Реализация молодежной политики на региональном уровне (на примере «Центра социальных услуг для молодежи Советского административного округа г.Омска») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Станкова, М. В. Реализация молодежной политики на региональном уровне (на примере «Центра социальных услуг для молодежи Советского административного округа г.Омска») / М. В. Станкова, А. Е. Прасолова, А. В. Вознюк, Е. Е. Жидецкий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 11 (22). — Т. 2. — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/archive/22/2325/ (дата обращения: 19.12.2024).

В современной России молодежь составляет около 39,6 миллиона человек - 27% от общей численности населения страны[1]. Модернизация нашей страны невозможна без активного участия в ней молодежи. Для укрепления позиций России в мире, обеспечения ее конкурентоспособности, повышения качества жизни российских граждан необходимо эффективно использовать потенциал развития, носителем которого является молодежь. Поэтому на государственном уровне необходимо создавать условия для ее самореализации и включения в общественные процессы.

В целях развития и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации, направленной на создание правовых, социально-экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив, Правительством Российской Федерации в 1998 была принята федеральная целевая программа «Молодежь России», которая реализуется на протяжении последних 12 лет[2, с.1].

В Программе выделено шесть  направлений деятельности: «Здоровое поколение», «Гражданин России», «Молодая семья», «Профессионализм молодых», «Молодежь в трудных жизненных ситуациях», «Молодежь в информационном пространстве»[1].

Концепция Федеральной целевой программы «Молодежь России» (2006-2010 годы) представляет и обосновывает новые подходы к реализации государственной молодежной политики, которые заключаются в создании условий для интеграции молодежи, как активного субъекта, в процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного развития страны.

Основными  целями новой программы «Молодежь России» на 2006-2010 годы являются:

1. Возможность для каждого молодого человека быть успешным, то есть включенным в активную социально-экономическую, политическую и культурную жизнь страны, интеграцию в международные программы (объект программы – молодежь).

2. Обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы России в молодом гражданине-патриоте, труженнике-профессионале, здоровом физически и духовно молодом человеке (объект программы – интересы общества).

Реализация данной программы, по мнению ее авторов, позволила отработать на базе учреждений социального обслуживания молодежи передовые социальные технологии, обучить им специалистов по социальной работе с молодежью и внедрить положительный опыт работы в субъектах Российской Федерации, что позволило стабилизировать демографическую ситуацию в регионах;  обеспечить профилактику наркомании и зависимости от психоактивных веществ, асоциальных явлений в молодежной среде, правовую защиту и сохранение психологического здоровья молодежи.[1, с.3]

На примере учреждения «Центр социальных услуг для молодежи Советского административного округа города Омска» рассмотрим, насколько реализация молодежных программ в 2010 году соответствует вышеизложенным выводам.

Основными задачами центра являются:

– развитие спектра доступных социальных услуг для молодежи на территории округа с целью оказания адресной помощи в решении проблем молодых людей в условиях реальной жизни;

– развитие молодежных инициатив, самоорганизации и самопомощи через привлечение студентов, старшеклассников в качестве вожатых, волонтеров для реализации целевых проектов и программ;

– разработка и реализация позитивных технологий работы с молодежью, пропаганда здорового образа жизни.[3, c.1]

ЦСУМ проводит социально-психологическую реабилитацию  несовершеннолетних, включающую консультации психолога, диагностику личностных особенностей и психоэмоционального состояния подростка. Ведется работа с родителями несовершеннолетнего, анализируются трудности во взаимоотношениях в семье, составляется план дальнейших действий.

В 2010 году количество обращений в центр за 9 месяцев составило 5 386:

– психологических – 263;

– информационных – 2703;

– социально- педагогических – 1365;

– юридических – 55[3].

Система  работы Центра реализуется по нескольким направлениям:

– информационно-методическое;

– социоклубное;

– социально-психологическое.

В Центре реализуются следующие программы:

«Лидер» – подготовка вожатых для лагерей с дневным пребыванием на базе ПМК, вожатых досуговых площадок.

«Пятый элемент» – подготовка волонтеров, пропаганда здорового образа жизни среди молодежи. Одной из целей проекта является повышение социальной активности подростков и молодежи, привлечение новых молодых людей в деятельности ПМК. В рамках этой программы летом 2010 года был реализован проект «Нам есть ЧТО сказать!», в рамках которого прошло 13 тематических акций. Проект получил огласку в СМИ и был поддержан многими коммерческими организациями.

