Поэзия Николая Алексеевича Некрасова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (220) август 2018 г.

Дата публикации: 29.08.2018

Статья просмотрена: 2375 раз

Библиографическое описание:

Аушева, Т. М. Поэзия Николая Алексеевича Некрасова / Т. М. Аушева, М. Р. Бесаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 34 (220). — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/archive/220/52409/ (дата обращения: 16.11.2024).



Данная научная работа посвящена творчеству и поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Николай Некрасов — русский поэт и писатель, классик русской литературы и публицист. Он занял особое место среди писателей реалистов 19 века. В своих произведениях изображал истинные картины жизни простых людей, их боль и страдания. Данная тема впервые была затронута в литературе именно у Некрасова.

Основные темы лирики Некрасова — о назначении поэта и поэзии («Умру я скоро», «Муза», «Поэт и гражданин», «Элегия»), тема Родины и народа («Железная дорога», «Школьник», «Размышление у парадного подъезда»), идеал общественного деятеля («Сеятелям», «Памяти Добролюбова»), тема детства и матери («Мать», «Детство»), дружбы и любви (стихотворения, посвященные А. Я. Панаевой, «Друзьям»), тема судьбы русской женщины («Слезы и нервы», «О письма женщины, нам милой»), философская лирика («Рыцарь на час», «Я сегодня так грустно настроен»).

Ключевые слова: поэзия, сборник стихотворений, реализм, лирический герой.

Свой дебютный сборник стихотворений «Мечты и звуки» Некрасов опубликовал в 1840 году при финансовой поддержке друзей и знакомых. Его терзали сомнения, и он обратился к Жуковскому за советом. Прочитав сборник, поэт сказал: «Если хотите печатать, то издавайте без имени, впоследствии вы напишите лучше, и вам будет стыдно за эти стихи». Приняв совет, Некрасов скрыл свое имя под псевдонимом («Н.Н.»), а по истечении некоторого времени стали появляться отрицательные отзывы. Некрасов вспоминал: «Белинский тоже обругал мою книгу», а также рассказывал о дальнейшей судьбе своего первого сборника: «Роздал книгу на комиссию; прихожу в магазин через неделю — ни одного экземпляра не продано, через другую — тоже, через два месяца — тоже. В огорчении отобрал все экземпляры и большую часть уничтожил, отказался писать лирические и вообще нежные произведения в стихах». Тем не менее, поэт, обладая сильным характером, не сдался и продолжил активно заниматься литературно-журнальной деятельностью. «Это был лучший урок» — говорил Некрасов, вспоминая свою неудачу.

Стихотворения, входившие в сборник «Мечты и звуки», носили названия вроде «Злой дух», «Ангел смерти» и т. п. В поэзии начинающего поэта чувствовалось влияние поэта-романтика Жуковского, но, как у всякого поэта, у Некрасова были любимые темы, которые он предпочитал затрагивать чуть ли не в каждом стихотворении из книги «Мечты и звуки». Основные темы сборника: стихотворения о любви и смерти, о предназначении поэта и о том, что человек находится под властью судьбы и рока. Он включал в себя 40 стихотворений. Внешняя форма делилась на 2 половины: одна была написана ямбом, другая — амфибрахием, дактилем и хореем.

Стихотворение «Колизей», которое открывает сборник «Мечты и звуки», поражает своей образностью. Легендарному зданию Некрасов придает человеческие черты, повествование ведется от самого Колизея:

Великим умом я задумано было...

Я грозной и прочной стояло стихией...

В начале 1840-х годов Некрасов начал работу в «Отечественных записках», в библиографическом отделе. В 1843 году он познакомился с Белинским. Это знакомство стало причиной появления реалистических стихотворений, первое из которых получило название «В дороге». Стихотворение написано поэтом в 1845 году в возрасте 24 лет в форме диалога. Центральная тема — крепостное право, вернее, его обличение. Написано оно, разумеется, не напрямик, т. к. в середине 19 века писать предельно откровенно, полностью честно и напрямую могли позволить себе лишь подпольщики. Тем не менее, ужасы крепостничества предстают перед читателем в истории крестьянки о том, что владение людьми, как вещами, зачастую ломает их судьбы. Стихотворение начинается репликой барина, который просит развеять его скуку. Ямщик начинает грустную историю собственной жизни, жалуется на плохую жену, которая его «сокрушила». Однако постепенно мы узнаем и о её нелегкой судьбе. Груша выросла в господском доме, получила хорошее образование, но после смерти барина она была возвращена в село:

Знай де место свое ты, мужичка!

