Работая со студентами педагогического ВУЗа, необходимо знакомство студентов с новой нормативно-правовой базой. Недопустимо выпускать студентов в самостоятельную жизнь без знаний о новых требованиях к педагогу.
Реформирование современной системы образования становится сегодня одной из важнейших социально-экономических и социально-культурных задач общества.
В послании к Федеральному Собранию (05.11.2008 года) Президент России Д.А.Медведев представил национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», которая была утверждена в январе 2010 года, как основа стратегической политики в сфере образования. Основная цель данной программы – «создание школы, способной раскрыть личностный потенциал ребенка, воспитать интерес к учебе и знаниям, формировать стремление к здоровому образу жизни, готовить ребят к будущей профессиональной деятельности». В этой программе определены 5 основных направлений, одно из которых – «совершенствование педагогического корпуса». За последнее время в этой связи был принят ряд нормативно-правовых документов.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 года за № 593 были определены квалификационные характеристики должностей работников образования.
Учитель
Должностные обязанности.
Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в том числе текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену; методику преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому предмету; методику воспитательной работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; средства обучения и их дидактические возможности; основы научной организации труда; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; теорию и методы управления образовательными системами; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические технологии продуктивного, дифферен-цированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование, подготовка по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Приказом МО РФ от 24 марта 2010 года за № 209 внесены также изменения в порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Порядок аттестации педагогических работников, с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
Аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей).
Аттестации не подлежат:
- педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;
- беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
- педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Аттестация указанных работников возможна не ранее, чем через два года после их выхода из указанных отпусков.
Основанием для проведения аттестации является представление работодателя (далее – представление).
Представление должно содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности, информацию о прохождении педагогическим работником повышения квалификации, в том числе по направлению работодателя, за период, предшествующий аттестации, сведения о результатах предыдущих аттестаций. С представлением педагогический работник должен быть ознакомлен работодателем под роспись не позднее, чем за месяц до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник имеет право представить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с момента предыдущей аттестации.
Информация о дате, месте и времени проведения аттестации письменно доводится работодателем до сведения педагогических работников, подлежащих аттестации, не позднее, чем за месяц до ее начала.
Педагогические работники в ходе аттестации проходят квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности по занимаемой должности.
7. По результатам аттестации педагогического работника, с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
- соответствует занимаемой должности (указывается должность работника);
- не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника).
8. В случае признания педагогического работника по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом
3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
3. Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации3).
Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).
Аттестация педагогического работника для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, проводится на основании заявления педагогического работника. Заявление педагогического работника о проведении аттестации должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня подачи.
Сроки проведения аттестации для каждого педагогического работника устанавливаются аттестационной комиссией индивидуально в соответствии с графиком. При составлении графика должны учитываться сроки действия ранее установленных квалификационных категорий.
Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника с начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссии не должна превышать двух месяцев.
Установленная на основании аттестации квалификационная категория педагогическим работникам действительна в течение пяти лет.
Педагогические работники могут обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории
не ранее, чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.
Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
- владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
- вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
- имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.
7. Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
- имеют установленную первую квалификационную категорию;
- владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
- имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
- вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.
8. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
- уровень квалификации (указывается должность) соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;
- уровень квалификации (указывается должность) не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.
9. При принятии решения аттестационной комиссии о несоответствии уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия.
10. Квалификационные категории сохраняются при переходе педагогического работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте Российской Федерации, в течение срока ее действия.
Каждая категория педагогических работников имеет свою профессиональную специфику, которую необходимо учитывать. Мы представляем один из возможных вариантов оценки профессиональной компетенции учителя иностранного языка, предложенного Китайгородской Г.А. несколько лет назад, в рамках проведения регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года».
Было перечислено 6 критериев и объяснено содержание этих критериев.
