Рынок российских корпоративных облигаций принято относить к развивающимся долговым рынкам, тем не менее, облигационная масса телекоммуникационных корпораций составляет 40-60% общих объемов эмиссий корпоративных ценных бумаг.
Выбрав в качестве подходящего способа финансирования облигации, корпорациям в обязательном порядке необходимо раскрывать информацию о себе на всех этапах эмиссии ценных бумаг. Это данные, позволяющие провести анализ ее финансового состояния как эмитента, включая структуру кредитного портфеля, дебиторскую задолженность и др. [6.]. Потребуется также провести регистрацию выпуска и выполнять требования ФСФР России и Федерального закона от 22.04.96 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
Для инвестора облигации как финансовый актив характеризуются потенциальным доходом и риском, связанным с его получением (параметром риска является дюрация – средневзвешенный срок размещения актива). Российские телекоммуникационные корпорации широко практикуют выпуск облигаций как с короткой (до 100 дней), так и с длительной (на 3-5 лет) дюрацией (для сравнения: в США облигации выпускаются в среднем на срок от 10 до 30 лет).
Основными эмитентами еврооблигаций являются крупные банки и компании, а также государственные органы. Что касается основной массы российских компаний (табл. 1), то они чаще прибегают к разновидности еврооблигаций, так называемым нотам участия в кредите (Loan Participation Note, LPN).
Таблица 1
Размещение еврооблигаций российскими компаниями
Компания |
Окончание размещения |
Сумма, млн. долл. |
Ставка купона, % |
Дата погашения |
Организатор (участник размещения) |
АФК «Система» |
2004 |
350 |
5 |
2011 |
Credit Swiss |
Норникель (LPN) |
2004 |
500 |
7,13 |
2009 |
Gitigroup, Morgan Stanley |
Алроса |
2005 |
500 |
9 |
2014 |
ING, JP Morgan |
Angara Mining |
2006 |
50,1 |
7 |
2008 |
Nomura International, Уралсиб |
Северсталь (LPN) |
2008 |
1250 |
9,75 |
2013 |
Gitigroup, BNP Paribas |
Источник: www.fd.ru, www.cbonds.info.ru
Одно из главных требований к корпорации, решившейся на выпуск еврооблигаций – обязательное наличие аудированной отчетности по МСФО. В дальнейшем необходимо найти западный банк для проведения эмиссии бумаг и заключить с ним договор. Потратиться эмитенту придется и на присвоение ценным бумагам рейтинга международного агентства с целью достижения положительных итогов размещения [1, с. 75-76].
Степень риска и надежности облигаций эмитентов оценивают такие аналитические агентства, как, например, Standard & Poor's, Moody’s Investors Service, Fitch Ratings и Национальное рейтинговое агентство (табл. 2).
Таблица 2
История кредитного рейтинга эмитента ОАО «МобильныеТелеСистемы»
Агентство |
Шкала |
Дата |
Рейтинг |
Прогноз |
Moody's Investors Service |
Международная шкала в иностранной валюте |
02.04.2009 |
Ba2 |
Стабильный |
09.10.2007 |
Ba2 |
Позитивный |
||
10.05.2007 |
Ba3 |
Позитивный |
||
Standard & Poor's
|
Международная шкала в иностранной валюте |
02.08.2010 |
BB |
Позитивный |
05.11.2009 |
BB |
Стабильный |
||
01.04.2009 |
BB |
Негативный |
||
28.08.2008 |
BB |
Позитивный |
||
01.02.2007 |
BB- |
Позитивный |
||
24.03.2005 |
BB- |
Стабильный |
||
Международная шкала в национальной валюте |
02.08.2010 |
BB |
Позитивный |
|
05.11.2009 |
BB |
Стабильный |
||
03.08.2009 |
BB |
Негативный |
||
01.04.2009 |
BB |
Негативный |
||
28.08.2008 |
BB |
Позитивный |
||
01.02.2007 |
BB- |
Позитивный |
||
24.03.2005 |
BB- |
Стабильный |
||
Fitch Ratings |
Международная шкала в иностранной валюте |
10.09.2010 |
BB+ |
Стабильный |
09.10.2009 |
BB+ |
Стабильный |
||
06.08.2009 |
BB+ |
Негативный |
||
31.03.2009 |
BB+ |
Негативный |
||
20.11.2008 |
BB+ |
Негативный |
||
07.04.2008 |
BB+ |
Стабильный |
||
Национальная шкала (Россия) |
10.09.2010 |
AA(rus) |
Стабильный |
|
06.08.2009 |
AA(rus) |
Негативный |
||
20.11.2008 |
A(rus) |
Негативный |
||
07.04.2008 |
AA(rus) |
Стабильный |
||
Международная шкала в национальной валюте |
10.09.2010 |
BB+ |
Стабильный |
|
Национальное рейтинговое агентство |
Национальная шкала (Россия) |
15.02.2007 |
AA- |
- |
Источник: сост. автором по данным информационного агентства www.cbonds.info.ru
Несмотря на небольшой опыт отечественных компаний по привлечению облигационного капитала, телекоммуникационные корпорации уже успели глубоко интегрироваться в международную финансовую систему и стать наиболее ликвидными компаниями в секторе корпоративных еврооблигаций (табл. 3). Для российских телекоммуникационных корпораций привлекателен рынок иностранных облигаций в США, в первую очередь крупными размерами займов, которые в среднем составляют 100 млн. долл., а наиболее крупные достигают 300 млн. долл. и более.
