Решение проблем, связанных с созданием сложных систем, предполагает исследование их эффективности. Наиболее распространенное понимание термина «эффективность» связано с действиями, приводящими к нужным результатам, т.е. эффективность как результативность или степень соответствия своему назначению.
В психолого-педагогической литературе, проблема эффективной деятельности отражена синонимами – «оптимальность», «продуктивность», «результативность», «качество» – авторы в своих трудах не заостряют внимание на их определении.
В общенаучном смысле, сущность эффективной трудовой деятельности, раскрывается следующим образом: нормативная эффективность – выражающая отношение целей к нормативным целям; функциональная эффективность – выражающая отношение достигнутых результатов к целям; экономическая эффективность – выражающая отношение достигнутых результатов к затратам.
Эффективность представляют как сумму компонентов, которые расположены в порядке нарастания и представляют собой некоторые качественные ступени ее развития:
Результативность - действие должно чем-то заканчиваться;
Продуктивность - соответствие результата действия поставленной цели;
Экономичность - достижение оптимальности результата с минимальностью затрат;
Организованность - целесообразное совмещение операций, участвующих в реализации действия;
Рациональность - использование в качестве критериев организации продуманных методов и способов, обеспечивающих осуществление действий под предъявленные требования; рациональность в совмещении идеального компонента (функционально организованной деятельности) и реального (практически организованной деятельности), которое и приводит к рационально организованной деятельности;
Функциональность - соответствие цели мотиву деятельности.
По мнению А.К. Марковой, эффективность трудовой деятельности тесно связана:
с результативностью – наличием результатов, итогов труда, которые могут быть запланированными и неожиданными, негативными и позитивными;
продуктивностью – наличием продукта труда, соответствующего необходимым стандартам профессиональной деятельности;
оптимальностью – достижением наилучшего результата в данных условиях профессиональной деятельности при минимальных затратах времени и усилий. [8, с.116].
Проектирование – это процесс создания прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, результатом которой является научно - теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проектирование позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса [5,с.6-16].
«Проект – это ограниченное во времени и в пространстве целенаправленное изменение, совершенствование отдельной системы в соответствии с установленными факторами, правилами и требованиями к качеству результатов, возможными рамками допустимого расхода средств и ресурсов. Это особая форма планирования» [3,с.207]. Планирование же представляет собой проектирование желаемого будущего и эффективных путей его достижения [1].
Важнейшим общепсихологическим свойством любой деятельности является её системность. Согласно этому свойству, деятельность предстает не суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. При этом важно то, что у деятельности как целостности возникают новые свойства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у их суммы. Системные идеи получили широкое распространение в ряде отраслей психологической науки: в инженерной психологии, теории деятельности, психологии личности. Общие принципы построения системных исследований в психологии были сформулированы Б.Ф. Ломовым [7]. Ученый выделил шесть принципов описания психических явлений, образующих ядро системного подхода образуют:
1. Психические явления рассматриваются исследователем в нескольких планах.
2. Психические явления многомерны и должны рассматриваться в разных системах координат.
3. Система психических явлений должна исследоваться как многоуровневая.
4. Необходимо учитывать совокупность разнопорядковых качеств и свойств (материально-структурных, функциональных, системных), которыми обладает человек.
5. Целостное познание психического явления предполагает выделение системы детерминант.
6. Психические явления должны изучаться в их динамике и развитии.
Как конструирование любой социальной системы, моделирование условий успешного взаимодействия психолога, воспитателей, родителей в педагогической системе, всегда относительно имеет определенную сложность, противоречивость и незначительную проектосообразность. Любая попытка выявить взаимосвязь всех факторов эффективной деятельности психолога всегда содержит вероятность просчетов.
Достигнуть более детальной предсказуемости необходимых параметров проекта возможно, если практический психолог строит профессиональную деятельность:
во-первых, на фундаментальных теоретических положениях современной психологии о развитии психики человека;
во-вторых, умеет связать решение оперативных задач с тактическими и стратегическими задачами, что возможно, если психолог знает конечные результаты своей деятельности и проводит постоянный мониторинг своей деятельности.
