Данная статья посвящена изучению проблем образовательной миграции в России в настоящее время. Рассматривается динамика численности образовательных мигрантов, история появления иностранных студентов в отечественных вузах. Исследуется роль томских вузов в обучении иностранных студентов, политика томских университетов по привлечению зарубежных студентов, организационная модель обучения иностранцев.
Проблемы учебной миграции долгое время находились на периферии научных изысканий, однако сейчас, в связи с несомненной значимостью темы, она стала объектом пристального внимания ученых. В последние годы проводился ряд крупных исследований, посвященных образовательным мигрантам (Фондом «Наследие Евразии», МИОНом, Центром миграционных исследований). Данная работа выполнена в рамках проекта «Портрет образовательного мигранта: иностранные студенты в техническом вузе Сибири», поддержанного грантом РГНФ №10-01-64102 а/Т.
Образовательные мигранты являются важными агентами геополитики России, так как, возвращаясь на родину и пополняя ряды политической и культурной элиты своего государства, они формируют положительный образ России в своей стране, а также влияют на заключение торговых контрактов, выгодных для России (рынок вооружения, инженерных технологий, лекарственных препаратов), способствуют наращиванию учебного потока в российские учебные заведения.
Иностранные студенты в основном платят за свое обучение, и эта цифра на порядок больше той суммы, которую платят российские студенты. Поэтому вузы, обучающие иностранцев, получают и финансовую выгоду – с увеличением иностранного контингента поступления в бюджет вуза увеличиваются.
Образовательная (учебная) миграция в Российской Федерации является третьей по значимости в миграционном потоке после трудовой миграции и переселения соотечественников. В связи с демографическим сжатием к 2012 г. число выпускников школ, сократится до 700 тысяч человек, в то время как еще в 2006 г. эта цифра составляла 1,3 миллиона человек [1]. В данной ситуации вузы России могут частично компенсировать потери от внутреннего демографического кризиса за счет образовательной миграции из стран ближнего и дальнего зарубежья.
К 1990 г. Советский Союз был на втором месте в мире после США по количеству иностранных студентов, увеличив их численность по сравнению с 1950 г. в 10 раз. Так, в 1950 г. в СССР обучалось 5,9 тысяч иностранцев, что составляло 5,4% от общемирового количества иностранных студентов, а в 1990 г. их численность была уже 126,8 тысяч человек (10,8% от общемировой численности) [2, c.16]. Более 70% студентов обучалось в РСФСР.
Распад Советского Союза разрушил сложившуюся в стране систему обучения иностранцев. На смену бесплатному образованию пришла коммерциализация образовательных услуг.
За последние 20 лет место России на международном рынке образовательных услуг изменилось – сейчас она занимает 9 место по численности иностранных студентов (если учитывать страны и ближнего и дальнего зарубежья) – это составляет лишь 3,8% мирового рынка, что не соответствует ее высокому образовательному потенциалу.
В советское время Сибирь была закрыта для иностранцев, поэтому обучение иностранных студентов в Томске начинается лишь с середины 1990-х годов уже после распада СССР. В настоящее время доля сибирских вузов в обучении иностранцев из дальнего зарубежья весьма скромна и не превышает 10% от общероссийского. Приведем следующие цифры. В 2006-2007 учебном году в России обучалось 60,7 тысяч иностранных граждан из стран дальнего зарубежья. В Сибирском федеральном округе в 78 вузах обучалось 3,6 тысячи иностранцев из дальнего зарубежья, что составляло 6,2% от общероссийского [3].
Томская область среди российских регионов занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга по числу студентов на 10 тысяч населения. Город Томск по праву считается самым студенческим городом России - практически каждый пятый его житель является студентом. В Уставе Томска научно-образовательный комплекс отмечен как градообразующий. Высшую школу в городе представляют 6 государственных университетов: Томский государственный университет (ТГУ), Томский политехнический университет (ТПУ), Томский государственный педагогический университет (ТГПУ), Сибирский государственный медицинский университет (СибГМУ), Томский университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), Томский государственный архитектурно-строительный университет (ТГАСУ).
Рассмотрим более подробно обучение иностранных студентов в ТГПУ, СибГМУ, ТГУ и ТПУ.
Томский государственный педагогический университет начал обучение иностранцев с начала 2000-х годов. Согласно отчету ТГПУ по международной деятельности за 2004-2008 гг., граждане дальнего зарубежья обучаются в данном вузе как в рамках академических обменов по договорам с университетами-партнерами в формате Болонского процесса, так и на постоянной основе. Так, в 2004 г. в ТГПУ обучался 1 студент-иностранец (учеба), в 2005 г. – 1 (учеба), в 2006 – 9 (стажировка - 7, учеба – 2), в 2007 г. – 26 (стажировка – 11, учеба – 3, курсы - 12), в 2008 г. – 64 (стажировка -23, учеба – 6, курсы - 35) [4].
