Периодизация этапов развития психологического образования в Татарстане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маликов, Р. Ш. Периодизация этапов развития психологического образования в Татарстане / Р. Ш. Маликов, Г. Г. Валиуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 11 (22). — Т. 2. — С. 111-114. — URL: https://moluch.ru/archive/22/2280/ (дата обращения: 19.12.2024).

Становление психологического образования в Татарстане имеет свою предысторию. Оно связано с кафедрой физиологии медицинского факультета Казанского Императорского университета. С 1923 по 1858 гг. курс физиологии на факультете читал Ф.В. Берви, но сторонника умозрительной философии из-за отрицания эксперимента как метода познания студенты вынудили покинуть университет.

 С нового учебного 1858 г. экстраординарным профессором кафедры физиологии назначили Ф.В. Овсянникова, который сразу же начал организовать физиологическую лабораторию и проводить экспериментальные исследования. Преподавание физиологии он сочетал с демонстрацией опытов и микроскопических препаратов. На лекциях он охватывал физиологию не только здорового, но и больного человека, связывал с практикой.

В 1860 г. Ф.В. Овсянников был командирован за границу на один год с целью ознакомления с физиологическими и гистологическими лабораториями Европы. За время командировки он ознакомился с деятельностью 15 университетских городов, познакомился с известными физиологами и гистологами.

Из командировки Ф.В. Овсянников привез микроскопы, сфигмограф Марея, мультипликатор и другие инструменты для исследования электрических токов нервов и мышц, гемодинамометр, гемометр, чувствительные термометры для измерения температуры крови и оборудовал ими физиологическую лабораторию. В то время лабораторные занятия со студентами проводились на достаточно высоком уровне.

Ф.В. Овсянников опытно-экспериментальную работу проводил по изучению мозговых тканей теплокровных животных, рефлекторной регуляции дыхания, влияния симпатических нервов на сокращение селезенки и т.д. Все они затрагивали функции нервной системы на основе гистологических и физиологических методов исследования. Данные исследования были признаны на общемировом уровне и удостоены зарубежных наград. И.М. Сеченов также давал высокую оценку этим исследованиям.

В 1863 г. Ф.В. Овсянникова избрали экстраординарным академиком по физиологии Академии наук в Санкт-Петербурге, в связи с чем он был вынужден покинуть Казань. Преемником его по кафедре физиологии был назван Н.О. Ковалевский, который приступил к заведованию лишь через два года, т.к. готовил докторскую диссертацию.

В загранкомандировке Н.О. Ковалевский в лаборатории К. Людвига в Лейпциге знакомится с физическим направлением исследований в физиологии. Он изучает, помимо биологических предметов, также математику, физику и аналитическую химию, методы количественного и качественного анализа, особенно его заинтересовал метод газового анализа дыхания. За время пребывания за границей Ковалевский выполнил две работы: по гистологии лимфатических желез и по химии дыхания, за что получил степень доктора. В 25 лет, получив звание экстраординарного профессора, Ковалевский стал заведовать кафедрой физиологии. С его именем связан новый этап в развитии физиологии в Казанском университете. Он с большим успехом развивал научно-исследовательскую деятельность, посвященную разработке фундаментальных проблем физиологии кровообращения и дыхания, физиологии и морфологии нервной системы, психофизиологии и биохимии крови.

В 60-70-х гг. ХIХ столетия лаборатория Ковалевского стала первым центром физиологии кровообращения в нашей стране. Исследования Н.О. Ковалевского были направлены на изучение физиологии сосудодвигательной системы, малого круга кровообращения и взаимных рефлекторных отношений между дыханием и кровообращением.

В лаборатории Ковалевского было сделано несколько открытий. В 1873 г. был открыт новый тип рефлекса – периферический или местный рефлекс. Особый тип реакции на основе разрушенного спинного мозга был назван аксон-рефлексом. Так же был открыт феномен парадоксального расширения зрачка. Это явление стало первым экспериментальным доказательством гуморального переноса возбуждения, легшего в основу химической теории передачи возбуждения в вегетативной нервной системе.

В 80-е гг. XIX в. в лаборатории было положено начало изучению функций коры больших полушарий головного мозга. Для проведения исследований Ковалевский приглашает молодых талантливых ученых, создающих новые направления в физиологии. Так, в 1884 г. по его приглашению на кафедру психиатрии прибыл В.М. Бехтерев, в то время приват-доцент Военно-медицинской академии в Петербурге. Совместно с Н.А. Миславским Бехтерев изучал вопросы корковой регуляции деятельности внутренних органов. Эти работы положили начало кортико-висцеральному направлению в физиологии.