Анализируя научную литературу, мы выделили объективные предпосылки для проектирования профессиональной деятельности психолога в дошкольном учреждении:
запрос родителей или воспитателей в целенаправленном изменении или развитии дошкольника, или коррекции их взаимоотношений;
необходимость в преодолении стихийного развития дошкольника и обеспечении психолого-педагогических воздействий в нужную область;
потребность в снижении уровня деструкции, неупорядоченности, неорганизованности и нестабильности во взаимодействии участников педагогического процесса;
необходимость в планомерном, предсказуемом и управляемом развитии системы педагогического процесса (воспитательной, образовательной и развивающей частях);
потребность в создании динамично развивающейся системы педагогического процесса со сбалансированными отношениями внутри самой системы и гармонизацией отношений с другими системами;
установка на оптимальную и рациональную организацию системы профессиональной деятельности психолога и педагогического коллектива.
В современной литературе можно встретить большое количество определений системы. В классическом определении системы говорится, что это «множество элементов с отношениями и связями между ними, образующими определенную целостность» [6,с.84].
В нашем понимании системность организации деятельности психолога - это целостность, иерархически организованная множеством профессиональных функций и соответствующих им сопроводительных действий. Основная функция практического психолога в образовании - охрана психического и психологического здоровья ребенка. Данная функция является системообразующей по отношению к остальным функциям деятельности психолога - коммуникативной, информационной, экспертно-аналитической, методической, организационной, контролирующей.
Методологически психология системного проектирования руководствуется принципом «опережающего отражения действительности» П.К. Анохина и феноменом «антиципации (упреждаю, предвосхищаю) - способности действовать и принимать решения с определенным временно-пространственным опережением в отношении ожидаемых будущих событий [7]. Существенной стороной антиципации является «прогноз - научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием» [1,с. 56].
С точки зрения психолого-педагогической организации труда, эффективность рассматривается как наименьшее расхождение между планируемыми и достигнутыми результатами воздействия. Эффективность труда психолога зависит от достижения необходимого социально значимого результата в его профессиональной деятельности. В дошкольном учреждении социально значимый результат отражен в целях и задачах, реализуемых как психологом, так и другими участниками педагогического процесса: содействие всестороннему и своевременному психическому развитию ребенка, через соответствующую возрастным нормам развивающую среду; ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии; обеспечение готовности к школе.
Определяя продуктивность деятельности психолога, учитывают условия, при которых достигнут необходимый результат. Благоприятными предпосылками для успешной деятельности психолога в дошкольном учреждении, являются: профессионализм педагогического коллектива; психолого-педагогическая компетентность родителей и их желание взаимодействовать с дошкольным учреждением; рациональные условия и организация трудового процесса; организация рабочего места и эргономичность средств профессионального труда; адекватность возможностей человека трудовым нагрузкам; адекватность методов и форм деятельности; обоснованный отбор людей, наиболее пригодных для привлечения к конкретной деятельности.
Из научной литературы [9], мы выделили и применили к деятельности психолога, основные принципы системного проектирования труда.
Принцип монизма предполагает приведение к единой логике основных компонентов профессиональной деятельности психолога.
Принцип дифференциации предполагает, что развитие органических систем всегда идет внутри исходного целого, которое, усложняясь, развивает внутри себя свои составные элементы и уровни, становится внутренне все более расчлененным.
Принцип технологической оснащенности трудовой деятельности психолога.
Принцип критериальности в оценке профессиональной деятельности психолога.
Проектирование труда практического психолога направлено на внесение изменений в педагогический процесс. Оно в идеальной форме моделирует изменения, которые осуществляются последующей реализацией проекта. Как субъект труда практический психолог, взаимодействует с некоторой внешней реальностью - педагогическим процессом, который является объектом труда. Возникает система, которая детально может быть выражена как «субъект труда – трудовой коллектив – предмет труда – средства труда – производственная среда» [4].