В 2009 г. в ТГПУ прошли обучение по различным программам 58 иностранных студентов, из них приехали на учебу 5 человек, по программе академических обменов (Эразмус Мундус) – 9 человек, на летнюю школу русского языка – 9 человек, на подготовительные курсы по русскому языку – 34 человека, на практику – 1 человек [5].
В Сибирском государственном медицинском университете подготовка иностранцев из дальнего зарубежья ведется с 1991 г. К 2006 г. было выпущено 23 выпускника [6]. В 2009 г. здесь обучалось 250 иностранных студентов из стран ближнего и дальнего зарубежья (к сожалению, в отчетах данного вуза нет разделения студентов на граждан из стран Ближнего и Дальнего зарубежья) [7].
В Томском государственном университете первый набор образовательных мигрантов из дальнего зарубежья состоялся в 1995 г. Первыми выпускниками-иностранцами стали граждане Китая [8]. Согласно статистическим данным по учебной деятельности за 2003 – 2006 годы, в ТГУ обучалось в 2003 г. 27 иностранцев из дальнего зарубежья, в 2004 г. – 20, в 2005 г. – 21, в 2006 г. – 20 [9].
В 2004 – 2006 гг. три группы американских студентов из центра славистики университета штата Огайо (всего 25 чел.) участвовали в 1,5-месячных летних школах, проводимых факультетом иностранных языков ТГУ.
Наиболее серьезным событием, способствующим развитию академических обменов со странами азиатско-тихоокеанского региона, стало подписание соглашения об открытии в ТГУ Института Конфуция, состоявшееся в конце ноября 2007 г. На его открытие китайская сторона выделила 100000 долларов. В рамках проекта ведется подготовка специалистов-синологов для технико-внедренческой зоны г. Томска. Кроме того, в 2007 г. китайские управленцы из провинции Ляонинь прошли обучение по программе MBA в рамках бизнес-образования в ТГУ [10].
В 2008 и 2009 гг. на базе кафедры романо-германской филологии филологического факультета ТГУ была открыта Летняя школа интенсивного обучения русскому языку в рамках договора с Исследовательским фондом Университета штата Нью-Йорк для обучения американских студентов.
Томский политехнический университет является наиболее успешным из томских вузов в привлечении образовательных мигрантов из Дальнего зарубежья. Обучение иностранцев осуществляется в университете с 1998 г.
Проследим динамику численности иностранных студентов с 2003 по 2009 гг. [3, 11]. В 2003 г. в ТПУ обучалось 97 иностранцев, в 2004 г. – 186, в 2005 г. – 239, в 2006 г. – 365, в 2007 г. – 409, в 2008 г. - 482, в 2009 г. – 638. Наибольшее количество студентов приезжают из стран азиатско-тихоокеанского региона: Вьетнама, Китая, Монголии, Южной Кореи, Индии. В 2009 г. более половины иностранных студентов составляли вьетнамцы, около четверти – китайцы. География иностранных студентов в ТПУ в 2009 г. была представлена 33 странами мира.
По данным на 2007 г. 93% иностранцев получали образование на русском языке, 7% - на английском.
Распределение студентов по финансовым условиям в 2007 г. было следующим: на бюджетной основе обучалось 169 человек (35%), на коммерческой основе 235 человек (48%), по программам академического обмена – 86 человек (17%). В 2009 г. 120 иностранных студентов прошли включенное обучение в ТПУ по программам академических обменов, что составляет 18,8% от всего иностранного контингента.
Обучение иностранных студентов в ТПУ ведется на всех факультетах кроме физико-технического.
В ТПУ разработана современная модель обучения иностранных студентов, которая включает в себя три взаимосвязанных цикла: программный комплекс, организационную структуру, коммуникацию и взаимодействие [Подробнее: 12].
Программный комплекс состоит из 3 блоков: предвузовская подготовка (1 год), базовая подготовка (2 года), профессиональная подготовка (2-4 года) и включает в себя совокупность образовательных программ и программу «Академическая и социальная адаптация. Система поддержки», которая продолжается в течение всего периода обучения.
Принципиально значимым компонентом программного комплекса является программа академической и социальной адаптации. Она включает в себя системы поддержки студентов в социальной, правовой, медицинской сферах, а также культурно-коммуникативные, спортивные, социально-ориентированные мероприятия.
Процессы реализации основных и сопутствующих программ обеспечивает организационная структура. Ее основу составляет Институт международного образования и языковой коммуникации, интегрированный в общую структуру университета, функционирующий во взаимодействии с другими факультетами, институтами, административными, учебно-вспомогательными и другими подразделениями вуза.
Отдельно можно выделить взаимодействие и коммуникацию при осуществлении социально-правовой поддержки студентов и организации сервисов как во внутренней среде ТПУ (работа с Международным культурным центром, административно-хозяйственным управлением, управлением по социальной и воспитательной работе, институтами и факультетами) так и во внешней (работа с федеральным агентством по образованию, комитетом по правам человека в РФ, администрацией Томской области и города, средствами массовой информации и др).
