Актуальность программы
Эффективное развитие умственных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых методик, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить программный материал. Чтобы правильно организовать умственное воспитание дошкольников, надо знать закономерности и возможности их умственного развития.
Умственное развитие — это количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребёнка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идёт накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребёнок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.
Данный курс представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте 4–5 лет.
Цель программы:
- Научить ребенка мыслить,
- Сформировать у детей позитивный настрой к познавательной деятельности,
- Дать знания, умения и навыки, возможности их применения для решения разнообразных задач.
- Развить мотивацию к обучению, рефлексии у детей младшего школьного возраста.
Основные цели
– Основными задачами умственного воспитания дошкольников являются: формирование правильных представлений об окружающем,
– о простейших явлениях природы и общественной жизни;
– развитие познавательных психических процессов — ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;
– развитие любознательности и умственных способностей;
– развитие интеллектуальных умений и навыков;
– формирование простейших способов умственной деятельности.
Задачи программы:
1. Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения мыслительной деятельности, научить детей:
– описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
– выделять существенные признаки предметов;
– сравнивать между собой предметы, слова;
– обобщать;
– классифицировать предметы, слова, числа;
– устанавливать логические закономерности;
– определять последовательность событий;
– судить о противоположных явлениях;
– давать определения понятиям и явлениям;
– определять отношения между предметами типа «часть — целое»;
– развивать речь;
– объяснять и подбирать значения слов;
– использовать операции логического мышления для речения задач.
Принципы, на которых осуществляется программа:
- Принцип развивающего обучения.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода.
Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
- Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний.
- Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
Формы работы при реализации программы:
При выполнении заданий для повышения учебной мотивации следует использовать различные формы деятельности дошкольников: фронтальную, групповую и индивидуальную. Задания выполняются в игровой форме, что очень привлекательно для младшего школьника.
Время проведения занятий:
Систематический курс (один раз в неделю) по развитию умственных и интеллектуальных способностей дошкольников. Продолжительностью по 15–20 минут.
Методики и техники для работы:
– техника поэтапного формирования умственных способностей;
– развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы;
– методы групповой работы;
– методы индивидуальной работы.
Структура программы:
- Вводная часть. Задачей вводной части является создание у дошкольников положительного эмоционального фона, интеллектуальной разминки (фронтальная форма работа), которая направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности. Разминка состоит из вопросов, способных вызвать интерес и рассчитанных на сообразительность, быстроту реакции, которые подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности (загадки, пальчиковые игры).
Продолжительность вводной части — 3–5 минут.
- Основная часть. Задания составлены с учётом их направленности на осуществление познавательных структур для коллективной работы. В системе заданий реализован принцип «спирали», т. е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
Этапы основной части:
- Логические поисковые задания (задания на развитие мыслительных операций анализа и синтеза (подумай, лабиринты, решение логических задач; найди третий рисунок; и т. д.)).
- Развитие и тренировка психических процессов памяти, внимания, воображения, пространственных представлений (найди спрятанные рисунки; запомни слова, фигуры; найди отражения квадратиков; найди одинаковые кубики, и т. д.). Продолжительность основной части– 10 минут.
- Заключительная часть. Обсуждение результатов работы и тех трудностей, которых возникли у детей при выполнении заданий, рефлексия.
Продолжительность заключительной части — 5 минут.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
группы среднего возраста на учебный год.
