Традиционное семейное воспитание детей в Монголии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (22) ноябрь 2010 г.

Статья просмотрена: 6890 раз

Библиографическое описание:

Чулуунбат, Должинсурэн. Традиционное семейное воспитание детей в Монголии / Должинсурэн Чулуунбат. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 11 (22). — Т. 2. — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/archive/22/2240/ (дата обращения: 19.12.2024).

Монголы – один из древнейших народов Земли. Традиционное монгольское воспитание представлено классической цивилизацией кочевого образа жизни, религией буддизма и шаманизма и, конечно, монгольским языком.

При воспитании ребенка монголы придерживались определенных правил, соответствующих возрастным периодам:

 - в возрасте до 5 лет – возноси, как хана (нужно стараться содержать совершенно чистыми ум, язык и тело);

- в возрасте от 5 до 11 лет – води за собой, словно тень (родители учат своих детей домашним заботам и т.д. );

- в возрасте от 11 до 16 лет – учи самостоятельности;

- с 16 лет стань для своего ребенка другом [143.C. 41-45]. (Доёд У, Нэргуй Н. Сургалтын технологи шинэчлэлийн узэл баримтлал. - УБ,  1999.- Ху. 41-45).

Дети – дар небес, по буддийскому вероучению, и их надо бережно воспитывать. Традиционное монгольское воспитание в семье предполагает воспитание дисциплины у детей. Однако дисциплина не жесткая, родители уважают своих детей, дети же, почитая взрослых, обращаются к родителям только на «Вы». Из поколения в поколение молодежь прислушивалась к мнению взрослых и шла в ногу с обычаями общества. Для Монголии характерна связь между поколениями в семье, где детей воспитывают не только родители, но и многочисленные родственники. Особую роль в семейном воспитании играет бабушка. Почти вся гамма чувств – страх, радость, стыд, нежность – развивается у маленького человека в общении с бабушкой, которая очень близка, терпелива, порой жалостлива и бесконечно мудра. Она первая приучает к порядку, дает житейские навыки, знакомит с восторгом игры и с тем, что мир состоит не их одних только радостей.

Монгольское воспитание мальчиков и девочек отличается. Большую роль в формировании будущего «настоящего монгольского мужчины» играет отец, для девочки – мать.

Система воспитания мальчиков предполагает овладение умением присматривать за домашними делами, для чего необходимы аккуратность, выносливость, смекалка.

Девочке необходимо быть отзывчивой, способной с одного взгляда понимать  состояние близких людей и действовать в соответствии с этим. Учили, что грубость несовместима с женственностью; воспитывали быть осмотрительной, осторожной. Говорили, что ей суждено стать женщиной, дарить жизнь, и, оберегая себя, оберегать будущее; быть вежливой, уважительной.

В педагогической мудрости народа наблюдается достаточно широкий спектр фольклорных средств воспитания, которые можно достаточно условно распределить по различным целевым направлениям воспитательного процесса:

- пословицы - для социально-этического воспитания;  

- загадки - для умственного воспитания;

- песни – для эстетического, патриотического воспитания;

- сказки – для разных видов воспитания [58. C.6]. (Кульганек И.В. Мир монгольский народной песни.- СПБ.: Петербургское Востоковедение, 2001.- С 6).

Согласно мнению Долгорсурен Б. [38] (Долгорсурен Б. Особенности стиля воспитания матери и отца в зависимости от пола подростка: Автореферат. канд. психол. наук. – Москва, 2004.-20с.), в бесценных сокровищах педагогической мысли монголов, дошедших до нас, до нашего сознания через узы наших прародителей, отражены и приведены в систему методы и средства традиционного семейного и общинного воспитания.

1.       Устное народное творчество, фольклор. В него входят крупные эпические произведения, сказки, мифы, легенды, предания, пословицы, песни, загадки.

2.       Народные игры. Всесторонние развитие личности ребенка предполагает постоянно возрастающую свободу, развитие  инициативы, самостоятельности, а, главное, возможностей и физической силы, способностей и задатков. Монголы говорят, что «Человека по друзьям, а ребенка по игрушкам узнают».

В фольклоре всегда отражаются  черты национального характера:

- скромность и скрытность: у монголов свои тайные представления об умении добиться успеха. Они никогда не заявляют о том, что владеют ключом к победе во всех случаях жизни, это потому, что ключи есть, но не все и не всегда находят им правильное применение. Эта тайна с виду проста, как улыбка на лице самого человека, но чтобы по-настоящему понять и узнать, и, наконец, использовать в своем победоносном действии, нужен не просто хороший, полноценный перевод, но и умение постигать истину. Например: эр хуний замын хузуу урт – у мужчин дорога длинная; хэлснээ хээр гээхгуй, санасанаа салхинд алдахгуй байх- не терять сказанное в поле, не пускать задуманное по ветру (быть хозяином своих слов);

- трудолюбие: родители распределяют свои обязанности по воспитанию детей и прививают им с раннего детства любовь к труду. Дети с ранних лет, едва начав ходить, заносили в юрту аргал, накрывали на стол, подносили старшим пищу. Дети в возрасте 4-5 лет уже помогали по хозяйству, приобретая при этом скотоводческие навыки. Ажил хийж хун болдог, ар давж морь болдог – совершивший труд становится человеком, а преодолевший перевал становится скакуном; эрхийг сурахаар бэрхийг сур – лучше учится умениям, чем капризам (горе красит человека);

- смелость: зоригтой хунийг зол дагадаг (смелого человека сопровождает счастье).

