Система социального обеспечения и социальной работы является неотъемлемой частью любого современного общества. Точнее, ее можно было бы назвать даже критерием развития современного общества. Наиболее развитые страны современного мира прошли длительный путь социальных конфликтов, которые порой оборачивались подлинными катастрофами; сама социальная катастрофа революции и гражданской войны являлась единственным фактором прогресса. Трансформация, которую претерпели развитые страны в Новейшее время, позволила значительно снизить уровень интенсивности классового конфликта и открыла – хотя бы гипотетически – возможность ненасильственной эволюции общества. Снижение уровня классовой напряженности во многом стало возможным благодаря развитию системы социальной работы и социального обеспечения, которые наряду с общими тенденциями общественно-экономического развития способствовали нивелированию контрастов социальной стратификации.
Становление социальной работы - тема, имеющая междисциплинарный характер. Она предполагает и осмысление событий истории развития добровольной общественной инициативы и государственной социальной политики, и истории социологических и философских идей, которые выступали как их теоретическая основа. Предметом исследования в свете этого выступают социальные процессы, оказавшие влияние на становление европейской модели социальной работы Объектом исследования является сам процесс становления социальной работы.
Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнедеятельности личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.
Так же социальную работу можно определить как научную дисциплину; учебную дисциплину; прикладную науку; отраслевую теорию среднего уровня; самостоятельную теорию; специфическую форму социальной деятельности и др. Все эти определения лишь подробнее раскрывают теоретическую сущность социальной работы.
Социальная работа как общественное явление представляет собой своеобразную модель социальной помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период, сообразно с особенностями национально - культурного, социально - политического развития и социальной политики государства. Это предельно широкое толкование понятия «социальная работа» раскрывающее участие этой дисциплины во всех ее проявлениях и сферах деятельности.
В более узком смысле, социальная работа есть общественно - необходимая деятельность, направленная на социальную защищенность личности, прав человека и являющаяся гарантом политической и социальной стабилизации общества, так, как призвана, препятствовать росту его маргинальных слоев. Социальную работу можно определить как специфическую форму государственного и негосударственного воздействия на человека с целью обеспечения достойного культурного, социального и материального уровня жизни населения.
Истоки того, что в наше время известно под названием «социальная работа», в принципе, можно возводить к довольно отдаленному прошлому.
По словам профессора Холостовой Е.И., социальная работа существовала в сознании людей еще за долго до появления социальных теорий, на обыденном уровне. Возникала потребность в формировании общественной жизни, при этом нужна была социальная справедливость. Люди верили в так называемых «защитников» и в их средства. Появилась потребность в такой структуре, которая уравнивала бы в разумной степени различные слои общества не со стороны сугубо личных взглядов, а исходя из социальной практики в целом.[5, с. 234]
История социальной работы начинается с благотворительности, существовавшей на всех этапах развития не только европейского, но и российского общества. Историки находят корни сострадания к ближнему еще в племенах восточных славян. С.М. Соловьев отмечал, что восточные славяне были милостивы к старым и малым соплеменникам, а так же к племенным, которые по прошествии известного срока могли вернуться в родные места или «остаться жить между славянами в качестве людей вольных или друзей». [3, с.91]
Однако Фирсов, автор книги «Теория социальной работы», не совсем согласен с положением Е.И. Холостовой о происхождении социальной работы в России. Он говорит, что оформление идей социальной помощи и поддержки в древности связанно с развитием письменности и проникновение, непосредственно, из христианской литературы представлений о презрении и милосердии к ближнему, а не зародилась как, у Холостовой, из основ благотворительности. Фирсов ставит на первое место в развитии социальной работы именно русскую литературу. Он рассматривает становление «теории милосердия» в произведениях древней литературы Х-ХІ веков. Он так же отмечает, что отделение чисто религиозных идей от милосердия как такового, произошло при Петре Великом. Фирсов утверждает, что с этого периода начинается пересмотр ответственности в социальном плане, то есть примерно с начала правления Петра Первого прерогатива социальной защиты нуждающегося населения переходит в руки государства. Пьяницы и алкоголики более четко выделяются в группу социально - неблагополучных и нуждающихся в помощи, потому что это проблема всего русского народа.[4, с. 104]
Однако, в работе Григорьева А.Д. «история социальной работы» указано, что государственная монополия в деле помощи нуждающимся слоям населения оформилась с конца 18 века. И произошло это в ходе екатерининских преобразований. Административная система помощи предполагала наличие как территориальных институтов помощи, так и государственных мер по защите социально уязвимых слоев населения на основе усиления законодательной базы, регулирующей взаимоотношения между субъектами помощи, группами и государством.[1, с. 312]
По вопросу начального этапа формирования социальной работы на Руси, у Григорьева и Холостовой схожие мнения, они оба считают, что социальная работа получила свои истоки из благотворительности и милосердия, желания помочь ближнему. Нам представляется, что с их мнением можно согласиться. Ведь социальная работа оказывает влияние на все сферы социальной жизни: экономическую, политическую, социальную.