Не спрашивая ее согласия, ее выдали замуж. Груша страдает от подневольной жизни, более она не может сама распоряжаться своей судьбой. Стихотворение «В дороге» знаменовало собой новый этап в творчестве Некрасова.

24 января 1846 года в продажу поступает «Петербургский сборник». Его можно считать наиболее успешным издательским проектом Николая Некрасова. Главным открытием этого сборника явилась публикация романа «Бедные люди», которая вписала это издание в историю как русской, так и мировой литературы. Стоит отметить, что этот роман явился литературным дебютом Достоевского, о котором Белинский в своей рецензии утверждал: «Перед нами талант необыкновенный и самобытный, который сразу, ещё первым произведением своим, резко отделился от всех наших писателей... Роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому... Это первая попытка у нас социального романа.»

В период с 1847 по 1866 года Николай Алексеевич являлся издателем и редактором журнала «Современник». В нём печатаются лучшие революционно-демократические произведения того времени. Это был период, когда Некрасов написал лирические стихотворения и поэмы, посвященные городским беднякам, судьбе народа, крестьянской жизни. К их числу относится стихотворение «Железная дорога», написанное поэтом в 1864 году. Оно состоит из 4 частей, которые объединены сюжетом и образом лирического героя-рассказчика и его соседей, речь которых является эпиграфом.

В первой части идёт описание идеальной русской природы, которую рассказчик видит из окна поезда. Вторая же контрастирует с первой. В ней рассказчик ведет монолог, посредством которого Некрасов точно подмечает менталитет терпеливого народа, способного веками преодолевать страдания и боль. Третья часть-это возражения генерала, считающего, что народ, склонный к пьянству, не в силах сотворить что-либо великое, он способен только лишь сокрушить. В четвертой части рассказчик оповещает о награде рабочих после строительства дороги, которая представляет собой бочку вина.

Несмотря на то, что в стихотворении присутствуют безрадостные описания, его можно отнести к оптимистическим творениям Некрасова, ибо поэт старается пробудить в молодёжи своего времени веру в свой народ, в победу добра и справедливости, а также в светлое и беззаботное будущее. Николай Некрасов утверждает, что русский народ наделен особой силой, потому вынесет не только одну дорогу, а абсолютно всё.

В 1850–60 годах, в период крестьянской реформы, Некрасов создал стихотворение «Поэт и гражданин», в 1856 году оно было включено в сборник в качестве предисловия и напечатано более крупным шрифтом. Стихотворение написано в форме поэтического диалога, родоначальником которого был Пушкин. В нем проявляется конфликт между Поэтом и Гражданином, т. к. собеседники имеют разные взгляды на искусство и его значение. «Поэт и гражданин» можно считать поэтическим манифестом Некрасова революционной демократии. Тема стихотворения — роль поэта и поэзии в обществе. Для Николая Алексеевича она связана с твёрдой гражданской позицией.

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Поэт должен служить талантом народу и Отечеству, и доказать это мастерам слова Некрасову удалось в полной мере. Актуальность свою не потеряло стихотворение и в наши дни.

Некрасовские стихи становились любимыми песнями молодежи. Тяжелая болезнь, утрата друзей и осознание одиночества — обо всем этом писал поэт в последние годы жизни. Годы огромного труда и горьких страданий состарили Некрасова раньше времени. Тяжелая болезнь (рак кишечника) приковала его к постели навсегда, и только поддержка преданных читателей помогала хоть как-то держаться. Он писал: «Мой дом — постель, мой мир — две комнаты». Несмотря на болезнь, которая забирала у поэта последние силы, он продолжал работать, тем самым смягчая свой недуг. Перед смертью Николай Алексеевич писал:

О муза! Я у двери гроба!

Пускай я много виноват,

Пусть увеличит во сто крат

Мои вины людская злоба

—Не плачь! Завиден жребий наш.

Не надругаются над нами:

Меж мной и честными сердцами

Порваться долго ты не дашь

Живому, кровному союзу!

Не русский — взглянет без любви

На эту бедную, в крови,

Кнутом иссеченную Музу...

