Экономическое воспитание детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (220) август 2018 г.

Дата публикации: 23.08.2018

Статья просмотрена: 1449 раз

Библиографическое описание:

Кустова, Е. А. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста / Е. А. Кустова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 34 (220). — С. 108-110. — URL: https://moluch.ru/archive/220/52397/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье обосновывается значимость экономического воспитания детей дошкольного возраста. Экономическое воспитание дошкольников справедливо считать существенной составляющей целостного развития личности в современном обществе. Дети уже с ранних лет могут приобщаться к товарно-денежным отношениям, стихийно овладевая требуемыми экономическими знаниями ввиду их практического применения. Акцент делается на том, что ранние предпосылки экономического сознания дошкольников складываются довольно активно, невнимание взрослых к данному аспекту детского развития может действительно привести к появлению негативных черт, которые будут проявлены отчетливо в поведении детей: неряшливости, небрежности к вещам, безразличию к испорченным предметам, неуважению к труду взрослых. Между тем, стоит полагать, что экономическому воспитанию дошкольников уделяется незаслуженно мало внимания: родители не осознают значимости такой работы, не владеют соответствующими педагогическими умениями; педагоги дошкольных организаций решают задачи экономического воспитания дошкольников лишь косвенно, в большей мере и степени только в контексте формирования элементарных математических представлений, развития речи или ознакомления с окружающей детей действительностью, целенаправленная работа по освоению основ экономики в детских садах зачастую вовсе не проводится.

Ключевые слова: дошкольный возраст, воспитание дошкольников, экономическое воспитание, дошкольное образование, экономические отношения, образование, дошкольники, дошкольное воспитание, экономика.

Для детального освещения данной темы надлежит отметить, что экономическое воспитание ребенка в семье реализуется благодаря бытовой деятельности. Дошкольник получает первые элементарные, базовые представления об экономии и начинает задавать весьма закономерные вопросы: по каким причинам не следует оставлять воду включенной, почему надо выключать свет в комнате, в которой никого нет [4, c. 25]. Поистине значимо, чтобы взрослые, кроме чёткого ответа на подобные вопросы, сами соблюдали правила, экономили и следили за своими действиями. Экономическое воспитание должно начинаться с семьи потому, что здесь ребенок приобретает первый опыт, который в детском саду углубляется, уточняется и должным образом обобщается. Так как ведущей в дошкольном возрасте является различная игровая деятельность, накапливаемый детьми опыт ведения бытового хозяйства, имеющиеся у них экономические представления переносятся именно в игру, что способствует продуманному развитию экономических качеств личности, столь необходимых в современном мире: бережливости, практичности, избирательности, расчетливости, предприимчивости, трудолюбия, ряда других качеств [4, c. 27].

Если рассуждать непосредственно об экономических отношениях, принятых в семье, то они, как правило, определены такими факторами, как труд родителей, материальные и финансовые потребности родителей, семейные традиции и ценности, а также моральные взаимоотношения в семье. Действительно важно определять обязанности самого ребенка по дому, включать его в активную жизнь семьи с ранних лет, приучать следить за своими вещами, их сохранностью, воспитывать ответственность за использование вещей, предметов. В семье происходит первоначальное знакомство детей с деньгами как определенной мерой труда, воспитание разумных потребностей человека. Ребенок, который верно осознает свои реальные потребности, имеет представление о ценах, способен понимать, что важнее, а что можно, к примеру, приобрести или попросить позднее.

Так, под экономическим воспитанием дошкольников стоит понимать специально разработанную систему педагогической деятельности, которая притом направлена на формирование базовых и столь необходимых экономических знаний с целью удовлетворения интересов детей и реализации их собственных возможностей [4, c. 28].

К примеру, с детьми могут проводиться игры, направленные на экономическое воспитание, с экономическим содержанием, чтение художественной литературы («Муха-Цокотуха», «Три поросенка», «Кот в сапогах» и др.), решение проблемных ситуаций, которые возникают как в литературных произведениях, так и, в равной степени, в реальной жизни. Уместны разнообразные викторины, конкурсы, соревновательный элемент привносится для лучшего усвоения материала. Кроме того, значимо подчеркнуть, что решение проблемно-игровых ситуаций качественно упражняет детей в умении решать практические задачи, ориентироваться в окружающей их действительности, соответственно, на самом деле способствует формированию экономически грамотного поведения.

Можно полагать, что игра, являясь ведущим видом деятельности дошкольника, позволяет приобщить ребенка к миру товарно-денежных отношений, освоить сложные экономические категории (цена, спрос, реклама, кредит, бизнес и др.), в занимательной форме получить и закрепить новые знания. Одним словом, самостоятельная и творческая игра делает экономику доступной для ребенка. Могут иметь место так называемые «игры в рекламу», где детям предложено рекламировать игрушки и предметы, подчеркивая их функциональность, полезность, привлекательность [3, c. 68].