«Будь свободным!» – профилактика употребления психотропных веществ. В 2009-2010 учебном году эта программа реализовывалась на базе образовательных учреждений.

«Семейная академия» – формирование семейных ценностей. Реализуется на базе школ  № 80, 123.

«Содружество» – организация сотрудничества между подростковым клубом по месту жительства и родителями в интересах творческого и свободного развития личности детей.

«Ступени» – развитие профессиональной компетентности социальных педагогов, педагогов- организаторов  ПМК. В рамках новых подходов в работе с подростками группы риска в сентябре прошел семинар для специалистов ПМК «Работа специалистов ПМК с несовершеннолетними и молодежью группы риска и особой категории». Педагоги приняли участие в имитационном практикуме по теме «Использование кейс-метода для разработки кратковременных проектов в условиях ПМК».

«Право и закон» – правовое просвещение подростков (реализация программы планируется с ноября 2010года).

Осуществляя социально-психологическую реабилитацию несовершеннолетних ЦСУМ, к сожалению, не имеет возможности поместить подростков на определенное время в новые условия  проживания, для создания более благоприятной психологической обстановки, более индивидуальной проработки проблем. При организации работы с подростками проводятся консультации психолога, где осуществляется диагностика личности и состояния подростка. Параллельно такая же работа проводится с родителями несовершеннолетнего. Определяются трудности взаимоотношений в семье, составляется план действий.

  В рамках профилактики безнадзорности и правонарушений специалисты Центра сотрудничают с другими субъектами профилактики: отделами социальной защиты населения «Любава», КДН, колонией «Морозовка», отделом по делам несовершеннолетних УВД САО, образовательными учреждениями, наркологическим кабинетом, службой трудоустройства.

Одним из приоритетных направлений в деятельности Центра  является социоклубная работа по месту жительства. На территории округа сохранена сеть подростково-молодежных клубов, в которую входит 19 клубов и филиал в микрорайоне Береговой. С целью наполнения содержания деятельности ПМК заключены договоры о сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования для организации кружковой работы, спортивными школами города для организации спортивных секций. С начала нового учебного года на базе ПМК начали свою работу 46 кружков и 43 спортивные секции, что на 26 коллективов больше, чем в прошлом учебном году.  В среднем на базе ПМК в кружках и коллективах занимаются порядка 2 000 детей и подростков. В массовых мероприятиях количество участников увеличивается до 5 000 человек в зависимости от времени года. Основными партнерами в проведении массовых мероприятий среди ПМК округа является парк культуры и отдыха «Советский» и МУК ДКСМ «Звездный».

В июне 2010 года на базе всех ПМК округа работали лагеря с дневным пребыванием, в июле – 4 лагеря и 16 досуговых площадок на базе ПМК, 16 досуговых площадок на удаленных от ПМК территориях в течение всего лета. Всего было оздоровлено 560 человек, трудоустроено 240 человек.

Подростково-молодежные клубы округа принимают активное участие во всех мероприятиях, проводимых департаментом по делам молодежи. Все ПМК традиционно принимают  участие в крупных городских мероприятиях: Новый год, день молодежи, день защиты детей, день города, День Победы, и др. Установлены деловые связи с КТОС в рамках проведения мероприятий по месту жительства.

Подростки, занимающиеся на базе ПМК, принимают участие  и в международных конкурсах, фестивалях. Воспитанники ПМК «Городок» стали призерами чемпионата мира по бодифитнесу, Сергей Косяков (фотостудия на базе ПМК «Красная гвоздика») – неоднократный победитель международных фотоконкурсов. Хореографические коллективы «Карамель» (ПМК «Горизонт»), «Сибирочка» (ПМК «Колосок») имеют звание «образцовых» и являются неоднократными победителями международных фестивалей.

С целью улучшения материально-технической базы развивается сотрудничество с депутатами, для решения возникающих проблем привлекаются родители, центр участвует в конкурсе грантовой поддержки (в 2010 году центр выиграл 2 гранта, что позволило незначительно улучшить ситуацию в двух ПМК).

Можно выделить следующие проблемы в деятельности  ПМК:

-основная  категория потребителей услуг ПМК дети и подростки в возрасте от 5 до 17 лет;

-кадровый потенциал, содержание деятельности ПМК не соответствуют интересам и требованиям современного молодого человека;

-недостаточная материальная база ПМК.