В Средние века социальные функции, связанные с заботой о нищих и убогих отчасти взяла на себя церковь. На расходы, связанные с этой деятельностью, иерархи указывали даже как на аргумент в пользу необходимости для церкви владеть собственностью, приносящей доход. Некоторые аспекты социальной работы в это время брала на себя, условно говоря, общественная инициатива. В число обязанностей сельских и городских общин, наряду с повинностями в пользу их сеньоров, входила и забота о материальном обеспечении калек, стариков, сирот и т.п., проживающих на земле данной общины.Помимо этого, существовала и поощряемая церковью и моральным самосознанием практика раздачи милостыни и т.п. Деятельность такого рода расценивалась как угодная Богу и повышала социальный престиж человека, усердно ей занимающегося. Вопреки распространенному мнению, эта практика была вовсе не случайной и бессистемной: она очень существенно была регламентирована, например, регулярно повторяющимися церковными и светскими церемониями, ритуалами регулировалась обычаями повседневной практики людей. Другое дело, что принципы функционирования этой разновидности социальной помощи определялись вовсе не потребностями тех, кто в ней нуждался, т.е. собственно помощь была в известной мере побочным продуктом данной деятельности, да и в качестве профессиональной такая деятельность не рассматривалась.
На рубеже XIX - XX веков во многих европейских государствах (Великобритании, Германии, Нидерландах, Швеции и Франции), а также США возникла социальная работа как вид профессиональной деятельности, которая развивалась наряду с благотворительными организациями. Данный период мировой истории известен как период интенсивного развития капитализма, который сопровождался включением женщин и детей в производство, усиленной эксплуатацией, массовым обнищанием лиц наемного труда и, как следствие, ростом революционных выступлений рабочего класса.
Для данного этапа развития европейской и американской цивилизации характерно то, что наряду с репрессиями включается и механизм социального маневрирования через принятие социального законодательства и основание социальных учреждений, направленных на создание системы социальной поддержки наемных рабочих и членов их семей.
Говоря о генезисе социальной работы, следует подчеркнуть, что, с одной стороны, его следует соотнести с уходящей корнями в социобиологические свойства человека способностью к альтруистическому поведению, с другой - с социокультурными условиями, в которых эта профессия начала институциализироваться. При таких условиях в модернизирующихся странах происходят закономерные изменения культурных феноменов, из которых для рассматриваемой темы значимы следующие:
1. Переход от общинной формы социальной жизни к более индивидуализированной;
2. Переход от авторитарного, харизматического лидерства к высокопрофессиональному менеджменту, основанному на демократических принципах, что вызвано плюрализацией групп интересов в обществе, предполагающей необходимость не столько управлять их активностью, сколько искать компромиссы между преследуемыми ими целями;
3. Переход от обычного права как регулятора общинных отношений к юридическому, имеющему в обществе универсальное значение. Такое изменение обусловлено возрастанием степени открытости модернизирующего общества, где легитимизация сословных льгот и привилегий сменяется утверждением равенства всех граждан перед законом;
В то же время совершенно очевидно, что их социализация в меняющихся условиях необходима как для их собственного выживания, так и для упорядочения более широкого социокультурного контекста. Именно такая необходимость в модернизирующихся обществах обуславливает возникновение социальной работы как профессии, связанной с рациональной и целенаправленной помощью плохо адаптированным людям. Причем данная деятельность ориентирована не только и не столько на улучшение материального благосостояния нуждающихся, то есть не на благотворительность, но в первую очередь на расширение сферы социального участия этих людей, на их активную социализацию и адаптацию к меняющимся жизненным условиям.
Таким образом, современную социальную работу в целом можно охарактеризовать как рациональный альтруизм культурно компетентных граждан в отношении социализации неадаптированных членов общества через вовлечение их в социальное участие.
Литература
1. Григорьев А.Д. История социальной работы: В 2 ч.: Ч. 1.М., 2006.
2. Курбатов В.И. Социальная работа. Ростов н /Д, 2000.
3. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 1. М. 1988.
4. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы М., 2000.
5. Холостова Е.И. Теория социальной работы М., 2001.