Первая эмиссия еврооблигаций ОАО «МТС» была проведена в декабре 2001 г., на 250 млн. долл., а в 2002 г. был размещен дополнительный транш этого же выпуска на 50 млн. долл. В 2005 г. размер евробондов телекоммуникационных корпораций составлял почти 3,5 млрд. долл. За 2006 г. на российском фондовом рынке было размещено 190 выпусков корпоративных облигаций на общую сумму более 374,2 млрд. руб. В 2009 г. ОАО «МТС» выпустило облигации на сумму 15 млрд. руб. Годовой купон по ним составлял 16,75 процента. Для сравнения: последнее размещение ценных бумаг «Газпромнефти» – госкомпании, у которой априори более низкие инвестиционные риски, прошло с полугодовым купоном 16,7 процента, что примерно равно 17,3 процента годовых [4, с. 104].
Таблица 3
Российские телекоммуникационные корпорации на международном
рынке облигаций
Корпорация |
Год погашения |
Купон, % |
Объем выпуска, млн. долл. |
ОАО «МТС»
|
2008 |
9,8 |
400 |
2010 |
8,4 |
400 |
|
2012 |
8,0 |
400 |
|
ОАО «ВымпелКом»
|
2009 |
10,0 |
450 |
2010 |
8,0 |
300 |
|
2011 |
8,4 |
300 |
|
2018 |
9,1 |
1000 |
Источник: данные Альфа-банка, www.cbonds.info.ru., www.company.mts.ru
ОАО «МТС» объявило о полном погашении семилетнего еврооблигационного займа на 400 млн. долларов со сроком погашения 13 октября текущего года. По данным корпорации, погашение еврооблигаций осуществляется за счет собственных средств МТС. Общий объем купонных выплат за время обращения еврооблигаций, в том числе выплат по последнему купону, которая осуществляется одновременно с погашением выпуска, составил 234,5 млн. долларов. Суммарный объем долговых обязательств ОАО «МТС» на конец II квартала 2010 года составил 7,267 млрд. долларов. На текущий момент в обращении находится еще два займа еврооблигаций: семилетний на 400 млн. долларов с доходностью 8% со сроком погашения в 2012 г., а также десятилетний облигационный заем на 750 млн. долларов со сроком погашения в 2020 г. и доходностью 8,625% [3].
В пользу привлечения долгового (а не акционерного) капиталаговорят следующие обстоятельства:
- держатели контрольного пакета акций не заинтересованы в увеличении общего числа акций и, как следствие, в размывании своей доли;
- в случае застоя биржевой конъюнктуры разместить новый выпуск акций по приемлемому курсу очень сложно;
- облигационный заем позволяет привлечь значительно больший объем финансовых ресурсов;
- выпуск облигаций более прозрачный и менее дорогой по сравнению с акциями способ финансирования; проценты по заемным средствам уменьшают налогооблагаемую базу, а дивиденды по акциям выплачиваются из чистой прибыли, т.е. после налогообложения;
- облигационный заем является по общему правилу беззалоговым способом заимствования;
- облигации предполагают привлечение капитала на более длительный период, что позволяет корпорациям не только осуществлять крупные инвестиции, но и последовательно планировать свою деятельность, исходя из сроков выпуска облигационных займов;
- облигационный заем позволяет корпорации начать выстраивать публичную кредитную историю;
- возможность маневрирования при определении характеристик выпуска: все параметры облигационного займа (объем эмиссии, процентная ставка, сроки, условия обращения и погашения и т.д.) определяются эмитентом самостоятельно с учетом характера осуществляемого за счет привлекаемых средств инвестиционного проекта.
Заемщики на рынке еврооблигаций в основной своей массе имеют известные имена и безупречную кредитную историю, что даёт им возможность не участвовать в рейтингах и не тратить деньги на оплату услуг рейтинговых агентств [7]. В качестве основных кредиторов и ведущих менеджеров выпусков еврооблигаций обычно выступают крупнейшие инвестиционные банки мира, такие, как Morgan Stanley, ING Bank, CS First Boston, Citibank, Merrill Lynch, UBS, HSBC и другие.
Доходность еврооблигаций подвержена рыночным колебаниям и зависит от экономической и политической ситуации в стране, от положения дел на долговых рынках развивающихся стран, от уровня кредитных ставок развитых стран, а также прочих рыночных факторов. Главным преимуществом облигационных займов, по сравнению с банковскими кредитами, является более низкая ставка процента, а также отсутствие залога. В силу названных обстоятельств, привлечение финансирования через размещение еврооблигаций – наиболее доступный инструмент для телекоммуникационных корпораций.
Литература:
1. Бодрин Ю. Долговые инструменты компаний: назад в будущее // Финансовый директор. – 2008. – №12(78). – С. 75 – 76.
2. Данные ежеквартального отчета ОАО «МТС». – Режим доступа: http://company.mts.ru
3. Деловой портал – Режим доступа: http://www.bfm.ru
4. Кауров А. Провести рефинансирование проще, чем привлекать новые займы // Финансовый директор. – 2009. – № 7-8(85). – С. 104.
5. Официальный сайт информационного агентства «Cbonds» – Режим доступа: http://cbonds.info/ru/rus
6. Постановление ФКЦБ России от 20.04.98 №9 «Об утверждении положения о порядке и объеме раскрытия информации открытыми акционерными обществами при размещении акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, путем подписки и о внесении изменений и дополнений в стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденные постановлением ФКЦБ России от 17 сентября 1996 г. №19».
7. Семенов М. Международное долгосрочное финансирование // http://www.cfin.ru/investor/inter_lt_finance.