Проект должен содержать систему общих параметров проектируемого объекта, характеризующих его целостность, а также систему параметров составляющих его подсистем, блоков, элементов, их связей. Всем научно разработанным проектам характерно наличие таких характеристик, которые у проектируемого объекта без четкого проекта не возникают.
В контексте профессиональной деятельности практического психолога, комплекс психологических воздействий представлен традиционными направлениями - психокоррекцией, психопрофилактикой, консультированием, просвещением и развивающим направлением. Данные направления охватывают педагогический процесс со следующими системными составляющими:
1. Социально заданные цели и представления о результате труда. Психолог конструирует варианты оптимального, с точки зрения целей, будущего состояния ребенка, его родителей и педагогического коллектива. Профессиональные знания определенного нормативного уровня развития ребенка, имеют большое значение:
во-первых, выполняют интегрирующую роль в отношении компонентов составляющих образ старшего дошкольника;
во-вторых, являются основой для разработки целевых ориентиров в организации совместной деятельности педагогического коллектива и родителей в направлении развития ребенка, позволяющих максимально учитывать особенности окружающей среды, специфику учреждения, своеобразие педагогического коллектива и отношение родителей к детям;
в-третьих, выступают в качестве основного критерия эффективности деятельности психолога и участников педагогического процесса, благодаря которому можно соотнести полученные результаты с желаемыми результатами. Определенный нормативный уровень развития дошкольника выполняет две функции: нормативную - регламентирует нормы, правила профессиональных действий участников, прогнозирует и планирует эти действия в желаемом направлении и сравнительную - картина желаемого состояния совместной деятельности, ее оценка и принятие решения о конкретных способах действий. Эффективность деятельности психолога будет зависеть от профессионального видения возрастных и личностных особенностей ребенка, от создания индивидуального «образа» выпускника дошкольного учреждения и разработки индивидуальной траектории его развития
2. Субъекты педагогического процесса. Психолог моделирует предполагаемые воздействия, пока не появится полная уверенность в конечном результате. В этом направлении психолог разрабатывает технологии по решению типичных проблем развития ребенка. Эффективность деятельности психолога будет зависеть от умения организовать взаимодействие всех участников педагогического процесса.
3. Социальные и предметные условия труда: Психолог приспосабливает имеющиеся средства для получения необходимого результата. Определяет необходимые ресурсы для успешной реализации проекта, уделя особое внимание инструментальной и содержательной части, которая представляет собой развертывающуюся навстречу целевому блоку предполагаемую систему действий, и состоит в выявлении необходимых для решения задач средств, определении методов достижения целей, а также форм организации усилий субъектов, задействованных в реализации проекта. Эффективность деятельности психолога будет зависеть от его умения согласовать необходимые условия, средства и технологий с реальной проблемной ситуацией в педагогическом процессе.
Литература:
1. Анискин Б.П., Павлова А.М. Планирование и контроль.-М.: Омега-Л. 2003 -280с.
2. Бодров В.А. Развитие системного подхода в исследованиях профессиональной деятельности//Психол. журн., 2007. Т.№ 28 №3 С.23-28.
3. Ершов В.Ф. Бизнес - проектирование. СПб: Питер, 2005 - 288с.
4. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Академия, 2004.- 335с.
5. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Ростов Н/Д: Феникс, 2001. - 416с.
6. Лебедев В.И. Экспериментальная психология.- М.: Юнита-Дана, 2001.- 432с.
7. Ломов Б.Ф. Психическая регуляция деятельности: Избранные труды/Под ред. Барабанщикова В.А., Журавлева А.Л., Кольцовой В.А. – М., Ин-т психологии РАН, 2006.- 624с.
8. Маркова А.К. Психология профессионализма М.1996.- 308с.
9. Стрелков В.И. Психологическое проектирование труда учителя. М.: УСПГ; Смоленск: Смядынь, 2004. - 335с.