В силу того, что картофель является одним из самых социально значимых продуктов питания для населения, развитие сфер его производства и распределения не может осуществляться без соответствующей государственной координации. В качестве основы комплексного развития рынка картофеля Пермского края целесообразно использовать программно-целевой метод, определяющий механизмы государственной поддержки исходя из социально-экономического положения региона, состояния его аграрной экономики, а также приоритетов в их дальнейшем развитии.
Целью программы должно стать создание условий для ускоренного развития высокоэффективного производства картофеля и насыщения рынка качественной продукцией региональных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Повышение инвестиционной привлекательности картофелеводства и увеличение производительности труда его работников;
2. Ускоренное развитие эффективного производства товарного картофеля;
3. Рост объемов реализации товарного картофеля за счет продвижения регионального товарного знака “Пермская картошка”;
4. Развитие кадрового потенциала работников сферы картофелеводства (рисунок 1).
В силу длительной окупаемости инвестиционных проектов в сфере картофелеводства в качестве одного из мероприятий целевой программы предлагается выделять субсидии на возмещение части затрат, связанных с реализацией подобных проектов. Субсидирование 17,5% затрат, связанных с реализацией инвестиционного проекта, будет осуществляться по 4-м основным направлениям: семеноводство, производство, переработка и распределение картофеля, что позволит повысить инвестиционную привлекательность картофелеводства на фоне других отраслей сельского хозяйства и экономики в целом.
В свою очередь, государственная поддержка эффективно произведенного и реализованного картофеля призвана стимулировать сельскохозяйственных товаропроизводителей на выпуск рыночно востребованных видов продукции, а продвижение регионального товарного знака “Пермская картошка” - повысить к ним лояльность ее непосредственных потребителей. Механизм реализации заключается в субсидировании части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на производство и реализацию картофеля.
Рисунок 1. Структура реализации целевой программы развития картофелеводства Пермского края
При этом продвижение регионального товарного знака “Пермская картошка” осуществляется для обеспечения приоритетного доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей Пермского края на рынок картофеля, снижения их затрат и увеличения дохода от реализации продукции картофелеводства. Механизм реализации состоит в финансировании мероприятий по продвижению товарного знака сельскохозяйственной продукции “Пермская картошка”.
В качестве отдельного мероприятия выделяется повышение качества профессиональной подготовки и кадрового потенциала специалистов картофелеводческих хозяйств, без которых реализация целевой программы на локальном уровне не принесет ожидаемых результатов.
Для реализации программных мероприятий на 2010-2012 годы необходимо финансирование в размере 2,4 млрд. руб., 56,1% из которых будет направлено на повышение инвестиционной привлекательности картофелеводства, 43,8% - на поддержку увеличения объемов производства и реализации картофеля, 0,15% - на поддержку продвижения регионального товарного знака “Пермская картошка”. Из регионального бюджета требуется 17,6% от общей потребности в финансировании программы (таблица 1).
Таблица 1 - Общая потребность в финансировании мероприятий целевой программы и его источники, млн. руб.
Мероприятие программы |
Годы |
||||
2010-2012 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
Повышение инвестиционной привлекательности картофелеводства и увеличение производительности труда его работников |
Бюджет Пермского края |
200,7 |
89,6 |
85,8 |
25,3 |
Внебюджетные источники |
1155,0 |
525,4 |
486,3 |
143,3 |
|
Всего |
1355,7 |
615,0 |
572,1 |
168,6 |
|
Ускоренное развитие эффективного производства товарного картофеля |
Бюджет Пермского края |
220,7 |
79,2 |
88,0 |
53,5 |
Внебюджетные источники |
838,2 |
210,5 |
253,6 |
374,1 |
|
Всего |
1058,7 |
289,6 |
341,5 |
427,6 |
|
Поддержка продвижения регионального товарного знака “Пермская картошка” |
Бюджет Пермского края |
3,6 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
Внебюджетные источники |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
Всего |
3,6 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
|
Всего |
Бюджет Пермского края |
425,0 |
170,0 |
175,0 |
80,0 |
Внебюджетные источники |
1993,1 |
735,9 |
739,8 |
517,4 |
|
Всего |
2418,1 |
905,9 |
914,8 |
597,4 |
*рассчитано совместно со специалистами Министерства сельского хозяйства Пермского края.
Создавая условия для ускоренного развития высокоэффективного производства картофеля и насыщения рынка качественной продукцией региональных сельскохозяйственных товаропроизводителей, в рамках целевой программы планируется, что за 2010-2012 годы валовой сбор картофеля сельскохозяйственных организаций увеличиться на 87,7%, урожайность данной культуры – на 49,8% и, в итоге, объем реализации картофеля возрастет в 3,3 раза (таблица 2).
Таблица 2 - Основные целевые показатели программы по годам
Целевые показатели |
Годы |
2012 г. в % к 2009 г. |
|||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
Валовой сбор картофеля всех категорий хозяйств, тыс. тонн, в том числе: |
673,0 |
744,2 |
754,8 |
759,6 |
112,9 |
сельскохозяйственных организаций, из них: |
73,1 |
101,5 |
112,8 |
137,2 |
187,7 |
базовых сельскохозяйственных организаций |
49,0 |
82,5 |
91,7 |
108,9 |
в 2,2 раза |
прочих сельскохозяйственных организаций |
24,1 |
19,0 |
21,1 |
28,3 |
117,4 |
Урожайность картофеля сельскохозяйственных организаций, ц/га |
201,7 |
314,8 |
306,7 |
302,2 |
149,8 |
Площадь посевов элитного картофеля, га |
218 |
260 |
309 |
400 |
183,5 |
Валовой сбор семенного картофеля, тыс. тонн |
3,6 |
4,2 |
4,9 |
6 |
166,7 |
Объем продаж картофеля сельскохозяйственных организаций, тыс. тонн |
32,6 |
79,2 |
88,0 |
107,0 |
в 3,3 раза |
Выручка от продажи картофеля сельскохозяйственных организаций, млн. руб. |
177,8 |
467,2 |
550,9 |
689,6 |
в 3,9 раза |
*рассчитано совместно со специалистами Министерства сельского хозяйства Пермского края.
Программно-целевая основа развития картофелеводства, одновременно выступая механизмом государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и инструментом их мотивации к достижению целевых показателей программы, в целом повышает конкурентоспособность продукции на продовольственном рынке картофеля Пермского края и других регионов страны, обеспечивая тем самым конкурентоспособность ее производителей на межрегиональном уровне.
Литература:
1. Пьянкова К.В., Игуменова Е.Б. Аграрная политика: теория и методология. – Пермская ГСХА, 2010. – 134 с.
2. Любовный В.Я. и др. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации: серия докладов / И.Ф. Зайцев, А.Б. Воякина, О.С. Пчелинцев, Л.Я. Герцберг, Г.А. Шим. М.
3. О краевой целевой программе “Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы” от 10 декабря 2008 г. №351-ПК: Принят Зак. Собранием Перм. края 20 ноября 2008 г. // Рос. газ. (Региональный выпуск “Прикамье”). – 2008. – 19 дек.