Образовательная миграция из стран Дальнего зарубежья в России: обучение иностранных студентов в томских вузах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (22) ноябрь 2010 г.

Статья просмотрена: 406 раз

Библиографическое описание:

Кошелева, Е. Ю. Образовательная миграция из стран Дальнего зарубежья в России: обучение иностранных студентов в томских вузах / Е. Ю. Кошелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 11 (22). — Т. 2. — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/archive/22/2271/ (дата обращения: 19.12.2024).

Данная статья посвящена изучению проблем образовательной миграции в России в настоящее время. Рассматривается динамика численности образовательных мигрантов, история появления иностранных студентов в отечественных вузах. Исследуется роль томских вузов в обучении иностранных студентов, политика томских университетов по привлечению зарубежных студентов, организационная модель обучения иностранцев.

Проблемы учебной миграции долгое время находились на периферии научных изысканий, однако сейчас, в связи с несомненной значимостью темы, она стала объектом пристального внимания ученых. В последние годы проводился ряд крупных исследований, посвященных образовательным мигрантам (Фондом «Наследие Евразии», МИОНом, Центром миграционных исследований). Данная работа выполнена в рамках проекта «Портрет образовательного мигранта: иностранные студенты в техническом вузе Сибири», поддержанного грантом РГНФ №10-01-64102 а/Т.

Образовательные мигранты являются важными агентами геополитики России, так как, возвращаясь на родину и пополняя ряды политической и культурной элиты своего государства, они формируют положительный образ России в своей стране, а также влияют на заключение торговых контрактов, выгодных для России (рынок вооружения, инженерных технологий, лекарственных препаратов), способствуют наращиванию учебного потока в российские учебные заведения.

Иностранные студенты в основном платят за свое обучение, и эта цифра на порядок больше той суммы, которую платят российские студенты. Поэтому вузы, обучающие иностранцев, получают и финансовую выгоду – с увеличением иностранного контингента поступления в бюджет вуза увеличиваются.

Образовательная (учебная) миграция в Российской Федерации является третьей по значимости в миграционном потоке после трудовой миграции и переселения соотечественников. В связи с демографическим сжатием к 2012 г. число выпускников школ, сократится до 700 тысяч человек, в то время как еще в 2006 г. эта цифра составляла 1,3 миллиона человек [1]. В данной ситуации вузы России могут частично компенсировать потери от внутреннего демографического кризиса за счет образовательной миграции из стран ближнего и дальнего зарубежья.

К 1990 г. Советский Союз был на втором месте в мире после США по количеству иностранных студентов, увеличив их численность по сравнению с 1950 г. в 10 раз. Так, в 1950 г. в СССР обучалось 5,9 тысяч иностранцев, что составляло 5,4% от общемирового количества иностранных студентов, а в 1990 г. их численность была уже 126,8 тысяч человек (10,8% от общемировой численности) [2, c.16]. Более 70% студентов обучалось в РСФСР.

Распад Советского Союза разрушил сложившуюся в стране систему обучения иностранцев. На смену бесплатному образованию пришла коммерциализация образовательных услуг.

За последние 20 лет место России на международном рынке образовательных услуг изменилось – сейчас она занимает 9 место по численности иностранных студентов (если учитывать страны и ближнего и дальнего зарубежья) – это составляет лишь 3,8% мирового рынка, что не соответствует ее высокому образовательному потенциалу.

В советское время Сибирь была закрыта для иностранцев, поэтому обучение иностранных студентов в Томске начинается лишь с середины 1990-х годов уже после распада СССР. В настоящее время доля сибирских вузов в обучении иностранцев из дальнего зарубежья весьма скромна и не превышает 10% от общероссийского. Приведем следующие цифры. В 2006-2007 учебном году в России обучалось 60,7 тысяч иностранных граждан из стран дальнего зарубежья. В Сибирском федеральном округе в 78 вузах обучалось 3,6 тысячи иностранцев из дальнего зарубежья, что составляло 6,2% от общероссийского [3].