Педагогическая ценность сказки как эффективного средства познавательного развития дошкольника заключается в возможности формирования у детей знаний, в том числе, экономической направленности, в доступной и занимательной форме. Дети любят слушать сказки, и традиционные народные, и авторские, и придуманные воспитателем с заранее определенной целью. К слову, любую знакомую сказку можно видоизменить, ввести экономические ситуации: купля-продажа, оплата труда, денежный заем, рассрочка и др. Развлечения, драматизации экономических сказок, вечера досуга, конкурсы, праздники, викторины носят, как правило, обобщающий характер и используются для закрепления и систематизации знаний, развития экономического мышления.

Так, например, можно уделить внимание непрерывной образовательной деятельности «Путешествие в прошлое денег», которая будет направлена непосредственно на формирование знаний дошкольников о таких фундаментальных и неотъемлемых понятиях, как «деньги», «товарные деньги», «бартерный обмен». Методика может включать в себя вопросы, интересные проблемные ситуации [2, c. 39].

Вначале детям можно задать следующие вопросы: как люди покупали до того, как появились деньги? Как выглядели самые первые деньги? Как они назывались?

После ответов детей логично рассказать детально детям о товарных деньгах, притом показывая предметы, которые могут использоваться как аналог денег (для демонстрации подойдут, например, ракушки, соль в баночке, кусочки меха, бусы) [1, c. 120].

Познакомить с понятием «бартерный обмен» можно, рассмотрев нижеуказанные вопросы:

— Зачем людям нужны деньги? Можно ли что-либо приобрести без денег? Каким образом? Можно ли купить без денег? Можно ли обменять без денег? Обмен — это купля или продажа? Чем были неудобны или непрактичны товарные деньги? Что пришло на смену товарным деньгам?

Для закрепления знаний о купюрах разного достоинства детям дошкольного возраста можно предложить игру «Разменяй», связанную с развитием представлений о составе числа. «Я прошу кассира разменять мне 10 рублей. Как может разменять кассир эту купюру?». Перед детьми можно положить монетки, которыми они должны были бы разменять одну купюру в десять рублей. Самый легкий вариант, до которого дети, скорее всего, дойдут быстрее всего, это размен на 5 и 5 рублей, потом десять монет по 1 рублю. Отсюда стоит указать на вывод, что чем меньше достоинство монеты, тем большее количество монет необходимо [2, c. 40].

В целом, справедлив вывод о том, что экономическое воспитание имеет прикладной характер, и в связи с этим приемы и методы осуществления такого воспитания видится важным вычленять из некоего общего арсенала педагогических методов, средств и приемов. По всей видимости, они должны носить характер «погружения» [5, c. 55].

Таким образом, значимо побуждение к дискуссии и высказыванию своей позиции по затронутому на конкретном занятии вопросу. Необходимо грамотное подведение итогов воспитателем с оценкой правильности и ошибочности высказываний и суждений дошкольников. Результаты экономического воспитания, как стоит предположить, проявляются в осознанном отношении детей к собственному труду и плодам своего труда, становится более значимым и уважаемым труд родителей и других людей. Эффективность такого воспитания проявляется и в поведении при решении проблемных вопросов, связанных с расходованием всех ресурсов: денежных, одежды и обуви, электроэнергии и воды, пищи. Уделяется больше внимания времени и здоровью, своему и всех членов семьи, воспитателей, состоянию имущества детского сада. Нельзя не отметить и верный выбор ситуации, связанной с экономической деятельностью, выработку чувства нужности и полезности наравне со старшими, а также стремление к повышению доходов семьи и сохранению текущих средств.

Литература:

  1. Кривовицына, М. М. Формирование экономического воспитания дошкольников посредством игры / М. М. Кривовицына. — Череповец: Череповецкий государственный университет, 2016. — 122 с.
  2. Сидякина, Е. А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о деньгах как экономической категории / Е. А. Сидякина. — Тольятти: НаукаПолис, 2017. — 41 с.
  3. Субанов, Т. Т. Особенности требований к вопросу по экономическому воспитанию дошкольников при подготовке педагогов в вузах / Т. Т. Субанов. — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2017. — 69 с.
  4. Ханова, Т. Г. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте / Т. Г. Ханова. — Воронеж: Экологическая помощь, 2018. — 31 с.
  5. Шатуева, З. Т. Организация экономического воспитания дошкольников / З. Т. Шатуева. — М.: Спутник-Плюс, 2014. — 55 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, экономическое воспитание, дошкольный возраст, экономическое воспитание дошкольников, деньга, детский сад, занимательная форма, игра, семья, труд родителей.


Похожие статьи

Особенности развития внимания у младших школьников с задержкой психического развития

Внимание является очень важной частью личности, как часть психологических составляющих человека. В данной статье раскрыт вопрос о самом понятии внимания, его видах, особенностях, составляющих и влиянии на нашу жизнь. Также, в нынешнее время немало л...