Кровный союз между поэтом и другом-читателем был установлен навсегда. Несмотря на тяжелые страдания, Некрасов продолжал писать о народе, о борцах за его благополучие.

Для всей нашей многонациональной литературы художественный опыт Некрасова оказался чрезвычайно значимым. Поэт оставил несмываемый след в творчестве таких выдающихся поэтов и писателей, как Янка Купала, О. Туманян, М. Налбандян, Якуб Колас, К. Хетагуров и др. Его поэзия была источником художественных идей, мотивов и образов для национальных литератур. Художественное наследие Некрасова отразилось и в творчестве таких поэтов, как Владимир Маяковский, Демьян Бедный, Сергей Есенин, Михаил Исаковский, Александр Твардовский и многие другие.

8 января (нового стиля) 1878 года Некрасов умер. Один из современников писал: «Со времени Пушкина едва ли ко гробу какого-нибудь писателя стекалось столько народу, сколько мы видели при гробе Некрасова». Тысячи людей провожали поэта в его последний путь.

Литература:

  1. Некрасов Н. А., Полное собрание сочинений и писем, том 1 «Стихотворения 1838–1856», Москва, 1948.
  2. Белинский В. Г., статья ««Мечты и звуки» Н.Н». в «Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах: Т. 3. Статьи, рецензии и заметки. Февраль 1840 — февраль 1841», Москва, 1976.
  3. Осьмаков Н. В., статья «Реализм Некрасова и поэзия второй половины 19 века» в сборнике «Н. А. Некрасов и русская литература», Москва, 1971, с. 5–61.
  4. Пушкин А. С., «Избранное», Москва, 1975.
  5. Лермонтов М. Ю., «Стихотворения и поэмы», Москва, 1956.
  6. Батюшков К. Н., «Полное собрание стихотворений» М.-Л., 1964.
  7. Жуковский В. А., «Стихотворения», Ленинград, 1939.
Основные термины (генерируются автоматически): поэт, стихотворение, кровный союз, поэзия, тяжелая болезнь.


Ключевые слова

поэзия, реализм, лирический герой, сборник стихотворений

Похожие статьи

Истоки музыкальности поэтического стиля И. И. Дмитриева

В статье рассматривается жизненный и творческий путь И. И. Дмитриева — русского писателя, поэт-баснописца, современника И. А. Крылова и А. С. Пушкина. Упор сделан на изучение творческой реализации И. И. Дмитриева, как автора многих известных отечеств...

Образ русской зимы в поэзии И. З. Сурикова

В статье анализируется образ русской зимы в поэзии Ивана Сурикова. Все произведения об этом времени года — образцы пейзажной лирики, в которых присутствуют философские раздумья о смысле жизни, переплетенные с поэтическим «портретом» матушки-зимы.

Лингвостилистические средства выражения трагического мироощущения в лирике Георгия Иванова на примере стихотворений из цикла «Дневник»

Данная статья посвящена исследованию языковой организации текста стихотворений Г. Иванова «Зима идет своим порядком…», «Накипевшая за годы…», «Все туман. Бреду в тумане я…», «Иду — и думаю о разном…», «Туман. Передо мной дорога…», входящих в цикл «Дн...

Тема пути и жизненной дороги в стихотворениях князя Константина Романова и князя Д. А. Шаховского

В данной статье автор исследует концепцию жизненного пути и дороги в творчестве князя Константина Романова и князя Д. А. Шаховского путем сопоставления стихотворений

Лирика А. К. Толстого в камерно-вокальных сочинениях отечественных композиторов: особенности претворения поэтического первоисточника

В статье рассматриваются особенности трактовки лирики А. К. Толстого в сочинениях для голоса с фортепиано отечественных композиторов и на стихи на примере обращения к стихотворению «На нивы жёлтые».

Романсы и песни на стихи Н. А. Некрасова: центральные темы творчества и их музыкальное воплощение

Статья рассматривает особенности претворения поэзии Н. Некра-сова в камерно-вокальных сочинениях отечественных композиторов в ракурсе рассмотрения центральных тем его творчества.

Тема семьи и дружбы в лирике С. А. Есенина

В данной статье рассматривается тема семьи и дружбы в лирике С. А. Есенина. Авторы статьи считают, что для поэта эта тема является одной из самых важных. Внутренние конфликты и терзания С. А. Есенина, касающиеся семьи и дружбы, напрямую отражаются в ...

