Будущее нотариата в Российской Федерации: 2012 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (22) ноябрь 2010 г.

Статья просмотрена: 109 раз

Библиографическое описание:

Князькин, А. Д. Будущее нотариата в Российской Федерации: 2012 / А. Д. Князькин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 11 (22). — Т. 2. — С. 10-14. — URL: https://moluch.ru/archive/22/2270/ (дата обращения: 19.12.2024).

Данная статья посвящена будущим изменениям в российском законодательстве. Будет действовать новый федеральный закон «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» вместо «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате». Таким образом, в 2012 году институт российского права – нотариат, будет представлен в новом варианте.

Ключевые слова: Нотариат в Российской Федерации.

This is article is devoted the future changes in the Russian legislation. The will be operate new federal law «About a notariate and notarial activity in the Russian Federation» instead of «Bases of the legislation of the Russian Federation about a notariate». Thus, in 2012 institute of the Russian right – the notariate, will be presented in a new variant.

Key words: Notariate in the Russian Federation.

Согласно данным Министерства Юстиции Российской Федерации в 2012 году в России будет действовать новый федеральный закон «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации, который заменит ныне действующие «Основы законодательства о нотариате в Российской Федерации[1]» (далее Основы) принятые 11 февраля 1993 г. Ссылаясь на концепцию проекта федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации[2]» отмечаем, что указанный нормативный правовой акт (Основы) не в полной мере отвечает современным социально-экономическим реалиям, в детальной регламентации и совершенствовании нуждаются практически все вопросы организации нотариата и нотариальной деятельности. Таким образом, нотариат в Российской Федерации претерпит значительные изменения и в 2012 году должен выглядеть совершенно иначе, чем в настоящее время, но, как и сейчас, будет оставаться одним из наиболее эффективно действующих инструментов защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Нотариат в Российской Федерации будет действовать на единой организационной основе в форме небюджетного нотариата. Это будет сделано, так как по состоянию на 1 января 2009 г. в Российской Федерации действовало 7 357 нотариусов, занимающихся частной практикой, и 55 нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах. При этом наличие госнотконтор не решает проблему обеспечения нотариальной помощью населения экономически нерентабельных районов. Также связано это с отсутствием законодательного урегулирования ряда вопросов, касающихся порядка открытия, деятельности и упразднения государственных нотариальных контор.

Оставляя прежний порядок допуска к профессии нотариуса, предлагается ввести возрастной ценз (не менее 30 лет и не более 70 лет); установить дополнительные требования к лицам, претендующим на должность нотариуса (дееспособность; отсутствие непогашенной или неснятой судимости; отсутствие заболевания, препятствующего исполнению профессиональных обязанностей нотариуса; отсутствие гражданства другого государства) и изменить порядок формирования состава конкурсной комиссии путем обязательного включения в нее представителей науки, общественных организаций, занимающихся обеспечением защиты прав граждан, и, по согласованию, представителей судейского сообщества. Однако некоторые положения данных требований имеют неоднозначную оценку, как то, что минимальный возрастной ценз неоправданно завышен.

Также вводится возможность приостановления нотариальной деятельности, устанавливаются основания такого приостановления (например, в случае избрания нотариуса на выборную должность, признания нотариуса в установленном порядке безвестно отсутствующим), определяются порядок и сроки приостановления нотариальной деятельности, предусматриваются возможность и порядок наделения иного лица, отвечающего требованиям, предъявляемым для приобретения статуса нотариуса, полномочиями нотариуса на срок приостановления его деятельности. Предусматривается необходимость обязательного периодического подтверждения нотариусом квалификации. Детально регламентируются основания и процедура прекращения статуса нотариуса, в том числе устанавливаются случаи прекращения полномочий нотариуса территориальным органом Минюста России в субъекте Российской Федерации в случае достижения нотариусом возраста 70 лет, смерти нотариуса или объявления его умершим, прекращения нотариусом нотариальной деятельности по собственному волеизъявлению. Устанавливается, что в случае неоднократного или грубого нарушения нотариусом законодательства территориальный орган Минюста России в субъекте Российской Федерации и/или нотариальная палата обращаются в суд с заявлением о прекращении статуса нотариуса.