Н.О. Ковалевским были заложены основные традиции Казанской физиологической школы, и экспериментальный метод был принят за основу физиологического исследования. Благодаря ему, сформировалось направление физиологических исследований по изучению регуляторных систем. В истории отечественной физиологии Ковалевский по праву занимает место рядом с И.М. Сеченовым. Бесспорным является тот факт, что новое поколение русских физиологов воспитывалось одновременно в двух школах: И.М. Сеченова в Петербурге и Н.О. Ковалевского в Казани.

В 1891 г. Н.А. Миславский был назначен руководителем физиологической лаборатории Казанского университета, которая постепенно становилась одной из крупнейших научно-исследовательских центров в России. Основное внимание как в экспериментальных исследованиях, так и в преподавании было направлено на изучение морфологии и физиологии вегетативной нервной системы.

Несмотря на разнообразие исследований, все работы, выполненные в лаборатории, объединены единой мыслью о главенствующей роли нервной системы в организме. Под руководством Н.А. Миславского были предприняты широкие исследования периферической иннервации разнообразных органов и тканей.

В лаборатории Н.А. Миславского вопросы локализации центров в коре головного мозга изучал В.М. Бехтерев. Ими описаны нервные центры зрачка, мочевого пузыря, некоторых отделов желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. В казанский период В.М. Бехтерев приступил к изучению структуры проводящих путей в спинном и головном мозге, им была сконструирована модель проводящих путей, которая сегодня хранится в музее медицинского университета. В.М. Бехтерев создал журнал «Неврологический вестник», который он редактировал совместно с Н.А. Миславским почти до 1917 г. В журнале, наряду со статьями по неврологии, невропатологии и психиатрии, печатались экспериментально-физиологические исследования из лаборатории Миславского.

 

История развития психологических знаний в Казани начинается с 1885 г. – со времени создания В.М. Бехтеревым первой в России психофизиологической лаборатории при кафедре душевных болезней (психиатрии) в Казанском Императорском университете. Интенсивное развитие в этот период медицинской науки и практики лечения вдохновило В.М. Бехтерова рассматривать больного как сложного психофизиологического механизма, с целью эффективного лечения путем психологического воздействия. Больного он рассматривает как целостную систему с множеством подсистем, как психический, сознательный, с богатым внутренним миром сложный комплекс. Психику человека В.М. Бехтерев рассматривает как динамику сознательного и бессознательного. По его мнению, ее следует постигать двумя путями: субъективно – интроспекцией, объективно – методом наблюдения посредством специальной аппаратуры.

Объектом для своих исследований В.М. Бехтерев выбрал психически нездоровых людей, которые не были способны описать свое душевное состояние, что привело его к объективной психологии. Рассмотрение человека в комплексе и целостности способствовало разработки стратегии самопреобразования личности, где она является индивидом психическим, самодеятельным по отношению к окружающей среде.

Таким образом, основной характеристикой психологических знаний времени В.М. Бехтерева является его практическая направленность и стремление получить информацию о духовном состоянии человека с помощью специальной аппаратуры. С этой целью В.М. Бехтеревым и его сотрудниками сконструированы модель проводящих путей головного и спинного мозга, пневмограф, рефлексограф, пружинный молоток, рефлексометр и др.

Второй этап развития психологических знаний в Казани в 1951–1970-х гг. связан с исследованием профессиональных качеств и способностей человека. Этот период связан с именами психологов В.С. Мерлина и Е.А. Климова. Свое внимание они сосредоточили на индивидуальные различия людей с акцентом на типологизацию. Направление их деятельности следует связать с идеологией своего времени, когда прославлялась личность труженика, работника соцтруда. Поэтому психологи изучали человека не только как самобытная индивидуальность, но и, в первую очередь, как обладателя рядом профессиональных качеств, из чего вытекали идеи необходимости профориентационной работы, профессионального отбора работников, контроля за управлением деятельности. Казанская психологическая школа в этой области отличалась развитием идеи разработки индивидуального стиля деятельности личности с опорой на ее способности и внедрением массовой психодиагностики индивидуальных психофизиологических способностей. Этот процесс сопровождался подбором методик со стандартизацией, созданием исследовательской аппаратуры, составлением диагностических шкал, внедрением математических методов обработки. Это период связан с именами таких психологов, как Н.М. Пейсахов, А.П. Кашин, Г.Г. Баранов, Р.Г. Вагапов и др. Запатентованные ими приборы типа нейрохронометр, интеграл и др. позволили диагностировать способностей зрительного анализатора, способностей личности к саморегуляции сенсомоторной деятельности, реакции на движущиеся объекты и т.д. В последующем приборами пользовались в различных научно-исследовательских институтах, вузах, предприятиях.