Октябрь |
|
1 занятие Давайте знакомится |
Развитие мелкой моторики: – Пальчиковые игры. Задания на внимание: – вычеркните фигурки в соответствии с образцом, – найдите и раскрасьте два одинаковых квадрата, – найдите самую короткую дорогу (лабиринт). Задание на развитие воображения. – Нарисуйте предметы, которые напоминают рисунки. |
2 занятие Клеточки |
Развитие мелкой моторики: – Пальчиковые игры. Задания на память: – запомните увиденные изображения и нарисуйте, – Соедини линией предметы так, чтобы они образовали пары. Объясни свой выбор. Обучение рисовать по точкам и штриховать: – Штриховка. |
3 занятие Разведчики |
Разминка. Повторение знаний об окружающем мире. Развитие мелкой моторики: – Пальчиковые игры. Задания на внимание: – найдите, следя глазами заданный предмет, – Укрась зонт щенка жёлтыми и фиолетовыми полосками. Дорисуй зонтик. – найдите такой же предмет. |
4 занятие Кенгуру |
Разминка. Повторение знаний об окружающем мире. Развитие мелкой моторики: – Пальчиковые игры. Развитие пространственной ориентации: – найдите на рисунке и раскрасьте заданный предмет. Задания на внимание: – найдите и дорисуйте солнышку лучики, тучке — дождик, стебельку с листиком цветочек, – помогите овечке добраться до стада (лабиринт). – В каком порядке должны стоять картинки? Расскажи что произошло. Мозговая гимнастика. |
Ноябрь |
|
1 занятие Ищем и находим |
Разминка. Задания на смекалку. Развитие мелкой моторики: – Пальчиковые игры. Задания на внимание: – найдите и дорисуйте то, чего не хватает у второго предмета, – обведите квадраты кружок, а треугольники — зачеркните, – найдите 5 отличий, – найдите фигуру, изображенную в клетке, среди фигур, нарисованных ниже. |
2 занятие Кот |
Разминка. Развитие мелкой моторики: – Пальчиковые игры. – Попытайся одновременно обеими руками нарисовать круги. Задания на внимание, мышление и память: – раскрасьте машины так, чтобы маленькая машина была между красной и синей, а зеленая была рядом с красной. – раскрасьте маленькие флажки так, чтобы большой был между синим и желтым, а желтый был рядом с красным. Мозговая гимнастика. – Графический диктант (кот) |
3 занятие Корабль |
Разминка. Задания на смекалку. Задачи по прочитанным произведениям (Три поросенка, Три медведя). Развитие мелкой моторики: – Пальчиковые игры. Задания на внимание, мышление и память: Обведи предметы, названия которых начинаются на букву А. Раскрась рисунки Сосчитай грибы, ягоды, яблоки и листочки. Получившиеся ответы соедини с цифрами. Развитие пространственной ориентации: – нарисуйте круг справа от квадрата, но слева от треугольника. Графический диктант (корабль). |
4 занятие Запоминайка |
Разминка. Задания на смекалку. Задачи по прочитанным произведениям. Развитие мелкой моторики: – Пальчиковые игры. Задание на зрительную память: – Запомни и нарисуй увиденные изображения (2 задания), Задания на внимание: – Найди отличия (2 задания), – Соедини каждую тень со своим деревом. – Назови эти деревья. |
Декабрь |
|
1 занятие Самолет |
Разминка. Задания на смекалку. Развитие мелкой моторики: – Пальчиковые игры. Задания на внимание: – Обведи домики красным карандашом, а машины — желтым, Задание на внимание, память, мышление: Внимательно рассмотри рисунок. Какие геометрические фигуры лежат в основе каждого из них? Раскрась картинки. Графический диктант (самолет) |
2 занятие Математики |
Разминка. Задания на смекалку. Развитие мелкой моторики: – Пальчиковые игры. Задания на мышление: – нарисуй в пустой клетке недостающий флажок. – Лисёнок повернулся к нам спиной. Раскрась правильно листья. – рассмотри внимательно шапочки, дорисуй последнюю. Мозговая гимнастика. – Рассмотри таблички с изображение геометрических фигур и нарисуй в пустой клетке недостающую фигуру. |
3 занятие Жираф |