Предлагается в интересах граждан и иных участников гражданского оборота использовать потенциал института нотариата в полном объеме, в связи с чем предусматривается:

- введение ряда новых нотариальных действий, а также возложение на нотариуса обязанности по комплексному оказанию юридической помощи (консультированию, сбору необходимых документов, передаче документов на регистрацию прав и юридических лиц, медиации, присутствию на заседаниях органов управления юридических лиц по вопросам избрания (назначения) органов управления, распоряжения имуществом, более широкому использованию депозитов нотариусов и т.д.);

- расширение перечня нотариальных актов, имеющих силу исполнительных документов, и отнесение к ним, в частности, исполнительных надписей в сфере договорных гражданско-правовых обязательств, нотариально удостоверенных вексельных протестов, а также иных нотариальных актов в случаях, установленных федеральным законом;

- законодательное закрепление доказательственной силы и публичного признания нотариально оформленных документов в виде нормы об освобождении от доказывания в судебном процессе обстоятельств, содержащихся в нотариально удостоверенном документе (с сохранением у лиц, участвующих в деле, права оспаривания данный нотариально оформленных документов).

Предусматривается подробная регламентация организации нотариальной деятельности.

В настоящее время Основы содержат положения, наделяющие нотариуса, занимающегося частной практикой, правом иметь контору и обязывающие нотариуса иметь место для совершения нотариальных действий в пределах нотариального округа, в который он назначен на должность. Иных требований по организации нотариальной деятельности закон не содержит. Предлагается установить, что для осуществления нотариальной деятельности нотариус обязан иметь нотариальную контору, расположенную в пределах нотариального округа, в который нотариус назначен на должность, при этом он вправе иметь только одну нотариальную контору. Помещение нотариальной конторы должно обеспечивать свободный доступ к нотариусу, тайну совершения нотариального действия, сохранность нотариальных документов, а также печати, штампов и бланков нотариуса. В случае осуществления нотариальной деятельности в одном помещении двумя и более нотариусами каждый из них обязан обеспечить тайну совершения нотариального действия, хранение нотариальных документов, а также печати, штампов и бланков. Нотариус обязан информировать нотариальную палату и территориальный орган Минюста России в субъекте Российской Федерации о месте нахождения его нотариальной конторы, а также о его изменении.

В целях защиты интересов граждан будут предусмотрены положения о порядке работы нотариусов и приема ими населения, а также об увеличении суммы обязательного страхования риска профессиональной ответственности нотариусов с ее дифференциацией в зависимости от места осуществления нотариальной деятельности (в городе, в сельской местности); введение наряду с индивидуальным страхованием каждым нотариусом риска своей профессиональной деятельности коллективного страхования риска профессиональной деятельности нотариусов нотариальными палатами в субъектах Российской Федерации и Федеральной нотариальной палатой на принципах накопительного страхования и обязательного перестрахования. В связи с этим будут содержаться положения, определяющие субъектов страхования; объекты, подлежащие страхованию; перечень страховых случаев; минимальный размер страховой суммы; размер, структуру  и порядок определения страхового тарифа; срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов); срок действия договора страхования; порядок определения размера страховой выплаты; контроль за осуществлением страхования; последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования, а также иные положения.

Будет установлен порядок хранения и обслуживания нотариальных архивов, в том числе архивов упраздненных государственных нотариальных контор, который действующими нормативными правовыми актами не урегулирован. В настоящее время в среднем в течение года одним нотариусом совершается примерно 12 000 нотариальных действий. В связи с этим нотариальные архивы имеют значительные объемы, для их хранения требуются помещения, отвечающие нормативным требованиям хранения архивных документов. При этом следует учитывать государственную значимость этих архивов и высокую востребованность населением хранящихся в них документов. С учетом изложенного нотариальные архивы будут отнесены к федеральной собственности и предусмотреть обязанности нотариусов, органов местного самоуправления и консульских учреждений по временному хранению указанных архивов. Данные положения предполагается также предусмотреть в Федеральном законе от 22 октября 2004 г. №  125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» путем внесения в него изменений и соответствующих подзаконных актах.