Томская область среди российских регионов занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга по числу студентов на 10 тысяч населения. Город Томск по праву считается самым студенческим городом России - практически каждый пятый его житель является студентом. В Уставе Томска научно-образовательный комплекс отмечен как градообразующий. Высшую школу в городе представляют 6 государственных университетов: Томский государственный университет (ТГУ), Томский политехнический университет (ТПУ), Томский государственный педагогический университет (ТГПУ), Сибирский государственный медицинский университет (СибГМУ), Томский университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), Томский государственный архитектурно-строительный университет (ТГАСУ).

Рассмотрим более подробно обучение иностранных студентов в ТГПУ, СибГМУ, ТГУ и ТПУ.

Томский государственный педагогический университет начал обучение иностранцев с начала 2000-х годов. Согласно отчету ТГПУ по международной деятельности за 2004-2008 гг.,  граждане дальнего зарубежья обучаются в данном вузе как в рамках академических обменов по договорам с университетами-партнерами в формате Болонского процесса, так и на постоянной основе. Так, в 2004 г. в ТГПУ обучался 1 студент-иностранец (учеба), в 2005 г. – 1 (учеба), в 2006 – 9 (стажировка - 7, учеба – 2), в 2007 г. – 26 (стажировка – 11, учеба – 3, курсы - 12), в 2008 г. – 64 (стажировка -23, учеба – 6, курсы - 35) [4].  

В 2009 г. в ТГПУ прошли обучение по различным программам 58 иностранных студентов, из них приехали на учебу 5 человек, по программе академических обменов (Эразмус Мундус) – 9 человек, на летнюю школу русского языка – 9 человек, на подготовительные курсы по русскому языку – 34 человека, на практику – 1 человек [5].

В Сибирском государственном медицинском университете подготовка иностранцев из дальнего зарубежья ведется с 1991 г. К 2006 г. было выпущено 23 выпускника [6]. В 2009 г. здесь обучалось 250 иностранных студентов из стран ближнего и дальнего зарубежья (к сожалению, в отчетах данного вуза нет разделения студентов на граждан  из стран Ближнего и Дальнего зарубежья) [7].

В Томском государственном университете первый набор образовательных мигрантов из дальнего зарубежья состоялся в 1995 г. Первыми выпускниками-иностранцами стали граждане Китая [8]. Согласно статистическим данным по учебной деятельности за 2003 – 2006 годы, в ТГУ обучалось в 2003 г. 27 иностранцев из дальнего зарубежья, в 2004 г. – 20, в 2005 г. – 21, в 2006 г. – 20 [9].

В 2004 – 2006 гг. три группы американских студентов из центра славистики университета штата Огайо (всего 25 чел.) участвовали в 1,5-месячных летних школах, проводимых факультетом иностранных языков ТГУ.

Наиболее серьезным событием, способствующим развитию академических обменов со странами азиатско-тихоокеанского региона, стало подписание соглашения об открытии в ТГУ Института Конфуция, состоявшееся в конце ноября 2007 г. На его открытие китайская сторона выделила 100000 долларов. В рамках проекта ведется подготовка специалистов-синологов для технико-внедренческой зоны г. Томска. Кроме того, в 2007 г. китайские управленцы из провинции Ляонинь прошли обучение по программе MBA в рамках бизнес-образования в ТГУ [10].  

В 2008 и 2009 гг. на базе кафедры романо-германской филологии филологического факультета ТГУ была открыта Летняя школа интенсивного обучения русскому языку в рамках договора с Исследовательским фондом Университета штата Нью-Йорк для обучения американских студентов.

Томский политехнический университет является наиболее успешным из томских вузов в привлечении образовательных мигрантов из Дальнего зарубежья. Обучение иностранцев осуществляется в университете с 1998 г.

Проследим динамику численности иностранных студентов с 2003 по 2009 гг. [3, 11]. В 2003 г. в ТПУ обучалось 97 иностранцев, в 2004 г. – 186, в 2005 г. – 239, в 2006 г. – 365, в 2007 г. – 409, в 2008 г. - 482, в 2009 г. – 638. Наибольшее количество студентов приезжают из стран азиатско-тихоокеанского региона: Вьетнама, Китая, Монголии, Южной Кореи, Индии. В 2009 г. более половины иностранных студентов составляли вьетнамцы, около четверти – китайцы. География иностранных студентов в ТПУ в 2009 г. была представлена 33 странами мира.