1. Методическая компетентность:
- отбор и организация учебного материала;
- адекватность методических приемов и средств обучения целям урока и возрастным особенностям учащихся;
- логичность и вариативность видов учебной деятельности и смены учебных заданий;
- авторские находки, наиболее эффективные приемы, импровизация;
- реализация поставленных целей.
2. Психолого-педагогическая компетентность:
- организация учебной деятельности учащихся (индивидуально, в парах, в группах);
- управление взаимодействием учителя;
- обеспечение мотивации учебных действий учащихся за счет творческого характера заданий;
- обеспечение активности (включенности) всех учащихся в УП в течение всего урока;
- использование разнообразных форм работы.
3.Социально- педагогическая компетентность:
- открытость позиции Учителя;
- умение выстраивать равнопартнерские отношения с учащимися;
- умение слушать и слышать;
- умение адекватно реагировать на высказывания учащихся;
- умение использовать толерантный стиль общения.
4. Лингво - социокультурная компетентность:
- свободное и грамотное владение иностранным и родным языком;
- интеллектуальный и культурный уровень;
- социокультурная компетентность.
5. Педагогическая компетентность:
- педагогический артистизм (тембр голоса, пластика, жесты, мимика, степень воздействия на учащегося);
- образ преподавателя (внешность, одежда, манера держаться, индивидуальность стиля;
- эрудиция.
6. Профессиональная рефлексия:
- умение методически грамотно анализировать свой урок и уроки коллег;
- адекватность профессиональной самооценки;
- владение психолого-педагогической и методической терминологией.
Какие советы и рекомендации можно дать учителю иностранного языка сегодня, чтобы он был готов к реализации новых целей и задач, поставленных в программе «Новая школа» и образовательных стандартах II поколения, к переходу на новую оплату труда и новую форму аттестации педагогических кадров?
Учитель сегодня должен быть готов к:
- внимательному изучению основных положений нормативно-правовых документов и творческой их реализации на практике;
- активному участию в экспериментальной и инновационной деятельности по предмету, в творческих мероприятиях (семинарах, конференциях, конкурсах и т.д.) с коллегами как внутри своего ГОУ СОШ, округа, города.
- изучению инновационного опыта коллег и трансляции своего опыта;
- освоению новых технологий (ИКТ, коммуникативно-когнитивных и т.д.);
- принятию новых функциональных ролей (Учитель-исследователь, Учитель-экспериментатор, Учитель-наставник, Учитель-разработчик и т.д.);
- соблюдению единых функциональных требований и личной дисциплины.
Полезные адреса.
Lwww.onestopenglish.com— готовые уроки, разработанные на основе публикаций в газете The Guardian Weekly. [с.53-55]
2. www.monster.co.uk — этот сайт будет полезен школьникам для создания своих резюме и портфолио.
3. www.macmillanenglish.com — на этом сайте можно найти электронные уроки ко многим УМК.
4. www.grenzenlos-life.de — можно бесплатно заказать одну из учебных программ для первой ступени обучения.
5. www.zzzebra.de — здесь школьники могут найти множество идей по проведению школьных праздников.
6.www.kindernetz.de — на этом сайте у учащихся, изучающих немецкий язык, есть возможность реального общения со своими зарубежными сверстниками.
7. www.bavaria97.de — на этом сайте можно познакомиться со «смайликами».
8. На сайте www.rossipotti.de можно найти друзей по переписке (Brieffreunde).
9. На сайтах www.hiniausland.de и www.jolinchen.de — представлены серии комиксов.
10.На сайте www.gs-katzenelnbogen.bildung-rp.de — можно найти страноведческую информацию о Германии, а на сайтах www.europschool.net, www.wasistwas.de, www.users.skynet.be/bd/ pe/de — школьники найдут всевозможные страноведческие задания.
11.На сайте www.europschool.net можно найти игры, предназначенные детям разного возраста, игровые викторины можно найти на сайтах www.gs-katzenelbogen.bildungrp.de, www.kinder-buchforum.de.