Причины возникших проблем:

-в деятельности учреждения низкая доля программно-проектной деятельности (проводятся преимущественно разовые мероприятия);

-в долевом соотношении в услугах Центра преобладают культурно-досуговые мероприятия для детей, подростков до 17 лет;

Для решения проблем Центра необходимо:

-реализация современных информационно-коммуникационных форм консультирования и информирования молодого населения округа об услугах Центра с использованием ресурсов Интернет и СМИ;

-организация исследования культурно-досуговых, социальных потребностей и интересов детей и подростков, молодежи, коррекция направлений, форм, методов, услуг в соответствии с результатами исследования;

-расширение спектра мотивационных форм и методов взаимодействия с детьми группы риска, состоящими на учете в КДН, ОМ.

- разработка инновационных форм и методов использования студенческого потенциала в организации деятельности ПМК, Центра в соответствии  с современными требованиями жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что в практической социальной работе не реализуются в должном объеме направления молодежной программы, принятые на федеральном уровне. Подходы к решению поставленных задач отличаются узостью и консервативностью. Материальные и кадровые ресурсы центра не позволяют осуществлять поставленные задачи.

 

Литература:

1.                  [http://mon.gov.ru/pss/reliz/1092/] - Режим доступа (доклад  С. Апатенко на коллегии 22 марта 2005 года: О концепции федеральной целевой программы «Молодежь России на 2006-2010 годы»).

2.                  [http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumID_14038_DocumIsPrint__Page_1.html] - Режим доступа (Федеральная целевая программа «Молодежь России» 2006-2010).

3.                  Отчет о  деятельности муниципального учреждения «Центр социальных услуг для молодежи Советского административного округа» с января по октябрь 2010 года.

Основные термины (генерируются автоматически): молодежь, баз, место жительства, молодой человек, программа, Российская Федерация, активное участие, государственная молодежная политика, дневное пребывание, Федеральная целевая программа.


Похожие статьи

Роль молодежных объединений и организаций в реализации молодежной политики на муниципальном уровне: на материалах г.Казань Республики Татарстан

Оценка результативности дополнительной образовательной программы (на примере работы студии «Молодежная мода» МОУ ДОД «Автограф» г.Нерехта Костромской области)

Роль частно-государственного партнерства в разрешении социальных проблем моногородов (на примере МО ГО «Воркута»)

Функционирование образовательного пространства педагогического вуза на базе программных систем электронного обучения

Формирование интеллектуального потенциала как одно из направлений повышения эффективности использования факторов производства (на примере металлургических предприятий Нижегородской области)

Особенности социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения воспитанников детского дома в условиях малого города

Создание институционального механизма общественно-профессиональной экспертизы новых образовательных программ, внедряемых в сети образовательных учреждений на базе межрегионального отраслевого ресурсного центра

Реализация программы развития творческого потенциала младшего школьника «Истоки творчества» в учреждении дополнительного образования

Развитие транспортной инфраструктуры в рамках проекта «Красноярская агломерация»

Организационно-педагогическая функция социального педагога в формировании досуговых интересов современного школьника в условиях малого города Подмосковья

Похожие статьи

Роль молодежных объединений и организаций в реализации молодежной политики на муниципальном уровне: на материалах г.Казань Республики Татарстан

Оценка результативности дополнительной образовательной программы (на примере работы студии «Молодежная мода» МОУ ДОД «Автограф» г.Нерехта Костромской области)

Роль частно-государственного партнерства в разрешении социальных проблем моногородов (на примере МО ГО «Воркута»)

Функционирование образовательного пространства педагогического вуза на базе программных систем электронного обучения

Формирование интеллектуального потенциала как одно из направлений повышения эффективности использования факторов производства (на примере металлургических предприятий Нижегородской области)

Особенности социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения воспитанников детского дома в условиях малого города

Создание институционального механизма общественно-профессиональной экспертизы новых образовательных программ, внедряемых в сети образовательных учреждений на базе межрегионального отраслевого ресурсного центра

Реализация программы развития творческого потенциала младшего школьника «Истоки творчества» в учреждении дополнительного образования

Развитие транспортной инфраструктуры в рамках проекта «Красноярская агломерация»

Организационно-педагогическая функция социального педагога в формировании досуговых интересов современного школьника в условиях малого города Подмосковья

Задать вопрос