По данным на 2007 г. 93% иностранцев получали образование на русском языке, 7% - на английском.

Распределение студентов по финансовым условиям в 2007 г. было следующим: на бюджетной основе обучалось 169 человек (35%), на коммерческой основе 235 человек (48%), по программам академического обмена – 86 человек (17%). В 2009 г. 120 иностранных студентов прошли включенное обучение в ТПУ по программам академических обменов, что составляет 18,8% от всего иностранного контингента.

Обучение иностранных студентов в ТПУ ведется на всех факультетах кроме физико-технического.

В ТПУ разработана современная модель обучения иностранных студентов, которая включает в себя три взаимосвязанных цикла: программный комплекс, организационную структуру, коммуникацию и взаимодействие [Подробнее: 12].

Программный комплекс  состоит из 3 блоков: предвузовская подготовка (1 год), базовая подготовка (2 года), профессиональная подготовка (2-4 года) и включает в себя совокупность образовательных программ и программу «Академическая и социальная адаптация. Система поддержки», которая продолжается в течение всего периода обучения.

Принципиально значимым компонентом программного комплекса является программа академической и социальной адаптации. Она включает в себя системы поддержки студентов в социальной, правовой, медицинской сферах, а также культурно-коммуникативные, спортивные, социально-ориентированные мероприятия.

Процессы реализации основных и сопутствующих программ обеспечивает организационная структура. Ее основу составляет Институт международного образования и языковой коммуникации, интегрированный в общую структуру университета, функционирующий во взаимодействии с другими факультетами, институтами, административными, учебно-вспомогательными и другими подразделениями вуза.

Отдельно можно выделить  взаимодействие и коммуникацию при осуществлении социально-правовой поддержки студентов и организации сервисов как во внутренней среде ТПУ (работа с Международным культурным центром, административно-хозяйственным управлением, управлением по социальной и воспитательной работе, институтами и факультетами) так и во внешней (работа с федеральным агентством по образованию,  комитетом по правам человека в РФ, администрацией Томской области и города, средствами массовой информации и др).

Данная организационная модель, реализованная в Томском политехническом университете, позволяет повысить результативность и экономическую эффективность процесса обучения иностранных студентов в вузе.

К настоящему времени все томские государственные вузы кроме ТГАСУ имеют опыт обучения иностранцев. Обучение ведется на контрактной основе, что приносит существенный доход бюджету вузов, а также в рамках академических обменов с вузами-партнерами в формате Болонского процесса.

Проанализировав статистические данные численности иностранных студентов в высших учебных заведениях Томска, можно отметить, что томские университеты представлены на рынке международного образования незначительно. Наиболее интенсивно развивается в этом направлении Томский политехнический университет. Эксперты ТПУ – директор Института международного образования и языковой коммуникации Т.С. Петровская и проректор по образовательной и международной деятельности ТПУ А.И. Чучалин  отмечают, что преимуществами вуза на международном рынке образовательных услуг являются: членство в международных ассоциациях, активная международная деятельность, узнаваемость (ТПУ входит в ТОР – 2000 университетов в рейтинге Webometrics Ranking of World Universities); наличие программ подготовки бакалавров/магистров на английском языке; наличие курсов русского языка как иностранного различных уровней подготовки и направлений; низкие цены на обучение и проживание. ТПУ включен в государственный реестр вузов России, обеспечивающих подготовку иностранных граждан.

Основными потребителями образовательных услуг высших учебных заведений Томска являются представители стран азиатско-тихоокеанского региона: Вьетнама, Китая, Монголии, Индии.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Томские вузы - новые участники рынка международной образовательной миграции. В связи с закрытостью Сибири для иностранцев вплоть до распада СССР, иностранные студенты появились в Томске лишь с начала 1990-х годов. Из шести государственных вузов пять имеют опыт обучения иностранных студентов из стран Дальнего зарубежья. Наиболее успешным вузом, который с каждым годом наращивает объём иностранного контингента, является Томский политехнический университет. Здесь разработана успешная организационная модель обучения иностранцев и обеспечения их эффективной социально-культурной адаптации.