12.На сайтах www.jolinchen.de, www.bavaria97.net/kinder.htm можно заполнить анкету, найти интересного друга и начать электронную переписку.
13.Сайт www.deutsch-lerner.com предлагает грамматические упражнения и тесты разной степени сложности. Компьютер информирует ученика о качестве выполнения упражнения.
14.Сайт www.bell-labs.com/project/tts/index.html позволяет услышать звучание любой фразы на иностранном языке(-английском, немецком, французском, итальянском, испанском).
15. Media Links (www.mediainfo.com/emedia/) предлагает ссылки ко множеству газетных изданий. Возможно общение читателя с издательством, высказывания своего мнения относительно прочитанного, беседа с автором статьи.
16. ВВС World Service (www.bbc.co.uk/worldservice) предоставляет возможность не только прочитать, но и прослушать новости на многих языках в режиме Learning English (выбирается подходящий уровень владения языком).
17. CNN World News (http://cnn.com/world) предоставляет информацию на разных языках, возможно аудио или видео сопровождение, интеракция читателей с редакцией.
18. The New York Times предлагает своим читателям учебную версию газеты с готовыми поурочными разработками.
19. На сайте The young voices of the world (www.fiikui-med. ac.ip/kuzuryu/) — желающие могут опубликовать свои работы.
20. Для установления переписки с различными целями: для выполнения совместных проектов, обсуждения проблем, ведения дискуссии между целыми классами можно обратиться к лист-серверу для межкультурных связей (Intercultural E-Mail Classroom Connections www.iesbell-labs.com/project/tts/index. html, www.stolaf.edu/network/iecc/).
21.На сайте E-Mail Project Home Page (www.otan.dni.us/we-bfarm/emailproject/email.htm) предлагаются к исследованию следующие проблемы: наркотики, стресс, питание, власть, здоровье и многие другие.
22. Project Icons (jws3fjjiumail.umd.edu, mailto:jw53@umail. umd.edu) напоминает по своей структуре ООН. Учащиеся из разных стран образуют группы и представляют выбранную страну по заданной теме (проблеме).
23. Сайт SchMOOze University представляет возможность изучать язык непосредственно в общении, обмениваться опытом и идеями.
24. Сайт «Виртуальная реальность» (www.flash.net/-cssmithl/ vr.htm) — это собрание лингвистических и нелингвистических подлинных материалов о культуре страны изучаемого языка.
25. Сайт City Net (www.city.net/) дает возможность путешествия по разным странам. Здесь можно найти все о выбранной стране. City Net — превосходный навигатор. Учащиеся могут путешествовать в качестве туристов и гидов.
26. Сайт Metro Link (Метро www.subwaynavigator.com) позволит совершить путешествие по крупным городам мира на метро.
27. Сайт America's homepage (www.infos-pace.com/info.USA/) даст возможность попутешествовать по штатам и городам, познакомиться с историей, культурой, образом жизни американцев.
28. На сайте www.chat.ru/englishlanguage/diction.htm можно найти информацию об электронных словарях.
29. Интернет-поддержка учебников и дополнительных материалов на сайте www.titul.ru и на интернет-портале www.eng-lishteachers.ru.
30. Один из лучших интернет-ресурсов для преподавателей английского языка является сайт www.onestopenglish.com, а также www.onestopclil.com
31. Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений опубликован на сайте Министерства образования и науки РФ www.edu.ru/db-mon/ mo/Data/d05/m4-1 .html.
Литература:
1. Вестник образования МО РФ № 4, 2010.
2. Вестник образования МО РФ № 5, 2010.
3. Вестник образования МО РФ № 10,2010.
4. Вестник образования МО РФ № 11,2010.
5. Сайт: http:/www.vestnik.edu.ru.
6. Китайгородская Г.А., Учитель года 2008. - М.: Школьная книга, 2008.
7. Бекаревич Т.И. Научный журнал «Образование и саморазвитие» №6(16) 2009.