Должны быть детально регламентированы процедуры (правила) совершения всех нотариальных действий. В случае введения нового нотариального действия, положения о нем будут вступать в силу при условии законодательного определения порядка его совершения. Также предлагается предусмотреть юридические последствия нарушения (несоблюдения) нотариусом правил совершения нотариальных действий.

В Российской Федерации будет создан реестр нотариально удостоверенных завещаний, завещательных распоряжений и завещаний, приравненных к нотариально удостоверенным, а также  формы защищенного бланка нотариального документа.

Также планируется определить понятие тайны совершения нотариального действия, последствия ее разглашения, случаи, объем информации и круг лиц, когда информация о совершенном нотариальном действии может быть раскрыта; установить обязанность по возврату по миновании надобности изъятых нотариальных документов и реестров нотариусу или органу, осуществляющему их хранение.

Будут предусмотрены экономически обоснованные размеры нотариальных тарифов и их индексации исходя из уровня инфляции в стране. При установлении размеров нотариальных тарифов предполагается учитывать необходимость оплаты интеллектуальной деятельности нотариуса при совершении нотариального действия, оплаты технической работы и оплаты составления проекта документа.

При осуществлении контроля в сфере нотариата законопроектом предлагается сохранить судебный порядок обжалования совершенных нотариальных действий и отказов в совершении нотариальных действий, уточнив, что имущественная ответственность нотариуса возникает только при наличии его вины. В то же время предлагается наделить правом по осуществлению контроля за деятельностью нотариусов территориальные органы Минюста России в субъекте Российской Федерации и нотариальные палаты в субъектах Российской Федерации, детально регламентировав их полномочия при осуществлении контроля. В том числе предлагается наделить территориальные органы Минюста России в субъекте Российской Федерации и нотариальные палаты в субъектах Российской Федерации полномочиями по проведению совместных или самостоятельных проверок деятельности нотариусов, вынесению представлений (предупреждений) нотариусу о необходимости устранения нарушений, обращению в суд с заявлением о прекращении статуса нотариуса.

Подробно урегулируется процедура дисциплинарного производства, осуществляемого нотариальной палатой по собственной инициативе или инициативе территориального органа Минюста России в субъекте Российской Федерации, а также будут предусмотрены меры дисциплинарной ответственности нотариусов.

Будет сохранен принцип организации деятельности нотариата, основанный на обязательном членстве нотариуса в нотариальной палате в субъекте Российской Федерации и на обязательном членстве нотариальной палаты в субъекте Российской Федерации в Федеральной нотариальной палате, закрепить создание в субъекте Российской Федерации только одной нотариальной палаты и только одной Федеральной нотариальной палаты в Российской Федерации; а также будет предусмотрена возможность создания одной межрегиональной нотариальной палаты в граничащих между собой субъектах Российской Федерации.

Как предполагается, доступность нотариальной помощи для граждан и организаций будет значительно выше. В каждом нотариальном округе, в обязательном порядке, будет не менее одной должности нотариуса для обеспечения нотариальным обслуживанием граждан и организаций. Также федеральный закон обеспечит еще ряд критериев, при соблюдении которых нотариальная деятельность в Российской Федерации будет носить более оперативный и эффективный характер. Кардинально решится вопрос с обеспечения нотариальной помощью населения труднодоступных, малонаселенных и иных экономически нерентабельных районов посредством, например:

- установления обязанности нотариальных палат в субъектах Российской Федерации и Федеральной нотариальной палаты по оказанию помощи в обеспечении нотариальной деятельности нотариусов, работающих в указанных районах (приобретение, аренда помещений для размещения нотариальной конторы, предоставление нотариусу оргтехники, реестров, журналов, средств связи, финансовое дотирование);

- установления преимущественного права нотариусов, отработавших не менее трех лет в указанных районах, на замещение вакантной должности нотариуса в экономически развитых районах этого субъекта Российской Федерации;

- и иными методами.