 

Литература:

1.      Арановская М. Россия отстала в экспорте высшего образования // Финанс. 26.06.2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www.finansmag.ru/articles/77088. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 23.10.2010.

2.      Шереги Ф.Э., Дмитриев Н.М., Арефьев А.Л.  Российские вузы и международный рынок образовательных услуг // Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ). М.: Центр социального прогнозирования, 2002. С. 9-28.

3.      Проблемы и перспективы развития международного образования в ТПУ // Доклад директора Института международного образования и языковой коммуникации Т.С. Петровской на ученом совете ТПУ 28 марта 2008 г. [Электронный ресурс]. URL: https://intranet.tpu.ru. Режим доступа: корпоративный портал ТПУ. Дата обращения: 15 июля 2010 г.

4.      Отчет ТГПУ по международной деятельности за 2004-2008 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tspu.edu.ru/mic/files/file/doc/2004_2008.pdf. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 15 июля 2010 г.

5.      Отчет ТГПУ по международной деятельности за 2009 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tspu.edu.ru/mic/files/file/doc/otchet_tspu_2009.pdf. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 15 июля 2010 г.

6.      Российское образование для иностранных граждан. Общие сведения о Сибирском государственном медицинском университете Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. [Электронный ресурс]. URL:  http://russia.edu.ru/idbv. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 1 октября 2010 г.

7.      СибГМУ. Наши достижения. [Электронный ресурс]. URL: http://ssmu.ru/ofice/numbers.shtml Режим доступа: свободный. Дата обращения: 23 октября 2010 г.

8.      Правдина В. Чему и как учат иностранных студентов // Alma mater. №2340. 21.02.2003.

9.      Статистические данные учебной деятельности ТГУ [Электронный ресурс]. URL:http://www.tsu.ru/WebDesign/tsu/core.nsf/structurl/om_om1. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 23 октября 2010 г.

10.  Отчет ТГУ 2007 г. Международное сотрудничество университета в 2007 г. [Электронный ресурс]. URL:http://www.tsu.ru/WebDesign/TSU/core.nsf/designobjects/om/$file/otmd2007.doc. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 23 октября 2010 г.

11.  Чучалин А.И. Международная деятельность ТПУ: итоги 2009 г. и перспективы [Электронный ресурс]. URL:http://www.tpu.ru/files/report-ia09.ppt. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 23 октября 2010 г.

12.   Петровская Т.С. Организационная модель обучения иностранных студентов в Томском политехническом университете./ Материалы Всероссийского семинара «Методология обучения и повышения эффективности академической, социально-культурной и психологической адаптации иностранных студентов в российском вузе: теоретические и прикладные аспекты», 21-23 октября 2008 г., Т.1. Томск: изд-во ТПУ, 2008. С.46-54.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранных студентов, дальнего зарубежья, обучения иностранных студентов, Режим доступа, Электронный ресурс, численности иностранных студентов, Дата обращения, обучение иностранных студентов, Томский политехнический университет, Дальнего зарубежья, обучения иностранцев, образовательных услуг, академических обменов, иностранных граждан, Томский государственный, модель обучения иностранных, стран Дальнего зарубежья, модель обучения иностранцев, обучении иностранных студентов, технико-внедренческой зоны г.


Похожие статьи

Особенности карьерного становления и трудоустройства студентов (на примере России, Китая и Южной Кореи)

В статье рассмотрены особенности карьерного становления и трудоустройства российских, китайских и южно-корейских студентов. Проведен сравнительный анализ образовательных систем российских и азиатских вузов относительно квалификации преподавательского...

Роль сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса в развитии экономики России

В статье исследуется роль сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса в России, особенности его развития в условиях цифровизации, влияние на экономику страны. Рассмотрена деятельность компаний «Яндекс» и «ЛУКОЙЛ» в сфере образования.

Активность и вовлеченность студентов во внеучебную деятельность университета (на примере Дальневосточного федерального университета)

В статье автор исследует включенность студентов во внеучебную деятельность университета на примере Дальневосточного федерального университета.

