Помощь феноменологического подхода в установлении контакта с ребенком с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №34 (220) август 2018 г.

Дата публикации: 24.08.2018

Статья просмотрена: 167 раз

Библиографическое описание:

Розенвассер, М. В. Помощь феноменологического подхода в установлении контакта с ребенком с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии / М. В. Розенвассер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 34 (220). — С. 86-88. — URL: https://moluch.ru/archive/220/52417/ (дата обращения: 16.11.2024).



Есть опыт, предметы которого полностью закрыты от «разума»; в отношении которых он настолько же слеп, как слух и способность слышать в отношении цвета-однако это вид опыта, который снабжает нас истинными объективными предметами…

Макс Шелер. [4]

Формирование контакта с ребенком, является неотъемлемым этапом в работе педагога. Тем более для детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, детей с умственной отсталостью, которые испытывают мотивационную депривацию в обучении. В данной статье я бы хотела поделиться опытом нахождения контакта с ребенком, опираясь на феноменологический подход, который ранее с такими детьми не применялся.

Феноменологический метод восходит к Канту, разработан как научный метод познания Э. Гуссерлем, применялся в области философии существования М. Хайдеггером, в области этики- М. Шелером, — оба были учениками Гуссерля. В конце ХIX — начале XX века этот метод успешно противостоял принципу объективизма в исследованиях. Данный метод основывается на доверии исследователя своим собственным впечатлениям, этот метод как один из способов познания «сущности», однако предлагаю рассмотреть и другие основные парадигмы, которые наиболее часто применяются в психологии:

– Интерпретативная парадигма. Когда воспринятое понимается через теорию, без этого понять увиденное невозможно, оно не понятно. Например, смотреть на человека через диагноз (у него умственная отсталость, поэтому он так себя ведет и т. д.) Т. е. реальность скрыта и нуждается в интерпретации и толковании. Данный подход для меня затруднял работу, я видела патологию и диагноз, здесь я упиралась в тупик. По всем показателям этот ребенок не сможет разговаривать или сколько-нибудь адекватно реагировать, интерпретация диагноза действовала на меня демотивирующе.

– Казуально-детерминистическая, естественнонаучная парадигма. Когда познание осуществляется через эксперимент и на основании этого выводятся закономерности. Например, эксперимент в поведении, я вношу систему поощрения за хорошее поведение, на основании этого формируется желательное поведение. Данная модель хорошо применяется в работе с детьми с аутистичным спектром. Однако некоторые дети, особенно дети с умственной отсталостью, не поддаются на подкрепление, а если и поддаются, то за таким подкреплением не формируется личная мотивация, а только дрессура, без личной мотивации.

– Системная парадигма. Где способ познания осуществляется на группе лиц, системе (семья, работа группа), т. е. обобщение и группировка. Однако в работе с тяжелыми детьми сложно работать в общем подходе, требуется индивидуальный подход.

– И, наконец, феноменологическая парадигма. Исследование феноменов, на основании того «как» и «что» показывается, чтобы, смотря на это познать суть. Феноменология-видение сути (сущности). Когда взгляд наблюдающего одновременно направлен на поверхность и глубину. В нашей жизни мы можем познавать вещи двумя формами: простым функциональным пониманием и глубинным восприятием. Функциональное восприятие фактов т. е. это так, как я это вижу, рассмотрение предметов с точки зрения их полезности, в аспекте способа обхождения, в данном видении мы опираемся на все органы чувств. И глубинное, феноменологическое восприятие, которое смотрит сквозь поверхность, видение сущности.

И тогда мы берем впечатление, полученное от органов чувств, а от глубины мы получаем духовное видение, в которое входит собственные чувства и понимание взаимосвязей.

В данной работе не стоит задача раскрыть суть и метод феноменологии, для этого необходима еще одна дополнительная статья. Наша цель поделиться опытом, тем, как феноменология работает на практике с «особыми» детьми.

Даша (имя изменено).

Паспортный возраст 16 лет, на вид 8 лет. Умственная отсталость глубокая, с-м Эдвардса, ДЦП, спастическая диплегия, эпилепсия, сходящееся косоглазие. Самостоятельно не передвигается, большую часть времени проводит в коляске, себя не обслуживает, активная речь отсутствуют, навыки коммуникации не сформированы. Контакту труднодоступна, внимание рассеянное, присутствуют самостимуляции (облизывает руки, давит глаз пальцем, мотает головой). Пассивная речь отсутствует. На имя не откликается. Реагирует на еду, однако самостоятельно не ест. На занятиях интерес к игрушкам не проявляет. Даша отрешенный ребенок, который практически не проявляет себя, она очень удобна, ничего не требует, не кричит, пассивное присутствие в группе.

Моя задача как логопеда вызвать в ребенке хоть какой-то интерес к предметам, чтобы, основываясь на предметно-практическую базу, вводить пассивный словарь и далее использовать средства альтернативной коммуникации.

Абсолютная пассивность ставила меня в тупик. Занятия проходили тяжело, было ощущение, что мы говорим на разных языках. То, что предлагала ей я, встречало патологическую реакцию отстраненности и отрешенности от происходящего. Мне необходимо было найти к ней подход. Я понимала, что контакт, это тот золотой ключик, который поможет приоткрыть дверь патологии. В этом мне помогло обучение в экзистенциальном институте психологии и психотерапии. Данный подход, который написал профессор Альфрид Лэнгле, ученик Виктора Франкла, рассматривает человека с точки зрения трех структур: тела, психики и духа. Под духом понимается сущность человека, у нас в подходе это называется Person, это суть человека, которая не подвластна болезни, это свободное, аутентичное, изменяющееся, неповторимое, оно не может быть больным, он оно может испытывать боль. Таким образом, в каждом человеке согласно этому подходу, есть его неповторимая уникальная сущность. Патология тем сильнее, чем больше человек оторван от своей Person сущности. Задача грамотного психолога, психотерапевта и педагога видеть эту сущность и работать с ней.