Следующий третий этап развития психологических знаний в период 1970–1980-х гг. связан с именем профессор Н.М. Пейсахова. Его исследования и деятельность его лаборатории направлены на научно-практическую, комплексную, системную стратегию проблем высшей школы. Исследуются методологические и теоретические проблемы нового понятия «прикладная психология». Проблематика психологических исследований связано с высшим образованием, созданием психологических служб в них. Совместно с массовой психодиагностикой исследуется активная личность, умеющая строить межличностные отношения, способная управлять своим поведением, регулировать психическое состояние и подключать свой интеллект в деятельность.  Причем интеллектуальные способности рассматриваются как качество талантливой личности. Новые исследования популяризуются в проводимых конференциях различного уровня и масштаба, издаются монографии, учебно-методические пособия.

На следующем этапе в 1980-1990-х гг. исследования еще более конкретизируются, чем в предыдущих этапах. Профессиональные качества и способности человека изучаются в направлении интеллектуального творчества, эмоций, коммуникативности, инженерии, управления, музыкальности и т.д. Конструируются модели личности как субъекта самоуправления, учебной деятельности, психических состояний, саморазвития. В этот период психологии разрабатывают и апробируют методы развития и саморазвития личности и различных групп как субъектов, которые позитивны по содержанию и общественные по направлению.

Таким образом, идеи В.М. Бехтерева были продолжены учеными и специалистами Казанского университета, которые с 1943 г. по настоящее время вели и ведут большую экспериментальную работу по следующим проблемам: Е.А. Климов по психологии профессионального самоопределения; Л.М. Попов по психологии саморазвития, психологии творческой самодеятельности; А.О. Прохоров по психическим состояниям; Б.С. Алишев по ценностно-смысловой сфере, кросс-культурным исследованиям ценностей и самосознания; Г.А. Аминев по психофизиологии мнемической деятельности и т.д.

В настоящее время в Казани, помимо научной психологии, бурно развивается практическая психология. Психологи-практики чрезвычайно востребованы сегодня на рынке труда. Поэтому возникновение в Казани Тренинг-Центра Казанского государственного университета очень своевременно и имеет большие перспективы.

Стратегическим партнером Тренинг-Центра уже стала Профессиональная Психотерапевтическая Лига. Благодаря этому, здесь можно получить сертификат не только государственного, но и европейского образца. Основная идея создания Тренинг-Центра – это подготовка практических психологов и консультантов на самом высоком уровне.

Активная деятельность этого учебного центра разворачивается по подготовке сразу четырех новых направлений: психолог-консультант, тренер-психолог, бизнес-консультант, консультант по управлению персоналом. В Тренинг-Центре запланированы программы в зависимости от интересов и потребностей от нескольких дней до двух лет. Эти программы проходят соответствующую экспертизу на факультете психологии. Сюда приглашаются студенты, которые хотят на практике освоить специальность консультанта или ведущего психологические тренинги. Для желающих повысить собственную эффективность проводятся тренинги личностного роста, коммуникативные и бизнес-ориентированные тренинги, которые можно засвидетельствовать не только практически, но и сертификатом при трудоустройстве.

 

Основные термины (генерируются автоматически): развития психологических знаний, нервной системы, физиологии кровообращения, кафедрой физиологии, Похожая статья, отечественной физиологии Ковалевский, этап развития психологических, кафедрой физиологии медицинского, физиологии вегетативной нервной, проблем физиологии кровообращения, центром физиологии кровообращения, профессором кафедры физиологии, физиологии сосудодвигательной системы, физиологии Академии наук, Преподавание физиологии, Психику человека В.М, казанский период В.М, курс физиологии, кафедре физиологии, развитии физиологии.


Похожие статьи

Особенности подготовки социального педагога в системе современного образования

Перспективы развития дистанционного образования в Узбекистане

Общая характеристика основных тенденций развития профессионального педагогического образования в современной Канаде

Проблемы экологического образования и воспитания на примере мирового сообщества

Методологические подходы к анализу социального неравенства в молодежной среде

Методологические вопросы инновационного развития экономических систем

О методах и результатах исследования педагогических профессиональных установок

Исторический анализ становления творческого мировоззрения личности за рубежом

Анализ системы дополнительного профессионального образования России и его роль в современных условиях

Роль изучения отечественной истории в системе подготовки современного инженера

Похожие статьи

Особенности подготовки социального педагога в системе современного образования

Перспективы развития дистанционного образования в Узбекистане

Общая характеристика основных тенденций развития профессионального педагогического образования в современной Канаде

Проблемы экологического образования и воспитания на примере мирового сообщества

Методологические подходы к анализу социального неравенства в молодежной среде

Методологические вопросы инновационного развития экономических систем

О методах и результатах исследования педагогических профессиональных установок

Исторический анализ становления творческого мировоззрения личности за рубежом

Анализ системы дополнительного профессионального образования России и его роль в современных условиях

Роль изучения отечественной истории в системе подготовки современного инженера

Задать вопрос