Задержка психического развития как фактор риска возникновения дидактогений у детей младшего школьного возраста в системе инклюзивного образования

Изучение дидактогении у детей младшего школьного возраста признано чрезвычайно важным, поскольку она может вызывать негативные психические и эмоциональные состояния, влияющие на отношения с окружающими и учебный процесс. В данной статье говорится, чт...

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса к художественной литературе у детей среднего дошкольного возраста

В начале XXI века многочисленные проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что отразилось как на чтении взрос-лых, так и на детском чтении. Исследователи отмечают проявление следующих негативных тенден...

Проблемы квалификации вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления: вопросы теории и практики

В рамках данной работы проводится анализ проблемы, связанной с квалификацией вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления. Равным образом, важность изучения нашей темы выражена в необходимости защиты детей от негативного воздействия соверш...

Самостоятельная работа как средство формирования творческой, всесторонне развитой личности школьников, развития их познавательной активности и самостоятельности

Статья раскрывает содержание понятия «самостоятельная работа», виды самостоятельных работ и целесообразность их использования на уроках математики. В статье говорится о том, что бурный рост научной информации, становление науки потребовали некоторой ...

Развитие социального интеллекта у младших подростков с ОВЗ

Социальный интеллект является объектом изучения довольно долгое время. Специалисты определяют его как процесс формирования понимания некоторой социальной действительности. У детей с ОВЗ зачастую наблюдается существенное понижение уровня познавательно...

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности (игры и занятия с детьми 3-4 лет из опыта работы воспитателей)

Художественно-эстетическое развитие имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Общаясь с эстетиче...

Связь эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей

В статье рассматривается особенность эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей. Описаны различные подходы к понятию эмоционального интеллекта. Рассмотрено эмоциональное выгорание у замещающих родителей, выделены осно...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

В статье рассмотрены коммуникативные способности, являющиеся важным составляющим развития человека как личности, как учащегося, как специалиста. Коммуникативные способности отражают способность правильно ориентироваться в межличностном общении, относ...

Развитие логического мышления у старших дошкольников средствами математических игр и упражнений

Вопрос о возможности развития логического мышления в дошкольном возрасте является одним из самых важных вопросов дошкольного образования. И если вопрос о теоретических основах этого процесса в некоторой мере затрагивался в работах как отечественных, ...

Похожие статьи

Особенности развития внимания у младших школьников с задержкой психического развития

Внимание является очень важной частью личности, как часть психологических составляющих человека. В данной статье раскрыт вопрос о самом понятии внимания, его видах, особенностях, составляющих и влиянии на нашу жизнь. Также, в нынешнее время немало л...

Задержка психического развития как фактор риска возникновения дидактогений у детей младшего школьного возраста в системе инклюзивного образования

Изучение дидактогении у детей младшего школьного возраста признано чрезвычайно важным, поскольку она может вызывать негативные психические и эмоциональные состояния, влияющие на отношения с окружающими и учебный процесс. В данной статье говорится, чт...

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса к художественной литературе у детей среднего дошкольного возраста

В начале XXI века многочисленные проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что отразилось как на чтении взрос-лых, так и на детском чтении. Исследователи отмечают проявление следующих негативных тенден...

Проблемы квалификации вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления: вопросы теории и практики

В рамках данной работы проводится анализ проблемы, связанной с квалификацией вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления. Равным образом, важность изучения нашей темы выражена в необходимости защиты детей от негативного воздействия соверш...

Самостоятельная работа как средство формирования творческой, всесторонне развитой личности школьников, развития их познавательной активности и самостоятельности

Статья раскрывает содержание понятия «самостоятельная работа», виды самостоятельных работ и целесообразность их использования на уроках математики. В статье говорится о том, что бурный рост научной информации, становление науки потребовали некоторой ...

Развитие социального интеллекта у младших подростков с ОВЗ

Социальный интеллект является объектом изучения довольно долгое время. Специалисты определяют его как процесс формирования понимания некоторой социальной действительности. У детей с ОВЗ зачастую наблюдается существенное понижение уровня познавательно...

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности (игры и занятия с детьми 3-4 лет из опыта работы воспитателей)

Художественно-эстетическое развитие имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Общаясь с эстетиче...

Связь эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей

В статье рассматривается особенность эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей. Описаны различные подходы к понятию эмоционального интеллекта. Рассмотрено эмоциональное выгорание у замещающих родителей, выделены осно...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

В статье рассмотрены коммуникативные способности, являющиеся важным составляющим развития человека как личности, как учащегося, как специалиста. Коммуникативные способности отражают способность правильно ориентироваться в межличностном общении, относ...

Развитие логического мышления у старших дошкольников средствами математических игр и упражнений

Вопрос о возможности развития логического мышления в дошкольном возрасте является одним из самых важных вопросов дошкольного образования. И если вопрос о теоретических основах этого процесса в некоторой мере затрагивался в работах как отечественных, ...

Задать вопрос