Данная организационная модель, реализованная в Томском политехническом университете, позволяет повысить результативность и экономическую эффективность процесса обучения иностранных студентов в вузе.
К настоящему времени все томские государственные вузы кроме ТГАСУ имеют опыт обучения иностранцев. Обучение ведется на контрактной основе, что приносит существенный доход бюджету вузов, а также в рамках академических обменов с вузами-партнерами в формате Болонского процесса.
Проанализировав статистические данные численности иностранных студентов в высших учебных заведениях Томска, можно отметить, что томские университеты представлены на рынке международного образования незначительно. Наиболее интенсивно развивается в этом направлении Томский политехнический университет. Эксперты ТПУ – директор Института международного образования и языковой коммуникации Т.С. Петровская и проректор по образовательной и международной деятельности ТПУ А.И. Чучалин отмечают, что преимуществами вуза на международном рынке образовательных услуг являются: членство в международных ассоциациях, активная международная деятельность, узнаваемость (ТПУ входит в ТОР – 2000 университетов в рейтинге Webometrics Ranking of World Universities); наличие программ подготовки бакалавров/магистров на английском языке; наличие курсов русского языка как иностранного различных уровней подготовки и направлений; низкие цены на обучение и проживание. ТПУ включен в государственный реестр вузов России, обеспечивающих подготовку иностранных граждан.
Основными потребителями образовательных услуг высших учебных заведений Томска являются представители стран азиатско-тихоокеанского региона: Вьетнама, Китая, Монголии, Индии.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Томские вузы - новые участники рынка международной образовательной миграции. В связи с закрытостью Сибири для иностранцев вплоть до распада СССР, иностранные студенты появились в Томске лишь с начала 1990-х годов. Из шести государственных вузов пять имеют опыт обучения иностранных студентов из стран Дальнего зарубежья. Наиболее успешным вузом, который с каждым годом наращивает объём иностранного контингента, является Томский политехнический университет. Здесь разработана успешная организационная модель обучения иностранцев и обеспечения их эффективной социально-культурной адаптации.
Литература:
1. Арановская М. Россия отстала в экспорте высшего образования // Финанс. 26.06.2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www.finansmag.ru/articles/77088. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 23.10.2010.
2. Шереги Ф.Э., Дмитриев Н.М., Арефьев А.Л. Российские вузы и международный рынок образовательных услуг // Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ). М.: Центр социального прогнозирования, 2002. С. 9-28.
3. Проблемы и перспективы развития международного образования в ТПУ // Доклад директора Института международного образования и языковой коммуникации Т.С. Петровской на ученом совете ТПУ 28 марта 2008 г. [Электронный ресурс]. URL: https://intranet.tpu.ru. Режим доступа: корпоративный портал ТПУ. Дата обращения: 15 июля 2010 г.
4. Отчет ТГПУ по международной деятельности за 2004-2008 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tspu.edu.ru/mic/files/file/doc/2004_2008.pdf. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 15 июля 2010 г.
5. Отчет ТГПУ по международной деятельности за 2009 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tspu.edu.ru/mic/files/file/doc/otchet_tspu_2009.pdf. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 15 июля 2010 г.
6. Российское образование для иностранных граждан. Общие сведения о Сибирском государственном медицинском университете Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. [Электронный ресурс]. URL: http://russia.edu.ru/idbv. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 1 октября 2010 г.
7. СибГМУ. Наши достижения. [Электронный ресурс]. URL: http://ssmu.ru/ofice/numbers.shtml Режим доступа: свободный. Дата обращения: 23 октября 2010 г.
8. Правдина В. Чему и как учат иностранных студентов // Alma mater. №2340. 21.02.2003.
9. Статистические данные учебной деятельности ТГУ [Электронный ресурс]. URL:http://www.tsu.ru/WebDesign/tsu/core.nsf/structurl/om_om1. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 23 октября 2010 г.
10. Отчет ТГУ 2007 г. Международное сотрудничество университета в 2007 г. [Электронный ресурс]. URL:http://www.tsu.ru/WebDesign/TSU/core.nsf/designobjects/om/$file/otmd2007.doc. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 23 октября 2010 г.
11. Чучалин А.И. Международная деятельность ТПУ: итоги 2009 г. и перспективы [Электронный ресурс]. URL:http://www.tpu.ru/files/report-ia09.ppt. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 23 октября 2010 г.
12. Петровская Т.С. Организационная модель обучения иностранных студентов в Томском политехническом университете./ Материалы Всероссийского семинара «Методология обучения и повышения эффективности академической, социально-культурной и психологической адаптации иностранных студентов в российском вузе: теоретические и прикладные аспекты», 21-23 октября 2008 г., Т.1. Томск: изд-во ТПУ, 2008. С.46-54.