С учетом обязанностей по обеспечению доступности нотариальной помощи, возлагаемых на нотариальные палаты в субъектах Российской Федерации и Федеральную нотариальную палату, необходимо предусмотреть в законодательстве Российской Федерации меры поддержки указанных организаций и нотариусов со стороны государства, в том числе путем освобождения от налогового бремени услуг палат по оказанию помощи нотариусам, работающим в экономически нерентабельных районах; возмещения нотариусам затрат, понесенных ими при совершении бесплатно или на льготных условиях нотариальных действий в размере нотариального тарифа, не взысканного с определенных федеральными законами отдельных категорий граждан и организаций; определения экономически обоснованных размеров нотариальных тарифов.

Расширятся понятийно-дифиниционные категории нотариальной деятельности, наличие которых предупредит и обеспечит решение значительных спорных моментов при современном положении законодательства в сфере нотариата и граничащих с ним материальных и процессуальных правовых норм смежных отраслей права.  

Таким образом, в 2012 году мы должны увидеть измененное правовое положение нотариата в Российской Федерации, который эффективно будет действовать в следующих целях:

- наиболее полного обеспечения реализации гражданами и организациями своих имущественных и иных законных прав и интересов;

- придание гражданско-правовым отношениям стабильного, бесконфликтного и законного характера, ускорение гражданского оборота имущества;

- усиление роли нотариата как института превентивного правосудия, снижение нагрузки на суды;

- обеспечение доступности нотариальной помощи, беспрепятственного доступа граждан к правовым инструментам защиты, равного высокого уровня нотариальной защиты прав на всей территории Российской Федерации;

- усиление ответственности нотариусов и нотариальных палат за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей;

- повышение общего уровня правовой культуры и правовой защищенности граждан;

- повышение уровня доверия к государству.

Эффективная реализация данных целей, естественно не ограничивается принятием федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации». Будет необходим новый практический механизм реализации нотариального производства, в связи с чем, принятие нового федерального закона потребует признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение и принятие ряда нормативных правовых актов Российской Федерации.

 

Литература:

1.    [Российская Федерация. Законы. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. [Электронный ресурс]: [утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1.: по состоянию на 19 июля 2009 г.]. – СПС «КонсультантПлюс».]

2.    [Российская Федерация.  Концепция проекта федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации». [Электронный ресурс]: http://www.notariat.ru/project.]

 



[1] «Российская газета», N 49, 13.03.1993.

[2] < http://www.notariat.ru>, http://www.notariat.ru/project, (20.09.2010).

Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, нотариальной деятельности, субъекте Российской Федерации, субъектах Российской Федерации, нотариальных действий, нотариальной палаты, осуществления нотариальной деятельности, Федеральной нотариальной, Российской Федерации», нотариальной конторы, нотариальной помощи, нотариальных документов, государственных нотариальных, приостановления нотариальной деятельности, совершения нотариальных действий, организации нотариальной деятельности, нотариальных тарифов, нотариальной помощью населения, обеспечения нотариальной помощью, Федеральной нотариальной палаты.


Ключевые слова

Нотариат в Российской Федерации

Похожие статьи

Этапы формирования правового статуса нотариусов в России

В статье исследуется возникновение и развитие в России общественно-государственного института нотариата, прослеживаются основные этапы эволюции правового статуса российских нотариусов.

Взаимоотношения нотариата и государства в России: перспективы обновления законодательства о нотариате в 2023 году

В данной статье рассматривается тема модели взаимоотношений нотариата и государства в Российской Федерации и необходимость обновления основ законодательства о нотариате, а также важность четкого определения юрисдикции и компетенции обеих сторон, необ...

Проблемы нотариального удостоверения сделок с недвижимым имуществом в Российской Федерации в условиях цифровизации

В статье обозреваются основные проблемы нотариального удостоверения сделок с недвижимым имуществом в Российской Федерации в условиях цифровизации. С учетом выявленных проблем определены рекомендации по внесению изменений в Гражданский кодекс Российск...

