В настоящее время многополярный мир вступил в эпоху активных изменений и поисков дальнейших перспектив развития. Динамично развивающееся общество предъявляет повышенные требования к социальной мобильности личности. В связи с этим, изучение проблемы социально-психологической адаптации личности к новым, постоянно изменяющимся реалиям, становится принципиально важным в теоретико-экспериментальных исследованиях. Принципиальную важность, на наш взгляд, представляет анализ использования взаимосвязи ценностных ориентаций личности, её самоотношение и склонности к манипулированию.
Следует отметить, что данная проблема, несмотря на давнюю традицию исследования, до сих пор не получила целостного изучения. В последние годы интерес к данной проблеме значительно возрастает, прежде всего, в контексте формирования жизненных ориентиров и идеалов молодежи. Об этом свидетельствует существенное увеличение публикаций на данную и смежные с ней проблемы: Жданова О.О., Знаков В.В., Марголина Е.Л., Доценко Е.Л., Шейнов В.П., и др. Однако в научной литературе на сегодняшний день практически отсутствует комплексное исследование взаимосвязи ценностных ориентаций, самоотношения и склонности к манипулированию у юношества. Изучение этого отношения дает возможность глубже проникнуть в сферу нравственных представлений и требований современной молодежи и, тем самым, расширить наши знания о психологических особенностях данного возрастного периода. Кроме того, понимание данной взаимосвязи является удобной моделью, раскрывающей условия, факторы и индивидуально-психологические различия формирования системы отношений к действительности, к окружающим людям и самому себе.
Целью нашего исследования являлось изучение соотношения ценностных ориентаций, самоотношения и склонности к манипулированию у юношества.
В исследовании приняли участие 106 человек – студенты Пугачёвского гидромелиоративного техникума в возрасте 17-20 лет.
В данной работе мы использовали два основных метода исследования: анкетирование и опрос. На первом этапе мы предложили испытуемым авторскую анкету, направленную на выявление:
1) демографических и социальных характеристик испытуемого;
2) уровня субъективного благополучия респондента;
3)степени субъективной способности манипулирования другими.
На втором этапе мы использовали методику Фанталовой «Уровень соотношения «Ценности» и «Доступности» в различных жизненных сферах» (УСЦД).
На третьем этапе испытуемым был предложен тест-опросник диагностики самоотношения В.В Столина и С.Р. Пантелеева, построенный в соответствии с разработанной Столиным иерархической моделью структуры самоотношения.
Далее испытуемым была предложена шкала макиавеллизма Р. Кристи и Ф. Гейза (1970). Русскоязычный вариант методики адаптирован и апробирован в психологической лаборатории под руководством профессора В.В.Знакова. Мак–шкала предназначена для выявления макиавеллистических установок и убеждений испытуемых (склонности человека манипулировать другими людьми в межличностных отношениях). Методика ориентирована на людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.
При обработке данных мы получили следующие результаты. Максимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый по шкале макиавеллизма, равнялось 120. В нашем исследовании показатели варьировались от 53 до 101балла. Мы выделили две группы, с низким и высоким уровнем среднее для всей выборки (М=73,25) и сигму (σ=9). Для оценки различий между двумя этими группами мы использовали двухвыборочный t-тест с различными дисперсиями. При анализе данных учитывались значения, превышающие соответствующий уровень значимости.
Далее нами проведен уровневый сравнительный анализ выделенных групп по ряду показателей – значимости и доступности ценностей, конфликтности ценностной сферы, самоотношения, имеющих, на наш взгляд, принципиальное значение для выбора стратегий манипулирования. Это знание в немалой степени позволит раскрыть скрытые механизмы манипуляций в общении.
Сравнительный анализ ценностной сферы в группе с высоким и низким уровнем макиавеллизма показал, что существуют различия в значимости ряда ценностей. Так, у лиц с низким уровнем макиавеллизма выражены такие ценности, как «познание», «самоинтерес» и «творчество». Это говорит о том, что с ростом макиавеллизма уменьшается интерес к познанию, к расширению кругозора и теряется интерес к собственной личности, к возможности творческой деятельности. У людей с высокими показателями макиавеллизма выражены следующие ценности: «обеспеченная жизнь» и «свобода». Видимо для людей склонных к манипулированию отсутствие материальных затруднений, равно как и свобода в поступках и действиях имеет особую значимость. Выраженность ценности «уверенность в себе» и её доступность позволяет сделать вывод о необходимости присутствия уверенности в себе, для манипулирования другими. В нашем исследовании у лиц с высоким уровнем макиавеллизма также ярко выражена степень религиозности, эти данные согласуются с проведенными ранее исследованиями В.В. Знакова. В частности, им также была обнаружена связь между макиавеллизмом и религиозностью.
Далее выяснялся вопрос о том, связан ли макиавеллизм с демографическими показателями и такими качествами, как самоуважение, аутосимпатия и др. Для оценки меры зависимости этих переменных, полученных во всех выборках, нами использован корреляционный анализ по методу Пирсона.
Анализ полученных результатов позволил выявить множество интересных закономерностей, часть из которых непосредственно связана с целью нашей работы - изучение соотношения ценностных ориентаций, самоотношения и склонности к манипулированию у юношества.
