитанника в детском доме;
- принцип участия и результативности в спорте, в научной работе, в искусстве и культурно-массовой работе;
- принцип ситуативной социально и личностно обусловленной комфортности в различных видах деятельности, опосредованной интересами, возможностями и социальными ролями в микро-, мезо-, макро- и мегагруппах.
Моделирование системы принципов обучения и педагогического взаимодействия фасилитирует осознание уникальности природы социальных и социально-педагогических отношений субъектами моделирования. Это зависит от уровня культуры самостоятельной работы, сформированности предметных и общеучебных ЗУН-ов, форм, средств и методов педагогического взаимодействия, уникальности полисубъектных связей в системе микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредовых отношений.
Моделирование как метод и средство формирования и развития культуры самостоятельной работы субъектов обучения, общения, деятельности (педагогов, инженеров и пр.), культуры имеет ряд преимуществ:
· выявление и осознание спектра аксиакмеологических структур личности в процессе полисубъектных взаимоотношений, опосредованных социокультурными нормами, традициями и потребностями, учебной и профессиональной деятельностью, где самосовершенствование и самореализация являются необходимыми компонентами, предопределяющими исход синергетически и диалектически обусловленных процессов в социально-педагогической системе;
· формирование и развитие интереса и мотивации к проблемам изучаемых курсов, связанных прямо и косвенно с будущей профессиональной деятельностью, создание условий для формирования профессиональной зрелости в ходе прохождения технологических и производственных практик;
· формирование сферы профессионального творчества и сотрудничества, опосредованной социальным заказом и индивидуально-личностным развитием студента;
· развитие профессионального мышления, повышение уровня профессиональной и коммуникативной культуры и компетенций посредством практико-ориентированной работы со студентами;
· повышение качества обучения и научно-исследовательской деятельности студентов.
Литература
1. Козырева, О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография / О. А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. – 385 с. – ISBN 5–85117–239–8.
2. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики: монография / О. А. Козырева. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с. – ISBN 978–5–7148–0346–8.
3. Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы: учебно-методическое пособие к компьютеризированному учебнику / О. А. Козырева. – Новокузнецк, 1997. – 102 с.
4. Козырева, О. А. Общие основы педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. – 279 с. [ + приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–353–0.
5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М. : БРЭ, 2003. – 528 с. – ISBN 5–7107–7304–2.
6. Словарь иностранных слов. – 13- изд., стереотип. – М. : Рус. яз., 1986. – 608 с.