Разминка. Задания на смекалку. Развитие мелкой моторики: – Пальчиковые игры. Задания на мышление: – выполни штриховку флажка. – продолжи ряд, нарисовав следующие фигуры. Развитие речи: – составь как можно больше слов из заданных звуков. Найти в каждом ряду лишний рисунок и зачеркни его. Объясни своё решение. |
4 занятие Фантазеры |
Разминка. Задания на смекалку и знания об окружающей действительности. Развитие мелкой моторики: – Пальчиковые игры. Задание на воображение: – нарисуй из заданных геометрических фигур любые предметы, – назови и дорисуй предметы, которые изображены. Мозговая гимнастика. Задания на внимание: – узнай цифры. – Проведи зверюшек к их любимой еде. Используй для каждого животного свой цвет |
Январь |
|
1 занятие Мыслители |
Разминка. Задания на смекалку. Развитие мелкой моторики: – Пальчиковые игры. Задание на воображение: – посмотри и дорисуй фигуры, Задания на мышление: – догадайся, каким делом занят каждый из мальчиков. Задание на внимание, память, мышление: – Белочка отправилась в лес на прогулку. Помоги ей отыскать грибок, шишку и цветочек. Сделай дорожки разноцветными. – Найди и сосчитай все треугольники на рисунке. Графический диктант (рисунок по точкам) |
2 занятие Умники |
Разминка. Задания на смекалку и знания об окружающей действительности. Развитие мелкой моторики: – Пальчиковые игры. Задания на внимание и мышление: – найди на рисунках лишние предметы, – Маша жила ближе к школе, чем Света, кто жил от школы дальше. Мозговая гимнастика. Задание на внимание и мышление: – найди на рисунке Мишу и Петю. |
3 занятие Носорог |
Разминка. Задания на смекалку. Развитие мелкой моторики: – Пальчиковые игры. Задания на мышление: – подумай, что было со свечкой сначала и что потом. – Раскрась 4х цыплят в разные цвета. – Найди в коробке цифру 4 и раскрась красным цветом. Графический диктант (носорог). |
4 занятие Искатели |
Разминка. Задания на смекалку и знаний окружающей действительности. Развитие мелкой моторики: – Пальчиковые игры. Задания на внимание: – На каждой страничке предложите ребенку подобрать по аналогии недостающий предмет заполни пустые фигуры по образцу, – найди такие же изображение, как в квадратах справа. Мозговая гимнастика. Задание на внимание: – назови и дорисуй предметы, которые изображены. |
Февраль |
|
1 занятие лабиринты |
Разминка. Задания на смекалку. Развитие мелкой моторики: – Пальчиковые игры. Задание на внимание: – дорисуй недостающее и сделай всех зайчиков одинаковыми, – нарисуй недостающие части предметов (2 задания). – пройди лабиринт Мозговая гимнастика Рассказ о собаках Графический диктант (собака) |
2 занятие Верблюд |
Разминка. Задания на смекалку и знания об окружающей действительности. Развитие мелкой моторики: – Пальчиковые игры. Задание на внимание: – Раскрась 5 бусин разным цветом, Задания на внимание и мышление: – Найди в коробке цифру 5. Мозговая гимнастика. – Найди все треугольники Графический диктант (верблюд) |
3 занятие Шарики |
Разминка. Задания на смекалку. Развитие мелкой моторики: – Пальчиковые игры. Задания на мышление: – раскрась большие шары так, чтобы маленький шар был между желтым и синим, а синий был рядом с зелёным, – раскрась катушки так, чтобы большая была между красной и коричневой, а желтая была рядом с красной. Мозговая гимнастика. Задание на внимание: – Заполни пустые фигуры по образцу. |
4 занятие Ящерица |
Разминка. Задания на смекалку и знаний окружающей действительности. Развитие мелкой моторики: – Пальчиковые игры. Задания на внимание, мышление, пространственную ориентацию: – нарисуй круг слева от квадрата, но справа от треугольника. – лабиринт, Задание на мышление. – установи последовательность событий. Мозговая гимнастика. Графический диктант (ящерица) |
Март |
|
1 занятие Секрет |
Разминка. Задания на смекалку. Развитие мелкой моторики: – Пальчиковые игры. Задание на внимание и мышление: – Сколько бананов в коробке – Поставь в таблице крестик под той цифрой сколько бананов |