В первую очередь, мы попытались выяснить, с какими характеристиками имеет корреляционную связь макиавеллизм. Связь между показателями Мак-шкалы и «самоинтересом» (r= -0,311, при p<0,05) говорит о том, что при высокой склонности к манипулированию другими происходит отказ от себя, ориентации на собственную личность. Вместе с тем, нами обнаружены связь между показателями Мак-шкалы и такими характеристиками, как ценность «познание» (r= -0,383, при p<0,01) и конфликтность ценности «познание» (r= 0,292, при p<0,05) , что позволяет предположить, что с ростом макиавеллизма у человека уменьшается интерес к познанию, к расширению кругозора, и увеличивается конфликтность в данной сфере. Макиавеллизм также сопряжён с такими характеристиками как «степень религиозности» (r= 0,326, при p<0,05) и «уверенность в себе» (r=0,316, при p<0,05) .Человек манипулирующий другими, очевидно должен быть уверен в себе, для достижения благоприятного результата. Корреляционный анализ также позволил выделить и связи между полом и «самоуважением» (r = - 0,426, при p<0,01), «самопонимание» (r= -0,544, при p<0,001), «доступность-любовь» (r= 0,272, , при p<0,05), «удовлетворенность родителями» (r= 0,424, при p<0,01). Это свидетельствует о том, что мужчины больше склонны к самоуважению, самопониманию, а женщины в большей степени удовлетворены отношениями с родителями и им более доступна такая сфера человеческой жизни как любовь.
«Самоуважение» имеет отрицательную корреляцию с «удовлетворённостью жизнью» (r=-0,445, при p<0,001), «удовлетворённостью материальным положением» » (r = -0,306, при p<0,05), «степенью удовлетворенности родителями» (r= -0,399, при p<0,01). Эти данные свидетельствуют о том, что лица в той или иной степени неудовлетворенные отношениями со своими родителями, своим материальным положением и жизнью в целом, тем не менее, уважает себя. «Самоуважение» также сопряжено со «степенью способности управлять другими» (r= -0,319, при p<0,05) и «уверенностью в себе» (r= -0,52 при p<0,001). Можно предположить, что люди с высокими показателями по шкале «самоуважение» не уверенны в себе, и соответственно менее способны к управлению другими.
«Ожидаемое положительное отношение других» отрицательно коррелирует со степенью «удовлетворённости материальным положением» (r= -0,312 при p<0,05) и степенью религиозности» (r = -0,343 при p<0,01). Эта связь говорит нам о том, что люди удовлетворённые своим финансовом положением, так же как и лица с высокими показателями по шкале «религиозность», не ожидают от окружающих хорошего, доброжелательного отношения к себе.
Такое качество как «самоинтерес» отрицательно сопряжено с уверенностью в себе (r= -0,456 при p<0,01). Видимо человек уверенный в себе, теряет интерес к себе, к собственной личности.
«Самопринятие» имеет отрицательную корреляционную связь со степенью «удовлетворённости жизнью» (r= -0,273 , при p<0,05), и «уверенностью в себе» (r= -0,34, при p<0,05). Это говорит о том, что человек, принимающий себя таким, каков он есть в поступках и суждениях, чаще неудовлетворён жизнью и неуверен в себе. «Самопринятие» также отрицательно сопряжено со способностью «привлечь другого на свою сторону» (r = -0,439 при p<0,001) и степенью способности управлять другими» » (r= -0,428 при p<0,001). Человек, принимающий себя, в меньшей степени управляет другими, привлекая другого на свою сторону. Довольно интересной выглядит связь «самоинтереса» со «способностью привлечь другого на свою сторону» (r = -0,305 при p<0,05) и «способности управлять другими» (r = -0,302 при p<0,05). Человек способный управлять другими людьми, манипулировать ими теряет интерес к себе, к собственной личности.
«Самоуважение» сопряжено с такой ценностью как «уверенность» (r=0,311 p<0,05), и имеет отрицательную связь с ценностью «красота природы и искусства» (r= -0,39 при p<0,01). Это говорит нам о том, что человек с высоким самоуважением - уверен в себе, в своих действиях, наверняка нацелен на результат и менее склонен ценить красоту природы и искусства.
«Ожидаемое положительное отношение других» имеет положительную корреляцию с ценностью «активная жизнь» (r= 0,306 при p<0,05). Несомненно, человек, ценящий активную, насыщенную жизнь вправе ожидать положительного отношения окружающих.
Сравнение корреляционных структур ценностей в двух изучаемых нами групп показывает на наличие определенных различий. Так, в группе с высоким уровнем макиавеллизма 6% взаимосвязей являются высокозначимыми, а в группе с низким уровнем – лишь 2%.
Сравнение структур ценностных ориентаций показывает, что у лиц с низким уровнем макиавеллизма высокое количество интегрированных связей, в то время как у лиц, с высоким уровнем, количество связей весьма ограничено.
Отметим, что у лиц с высоким уровнем макиавеллизма выражены многочисленные связи между показателями «уверенность в себе», «удовлётворённость жизнью» и самоотношением, а у лиц с низкими показателями, они отсутствуют.
Нами не было обнаружено существенных различий в сфере доступности ценностей, что говорит о том, что испытуемые находятся практически в одинаковых исходных условиях.
Таким образом, проведенные нами исследования свидетельствуют о существовании ряда связей между макиавеллизмом и социально-психологическими характеристиками личности. Они подтверждают нашу гипотезу о том, что лица, склонные к манипулированию, характеризуются рядом социально-психологических образований, отличающих их от актуализированных юношей.