Заметная звезда поэзии

В статье даётся анализ произведений известного узбекского поэта Абдуллы Арипова. Самобытность и оригинальность творчества поэта отразилось в лирико-философских произведениях, в которых раскрывается известная тема человеческого бытия и его предназначе...

О стиле Н. В. Гоголя

Н. В. Гоголь — выдающийся писатель, один из родоначальников русской художественной сатиры XIX века, основатель литературы критического реализма. Его основные произведения: «Ревизор», «Мертвые души», «Петербургские повести», «Тарас Бульба» и пр. Автор...

Роль метафор и сравнений в раскрытии темы детства в творчестве Юнны Мориц 1957–1976 годов

В статье рассматриваются характерные для темы детства в творчестве Юнны Мориц 1957–1976 годов метафоры и сравнения, определяется их природа и показывается их влияние на раскрытие темы детства. Материалом исследования послужили ранние сборники Юнны Мо...

Похожие статьи

Истоки музыкальности поэтического стиля И. И. Дмитриева

В статье рассматривается жизненный и творческий путь И. И. Дмитриева — русского писателя, поэт-баснописца, современника И. А. Крылова и А. С. Пушкина. Упор сделан на изучение творческой реализации И. И. Дмитриева, как автора многих известных отечеств...

Образ русской зимы в поэзии И. З. Сурикова

В статье анализируется образ русской зимы в поэзии Ивана Сурикова. Все произведения об этом времени года — образцы пейзажной лирики, в которых присутствуют философские раздумья о смысле жизни, переплетенные с поэтическим «портретом» матушки-зимы.

Лингвостилистические средства выражения трагического мироощущения в лирике Георгия Иванова на примере стихотворений из цикла «Дневник»

Данная статья посвящена исследованию языковой организации текста стихотворений Г. Иванова «Зима идет своим порядком…», «Накипевшая за годы…», «Все туман. Бреду в тумане я…», «Иду — и думаю о разном…», «Туман. Передо мной дорога…», входящих в цикл «Дн...

Тема пути и жизненной дороги в стихотворениях князя Константина Романова и князя Д. А. Шаховского

В данной статье автор исследует концепцию жизненного пути и дороги в творчестве князя Константина Романова и князя Д. А. Шаховского путем сопоставления стихотворений

Лирика А. К. Толстого в камерно-вокальных сочинениях отечественных композиторов: особенности претворения поэтического первоисточника

В статье рассматриваются особенности трактовки лирики А. К. Толстого в сочинениях для голоса с фортепиано отечественных композиторов и на стихи на примере обращения к стихотворению «На нивы жёлтые».

Романсы и песни на стихи Н. А. Некрасова: центральные темы творчества и их музыкальное воплощение

Статья рассматривает особенности претворения поэзии Н. Некра-сова в камерно-вокальных сочинениях отечественных композиторов в ракурсе рассмотрения центральных тем его творчества.

Тема семьи и дружбы в лирике С. А. Есенина

В данной статье рассматривается тема семьи и дружбы в лирике С. А. Есенина. Авторы статьи считают, что для поэта эта тема является одной из самых важных. Внутренние конфликты и терзания С. А. Есенина, касающиеся семьи и дружбы, напрямую отражаются в ...

Заметная звезда поэзии

В статье даётся анализ произведений известного узбекского поэта Абдуллы Арипова. Самобытность и оригинальность творчества поэта отразилось в лирико-философских произведениях, в которых раскрывается известная тема человеческого бытия и его предназначе...

О стиле Н. В. Гоголя

Н. В. Гоголь — выдающийся писатель, один из родоначальников русской художественной сатиры XIX века, основатель литературы критического реализма. Его основные произведения: «Ревизор», «Мертвые души», «Петербургские повести», «Тарас Бульба» и пр. Автор...

Роль метафор и сравнений в раскрытии темы детства в творчестве Юнны Мориц 1957–1976 годов

В статье рассматриваются характерные для темы детства в творчестве Юнны Мориц 1957–1976 годов метафоры и сравнения, определяется их природа и показывается их влияние на раскрытие темы детства. Материалом исследования послужили ранние сборники Юнны Мо...

Задать вопрос