Проблемы и специфика дополнительного образования взрослых в России и зарубежных странах

В данной статье рассматривается вопрос проблем и специфики дополнительного образования взрослых и его место в системе образования. Также автор проводит сравнение систем дополнительного образования в России и зарубежных странах.

Проблемы адаптации российских студентов в китайских университетах

Автор анализирует некоторые проблемные вопросы адаптации российских студентов в китайском университете (на примере Пекинского университета). Сделанные автором выводы позволяют более глубоко подойти к процессу организации обучения студентов за рубежом...

Лингвистическое образование в России

В представленном научном исследовании отражена оценка лингвистического образования на факультете иностранных языков в России российскими студентами и изменение их ожиданий и планов при поступлении и окончании факультета иностранных языков. Также иссл...

Разработка программы социализации иностранной молодёжи в российских университетах

В данной работе анализируются вопросы по улучшению социальной адаптации иностранных студентов. Рассмотрена значимость данного критерия для повышения уровня российского образования на международном уровне. Разработаны рекомендации по совершенствованию...

Влияние эксклавности региона на ключевые факторы успеха программ высшего профессионального образования по экономическим направлениям

В статье рассмотрены основные группы ключевых факторов успеха программ высшего профессионального образования по экономическим направлениям. Проанализировано влияние, которое оказывает на них эксклавный характер территории региона.

Иностранные студенты как часть новой образовательной системы в России

В статье раскрываются вопросы обучения иностранных студентов в России, анализируется проблема их трудоустройства в нашей стране.

Стратегии поведения в системе образования студентов заочной формы обучения

В данной статье описаны основные стратегии поведения молодых людей в системе образования и типы студенческих субкультур. Описаны выводы социологического исследования на примере заочного образования.

Похожие статьи

Особенности карьерного становления и трудоустройства студентов (на примере России, Китая и Южной Кореи)

В статье рассмотрены особенности карьерного становления и трудоустройства российских, китайских и южно-корейских студентов. Проведен сравнительный анализ образовательных систем российских и азиатских вузов относительно квалификации преподавательского...

Роль сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса в развитии экономики России

В статье исследуется роль сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса в России, особенности его развития в условиях цифровизации, влияние на экономику страны. Рассмотрена деятельность компаний «Яндекс» и «ЛУКОЙЛ» в сфере образования.

Активность и вовлеченность студентов во внеучебную деятельность университета (на примере Дальневосточного федерального университета)

В статье автор исследует включенность студентов во внеучебную деятельность университета на примере Дальневосточного федерального университета.

Проблемы и специфика дополнительного образования взрослых в России и зарубежных странах

В данной статье рассматривается вопрос проблем и специфики дополнительного образования взрослых и его место в системе образования. Также автор проводит сравнение систем дополнительного образования в России и зарубежных странах.

Проблемы адаптации российских студентов в китайских университетах

Автор анализирует некоторые проблемные вопросы адаптации российских студентов в китайском университете (на примере Пекинского университета). Сделанные автором выводы позволяют более глубоко подойти к процессу организации обучения студентов за рубежом...

Лингвистическое образование в России

В представленном научном исследовании отражена оценка лингвистического образования на факультете иностранных языков в России российскими студентами и изменение их ожиданий и планов при поступлении и окончании факультета иностранных языков. Также иссл...

Разработка программы социализации иностранной молодёжи в российских университетах

В данной работе анализируются вопросы по улучшению социальной адаптации иностранных студентов. Рассмотрена значимость данного критерия для повышения уровня российского образования на международном уровне. Разработаны рекомендации по совершенствованию...

Влияние эксклавности региона на ключевые факторы успеха программ высшего профессионального образования по экономическим направлениям

В статье рассмотрены основные группы ключевых факторов успеха программ высшего профессионального образования по экономическим направлениям. Проанализировано влияние, которое оказывает на них эксклавный характер территории региона.

Иностранные студенты как часть новой образовательной системы в России

В статье раскрываются вопросы обучения иностранных студентов в России, анализируется проблема их трудоустройства в нашей стране.

Стратегии поведения в системе образования студентов заочной формы обучения

В данной статье описаны основные стратегии поведения молодых людей в системе образования и типы студенческих субкультур. Описаны выводы социологического исследования на примере заочного образования.

Задать вопрос