Я смотрела на Дашу и видела ребенка с текущими слюнями, отрешенным взглядом, красными руками, с неприятным запахом, она издавала звук похожий на поскрипывание, сзади на затылке у нее была лысина, она стерла свои волосы, потому что часто мотала головой туда-сюда. Дашину сущность я не видела, я видела только патологию. Мне потребовалось время и феноменология, чтобы продвинуться вперед. Взгляд не только на поверхность, но и в глубину.

Предпосылкой к феноменологическому взгляду является открытость и отсутствие предварительных суждений и оценок, отставить в сторону на время диагноз. Смотреть на то «что» и «как» показывается. Для этого необходимы следующие шаги:

1) Отставить за скобки знания. Я оставила ее анамнез и перестала смотреть на нее через патологию. Открыла взгляд для нового, я смотрела на глаза, а не на отсутствующий взгляд. Я слушала не скрипы, а голос, слушала ее ритм и дыхание. Пыталась почувствовать и увидеть то, что скрыто от прямого, быстрого взгляда, здесь была нужна близость, внимание и время.

2) Получить впечатление. Я смотрела на Дашу, ее голову, глаза, руки, ноги, дыхание и получала впечатление. Как это влияет на меня? Это затрагивает меня, и я со своим впечатлением почувствовала ее.

3) Вступить в диалог. На основании того впечатления, которое оставила во мне Даша, я начала вступать с ней в контакт, но на ее уровне, исходя из нее. И я тихонько вместе с ней заскрипела. Даша посмотрела на меня одним своим глазом, другой косо смотрел себе в нос. Этот взгляд она удерживала пару секунд и продолжила мотать головой.

Затем я попробовала подудеть в дуделку, она замерла и слегка улыбнулась. Я подудела еще, и она засмеялась. Я не ожидала такой реакции. Она протянула руку за дуделкой. Ранее предлагаемые игрушки отшвыривались на пол, причем разные, и звучащие тоже, но звук этой дуделки был похожим на ее скрип. Она подержала дуделку и понесла ее в рот. Эта игрушка явно привлекла ее особое внимание. То, что я прислушалась к ней, к тому, что на тот момент хотела Даша, с ее способом сказать мне об этом, привело меня к точности выбранного материала. Таким же образом мы стали наращивать арсенал игрушек, которые ей понравились и которыми она могла манипулировать. Предметно-практическая деятельность так необходима для формирования речи, а этому предшествует интерес познания, знакомства и исследования предметного мира. Так в наших занятиях мы постепенно стали приходить к карточным символам этих предметов, а затем и к альтернативной коммуникации. Так же наши занятия приобрели контакт и встречу, мы обе испытывали положительные эмоции от занятий. Она начала меня узнавать и выделять из массы. Я стала чувствовать Дашу, за патологией. А сама Даша на занятиях все чаще стала выглядывать из-за ширмы патологии, улыбаться и прислушиваться. Таким образом феноменологический подход помог прийти к важной цели установления контакта с ребенком с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, помог найти и увидеть, что за самой тяжелой патологией скрывается удивительная, неповторимая, сущность, Person. Исходя из экзистенциального подхода в каждом человеке можно увидеть то драгоценное и неповторимое, которое имеет право на жизнь, развитие, становление и помощь.

Литература:

  1. Лэнгле Альфрид. Person: Экзистенциально-аналитическая теория личности. Издательство «Генезис» 2008г.
  2. Шумский В. Б. Экзистенциальная психология и психотерапия теория, методология, практика. Отпечатано в ОАО «Можайский полиграфический комбинат» 2010г.
  3. Экзистенциальный Анализ. № 3. Бюллетень.2011г. Отпечатано в ООО «НТПРИНТ»
  4. Формализм в этике и материальная этика ценностей. Der Formalismus in der Ethik und die materielle Wertethik, 1980, s.261
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, умственная отсталость, альтернативная коммуникация, впечатление, занятие, личная мотивация, орган чувств, патология, способ познания, феноменологический подход.


Похожие статьи

Работа с детьми с множественными нарушениями здоровья с помощью сказкотерапии

Игра в социальной реабилитации детей с множественными нарушениями здоровья

Здоровьесберегающие технологии, применяющиеся в центре содействия семейному воспитанию при работе с детьми с множественными нарушениями интеллекта

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития

Практические рекомендации по применению метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Применение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с задержкой психического развития

Система работы воспитателей группы семейного типа с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Организация комплексной помощи детям, имеющим тяжелые множественные нарушения развития, при знакомстве с лексическими темами

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми начальных классов с задержкой развития речи

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

В статье представлено описание комплексной работы и даны методические рекомендации воспитателя и логопеда по развитию произвольной моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Похожие статьи

Работа с детьми с множественными нарушениями здоровья с помощью сказкотерапии

Игра в социальной реабилитации детей с множественными нарушениями здоровья

Здоровьесберегающие технологии, применяющиеся в центре содействия семейному воспитанию при работе с детьми с множественными нарушениями интеллекта

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития

Практические рекомендации по применению метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Применение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с задержкой психического развития

Система работы воспитателей группы семейного типа с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Организация комплексной помощи детям, имеющим тяжелые множественные нарушения развития, при знакомстве с лексическими темами

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми начальных классов с задержкой развития речи

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

В статье представлено описание комплексной работы и даны методические рекомендации воспитателя и логопеда по развитию произвольной моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Задать вопрос