Новшества законодательства в сфере образования: субъекты и образовательная деятельность

С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации действует новый закон, регулирующий образование, Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации. Этим законом введено множество частноправовых элементов в систему образова...

Систематизация законодательства о нотариате

В данной статье рассмотрено понятие законодательства о нотариате Российской Федерации, проведен анализ системы источников законодательства о нотариате Российской Федерации, определены некоторые проблемы системы законодательства о нотариате и правовог...

Цифровизация нотариата в Российской Федерации

На сегодняшний день нотариальные действия формируют устойчивое состояние делового оборота в российской нотариальной деятельности. В данной статье мы рассмотрим актуальные вопросы, которые связаны с цифровизацией нотариальной деятельности. Для более р...

Институт третейского разбирательства в Российской Федерации

Статья представляет собой анализ основных теорий правовой природы третейского разбирательства, анализ правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации, а также анализ положений Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ «Об арбитраже (трет...

История появления и развития института нотариата в России

В статье раскрываются актуальные вопросы становления института нотариата в России.

Проблемы изменения нормативной базы при введении в действие Федерального Закона «О стандартизации в Российской Федерации»

В статье рассмотрена динамика изменения законодательной базы в области стандартизации. Проанализированы значимые причины введения закона, касающегося особенностей деятельности в области стандартизации в России. Определены направления изменения правов...

Пути и перспективы развития административного законодательства в Российской Федерации

В статье дана общая оценка действующего административного законодательства в Российской Федерации, проанализированы дальнейшие перспективы и пути его развития в связи с существующей Концепцией нового Кодекса Российской Федерации об административных п...

Похожие статьи

Этапы формирования правового статуса нотариусов в России

В статье исследуется возникновение и развитие в России общественно-государственного института нотариата, прослеживаются основные этапы эволюции правового статуса российских нотариусов.

Взаимоотношения нотариата и государства в России: перспективы обновления законодательства о нотариате в 2023 году

В данной статье рассматривается тема модели взаимоотношений нотариата и государства в Российской Федерации и необходимость обновления основ законодательства о нотариате, а также важность четкого определения юрисдикции и компетенции обеих сторон, необ...

Проблемы нотариального удостоверения сделок с недвижимым имуществом в Российской Федерации в условиях цифровизации

В статье обозреваются основные проблемы нотариального удостоверения сделок с недвижимым имуществом в Российской Федерации в условиях цифровизации. С учетом выявленных проблем определены рекомендации по внесению изменений в Гражданский кодекс Российск...

Новшества законодательства в сфере образования: субъекты и образовательная деятельность

С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации действует новый закон, регулирующий образование, Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации. Этим законом введено множество частноправовых элементов в систему образова...

Систематизация законодательства о нотариате

В данной статье рассмотрено понятие законодательства о нотариате Российской Федерации, проведен анализ системы источников законодательства о нотариате Российской Федерации, определены некоторые проблемы системы законодательства о нотариате и правовог...

Цифровизация нотариата в Российской Федерации

На сегодняшний день нотариальные действия формируют устойчивое состояние делового оборота в российской нотариальной деятельности. В данной статье мы рассмотрим актуальные вопросы, которые связаны с цифровизацией нотариальной деятельности. Для более р...

Институт третейского разбирательства в Российской Федерации

Статья представляет собой анализ основных теорий правовой природы третейского разбирательства, анализ правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации, а также анализ положений Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ «Об арбитраже (трет...

История появления и развития института нотариата в России

В статье раскрываются актуальные вопросы становления института нотариата в России.

Проблемы изменения нормативной базы при введении в действие Федерального Закона «О стандартизации в Российской Федерации»

В статье рассмотрена динамика изменения законодательной базы в области стандартизации. Проанализированы значимые причины введения закона, касающегося особенностей деятельности в области стандартизации в России. Определены направления изменения правов...

Пути и перспективы развития административного законодательства в Российской Федерации

В статье дана общая оценка действующего административного законодательства в Российской Федерации, проанализированы дальнейшие перспективы и пути его развития в связи с существующей Концепцией нового Кодекса Российской Федерации об административных п...

Задать вопрос