Дошкольный возраст — это первый этап усвоения общественного опыта. Ребенок растет и развивается при воздействии не только воспитания, но и влияния впечатлений от окружающего мира. В определенный момент у него начинает появляться интерес к жизни взрослых и их работе. Игра — это тот вид деятельности, который наиболее доступен ребенку, это своеобразный способ обработать полученные детские впечатления.
Игра составляет основное содержание жизни детей и является ведущей деятельностью дошкольников. Именно в игре ребенок впервые получает возможность проявить свою самостоятельность. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции. [1, c.4] Игра помогает ребенку войти в загадочный мир взрослых, овладеть навыками общения и сотрудничества.
ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса.
Сюжетно-ролевая игра успешно решает поставленные задачи. Так как игра является ведущей в этом возрасте, то имеет непосредственное влияние на процесс социализации дошкольника, а также является выражением усиливающейся связи ребенка с окружающим его обществом. Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Но, с одной стороны, ребенок еще не готов осуществить это стремление, а, с другой стороны, все больше растет его самостоятельность. Сюжетно-ролевая игра помогает разрешить это противоречие: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения. Часто игра становится поводом для сообщения детям каких-то неизвестных еще им знаний, для расширения их кругозора. Чем больше у ребенка появляется интерес к труду взрослых, профессиям, общественной жизни, достойным поступкам, тем больше он стремится подражать любимым героям и персонажам, начинает мечтать о том, кем от станет, когда вырастет. Все это делает игру важным средством социально — личностного развития ребенка.
Сюжетно-ролевые игры занимают важное место в жизни детей. Особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают ребята самостоятельно, это игры, которые придумывают сами дети. Они отражают знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль. Любой ребенок может выбрать, кем он хочет быть в игре. С помощью фантазии и воображения, он легко включается в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения. [2, c.31]
Творческая составляющая сюжетно-ролевой игры проявляется в том, что ребенок как бы превращается в того, кого он хочет изобразить, он искренне верит в то, что происходит вокруг него, и также искренне радуется или огорчается происходящим в игре событиям. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. [2, c. 33] Во время игры дети получают всестороннее развитие, развивается мелкая моторика рук, логическое мышление, творческая инициатива.
Согласно ФГОС, игра остаётся ведущим видом детской деятельности. Для ребенка это самый доступный вид деятельности, интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра — один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.
К сожалению, в системе дошкольного воспитания присутствуют негативные тенденции: чрезмерная сосредоточенность на интеллектуальном развитии ребенка, технологизация современной жизни, которые ведут к недоразвитию эмоциональной и коммуникативной сфер, и как следствие этого — возникновение конфликтных ситуаций между дошкольниками. Проблема межличностных конфликтов и их позитивного разрешения приобретает сегодня особую значимость. [3, c. 54] То, как ребенок общается со своими друзьями, воспитателями, становится основой его духовно-нравственного развития. Именно через сюжетно-ролевую игру возможно воспитание положительных качеств личности. В игре ребенок учится сопереживать и помогать, плакать и смеяться, проявлять внимание и сочувствие.
Существуют основные принципы обучения сюжетно-ролевой игре.
Первый принцип организации сюжетной игры. Для того чтобы дети успешно овладели игровыми умениями, воспитателю нужно играть вместе с детьми. При этом очень важно поведение самого воспитателя во время игры, от этого зависит, насколько успешно ребенок в нее втянется. Дошкольнику будет действительно интересно играть, если он будет чувствовать во взрослом не старшего наставника, который давит на него, подавляет своим опытом, а партнера по игре, с которым интересно просто что-то придумывать.
Второй принцип организации сюжетной игры — на протяжении всего дошкольного возраста нужно с ребенком играть, но строить игру нужно так, чтобы постепенно ребенок усваивал более сложные правила и линии поведения.
Третий принцип — начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам — взрослому или сверстнику [3, c. 67]. Роль педагога должна ограничиваться лишь созданием условий для активизации игры детей.
Часто можно заметить, что многие дети не просто не умеют играть друг с другом. Им сложно договариваться, доказывать свое мнение без обид, слез, драк. В совместной игре возникают ситуации, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Причиной этому явилось преобладание в группе детей — лидеров, которые не могли найти общий язык с другими детьми. [4, c. 98] Нередко можно возникнуть конфликтная ситуация, если ребенок просто не хочет играть ту или иную роль. У младших дошкольников обычно получает роль тот, кто первый схватил необходимый для нее атрибут. Но тогда могут сложиться ситуации, когда на машине едут два водителя или на кухне готовят сразу две мамы. У детей среднего дошкольного возраста роли формируются уже до начала игры. Все ссоры из-за ролей. У старших дошкольников игра начинается с обсуждения, дети уже могут договориться и распланировать, кто кем будет играть, а основные вопросы теперь уже «Бывает так или нет?». Так, дети учатся общественным связям в процессе игры. Заметно сглаживается процесс социализации, дети постепенно вливаются в коллектив.
Довольно близки к сюжетно-ролевым играм игры-драматизации. Отличие их состоит в том, что дети должны разыграть сценку по какому-нибудь произведению, например, по сказке. Каждому ребенку подбирается занятие — кто-то играет, кто-то готовит костюмы. Обычно сами дети выбирают себе подходящую роль. Игра-драматизация предполагает, что ребенок должен как можно точнее и правильнее сыграть своего персонажа. На практике получается, что неконтролируемая игра-драматизация постепенно превращается в сюжетно-ролевую игру.
Сюжетно-ролевая игра — это прекрасный путь для получения навыков поведения в обществе. Это подсознательный процесс, ребенок примеряет на себя различные социальные роли, учится общаться с людьми, получает тот самый жизненно необходимый опыт, который способствует успешной социализации. Игра даже может стать отправным пунктом для выбора жизненного пути, профессии непосредственно. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно развивать логическое мышление, память, координацию движений, мелкую моторику. И, самое главное, получая во время игры всестороннее развитие, ребенок готовится к успешной деятельности в реальной жизни.
Литература:
- Григорьева Г., Ильичева Е. Игровые приемы в руководстве изобразительной деятельностью старших дошкольников.// Дошкольное воспитание. — 2005. — № 7. — с. 4.
- Зворыгина Е. В., Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры.// Дошкольное воспитание. — 2006. — № 5. — с. 31–40.
- Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. — Москва.: Просвещение, 2008.- 156с.
- Краснощекова Н. В. Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста — Ростов -на –дону.: Феникс, 2008г. -251с.