- любовь и уважение к старшим: Ах нь сургаж дYY нь сонсдог (старший брат учит, а младший слушает); ахмадын сургаал алт (наставление старших – золото);

- терпение: Чоно зуусандаа, морь харайсандаа (волк хватает в схватке зубами, конь – в  прыжке);

- отношение к окружающему миру: мууг ойлгохгуйгээр сайныг унэлж чадахгуй (не познав плохого, не оценишь хорошего);

Многие монгольские ученые обращались к принципам традиционного монгольского воспитания. В частности, Ц. Цэвээн [155], (Цэвээн Ц. Боловсрол- УБ,1990.- №2.- Ху.108) так сформулировал принцип монгольского традиционного воспитания: через конкретную деятельность дети овладевают знаниями и формируют характер.

В свой работе Долгорсурен.Б [38] отмечала, что у монголов достижение цели воспитания осуществлялось, во-первых, благодаря раннему приобщению детей к традиционным видам производственной деятельности, во-вторых, привлечение к труду носило дифференцированный и непрерывный характер с учетом пола и возраста, в-третьих, этот процесс сопровождался серьезной морально-психологической подготовкой, в четвертых, практические знания и умения отличались высоким профессионализмом.

Ч. Жачин [144] (Жачин Ч. Ардын сурган хумуужуулэх узэл, баримтлал зарчмын тухай асуудал. // Боловсрол сэтгуул. - УБ, 1992.- Ху. 102-108.) отмечал следующие принципы традиционного монгольского воспитания:

1. Старший учит, младший на ус мотает

2. В трудах человек человеком становится

3. Не учись баловаться, а учись не жаловаться (эрхийг сурахаар бэрхийг сур);

4. Договоры – к ладу, наговоры – к разладу

5. Не встал в час тигра (спозаранок) – считай, день пропал, не учился сызмала – считай, жизнь пропала (кто рано встает, тому бог подает (барс цагт босохгуй бол одрийн ажил алдагдана, багадаа эрдэм сурахгуй бол онийн явдал алдагдана));

6. Держи строгость снаружи, а чадолюбие внутри (люби детей внутренне, но не внешне (хайраа дотроо, халаа гаднаа)).

У каждого народа существуют умения и навыки воспитания и образования, которые постепенно совершенствуются и передаются из поколения в поколение. Национально-культурные стереотипы общения устойчиво сохраняются веками без изменений, порой уходя корнями в глубочайшую древность [9. C.13]. (Бгажноков Б.Х. Коммуникативное поведение и культура. Советская энциклопедия, 1978. - № 5.- С 13.). Они являются общепринятой социальной нормой, с помощью которой общество объединяет людей; унифицирует их образ жизни [8]. (Бардышевская М.К. Дети с недостатком эмоциональных привязанностей // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. М.: ТОО «Симс», 1995.)

В фольклоре отражены не только принципы воспитания, но и система подготовки учителя. Такая подготовка помогает студенту освоить педагогические средства, проверенные многовековым опытом, кроме того, она имеет значительный воспитывающий потенциал формирования личности, национальной идентичности будущего учителя.

В настоящее время монгольская система образования очень схожа с российской (дошкольное, начальное, неполное, полное и высшее образование). Обучение в монгольских школах в свете реформ в образовании начинается в возрасте 6 лет и длится в течение 11 лет при полном образовании (11 классов), основное образование составляет 9 лет (9 классов).

Начальная школа в Монголии является первой ступенью школьного образования, где дети приобретают фундаментальные знания для дальнейшего образования. В первом классе начальной школы не существует как таковой системы оценок. Вместо нее детям ставят звездочку, квадрат, треугольник, но чаще всего успеваемость учащихся дается в письменном и устном виде (похвала “хорошо”, “отлично”, “молодец” и т.д.). Со второго года дети получают оценки кредитной системы (если 90% -100% - А, 80%- 89%- В, 70%-79% - С, 60%- 69%- D, 0%-59%- F). Но первоклассники получают в конце первого года оценки кредитной системы.

Таким образом, в народной монгольской педагогике все задачи, связанные с формированием личности, решаются на основе активного участия воспитуемого в трудовой жизни, что вполне согласуется с основными принципами традиционной народной системы воспитания.

 

Литература:

1.      Галактионова Н.А.  Этнопедагогика: учебное пособие. – Тюмень: Вектор Бук, 2005. – 144 с.

2.      Баттогтох Д., Жачин Ч. Ардын сурган хумуужуулэх овоос (Народные педагогические традиции). – Уланбатор: Сурган хумуужуулэх ухааны хурээлэн, 1991. – 96 х.

3.      Гаадамба Ш, Цэрэнсодном Д. Монгол ардын аман зохиол (Монгольский народный фольклор). // Улан-Батор, 1998.

4.      Дашням Л. Монголчуудын хун бутээдэг ухаан. (Наука о воспитании и развитии человека в Монголии). – Уланбатор, 2000. – 150 х.

5.      Эрдэнэ-Очир Г. Ардын сурган хумуужуулэх зуй. (Народная педагогика). - Уланбатор:  Гэгээрлийн яам, 1998. – 148 х.

Основные термины (генерируются автоматически): традиционного монгольского воспитания, Традиционное монгольское воспитание, Похожая статья, эрхийг сурахаар бэрхийг, сурахаар бэрхийг сур, воспитание детей, оценки кредитной системы, монгольского традиционного воспитания, семейное воспитание детей, Система воспитания мальчиков, фольклорных средств воспитания, разных видов воспитания, стиля воспитания матери, народной системы воспитания, достижение цели воспитания, Народное воспитание детей, формирования личности, Монгольское воспитание мальчиков, навыки воспитания, общинного воспитания.


Задать вопрос