2 занятие Наблюдатели |
Разминка. Задания на смекалку и знания об окружающей действительности. Развитие мелкой моторики: – Пальчиковые игры. Задание на зрительную память: – запомни увиденные изображения и нарисуй, – запомни увиденные изображения и ответь на вопросы Задания на мышление и логику: – в каком кубике на две точки меньше. Мозговая гимнастика. Задание на внимание: – Найди такие же рисунки, как в квадратах справа. |
3 занятие Жеребенок |
Разминка. Задания на смекалку. Развитие мелкой моторики: – Пальчиковые игры. Задания на мышление: – схематизация (2 задания), Мозговая гимнастика. Чтение информации о лошадях. Графический диктант (жеребенок) |
4 занятие Ладошки |
Разминка. Задания на смекалку и знаний окружающей действительности. Развитие мелкой моторики: – Пальчиковые игры. Задания на внимание, мышление: – нарисуй фигуры в четвертом квадрате, – дорисуй недостающие фигуры, Мозговая гимнастика. Задание на внимание, чувство ритма, счет – Прослушать и повторить ладошками ритм |
Апрель |
|
1 занятие Робот |
Разминка. Задания на смекалку. Развитие мелкой моторики: – Пальчиковые игры. Задание на внимание и мышление: – дорисуй недостающее лицо, – вставь пропущенные цифры, – найди треугольник. Мозговая гимнастика. Чтение рассказа о происхождении робота. Графический диктант (робот) |
2 занятие Воображатели |
Разминка. Задания на смекалку и знания об окружающей действительности. Развитие мелкой моторики: – Пальчиковые игры. Задание на воображение – дорисуй изображение, – придумай из треугольников предметы, – придумай из овалов предметы Мозговая гимнастика. Задание на воображение – нарисуй, как выглядит: лист, гром, волна. |
3 занятие Кривые линии |
Разминка. Задания на смекалку. Развитие мелкой моторики: – Пальчиковые игры. Задание на воображение – Сосчитай сколько в коробке зайцев и мышей. – нарисуй из геометрических фигур лицо человека, Мозговая гимнастика. Графический диктант (повторить узор) |
4 занятие Оленёнок |
Разминка. Задания на смекалку и знаний окружающей действительности. Развитие мелкой моторики: – Пальчиковые игры. Задания на внимание, мышление: – найди конец линий, – зачеркни по образцу, – лабиринт Мозговая гимнастика. Чтение рассказа про оленей. – Графический диктант (олененок) |
Май |
|
1 занятие Рыбки |
Разминка. Задания на смекалку. Развитие мелкой моторики: – Пальчиковые игры. Задание на внимание: – найди похожие снежинки, – найди все треугольники и квадраты, – лабиринт. Мозговая гимнастика. Чтение рассказа о рыбах. – Графический диктант (рыбка) |
2 занятие Строители |
Разминка. Задания на смекалку и знания об окружающей действительности. Развитие мелкой моторики: – Пальчиковые игры. Задание на мышление: – Игра паучок. – рассели по квартирам предметы, Мозговая гимнастика. Задание на внимание, чувство ритма, счет – Прослушать и повторить ладошками ритм. |
3 занятие Барашки |
Разминка. Задания на смекалку. Развитие мелкой моторики: – Пальчиковые игры. Задания на внимание: – найди отличия, – найди спрятанные предметы, Задание на мышление и умение считать: – Какие фигуры нужно вставить в пустые клетки Мозговая гимнастика. Чтение информации о баранах. Графический диктант (барашек) |
4 занятие Животный мир |
Разминка. Задания на смекалку. Вопросы по прочитанным произведениям Развитие мелкой моторики: – Пальчиковые игры. Задания на внимание, мышление: – раскрась круги одинаково. – раскрась пирамиды одинаково, Задание на мышление: – Как называется, детеныш, жилище, группа животных: петух, лошадь, бык, баран, поросёнок. Мозговая гимнастика. Чтение информации о курах. Графический диктант (курица). |
Литература:
- Басов А. В., Тихомирова Л. Ф. Развитие логического мышления детей.
- Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.
- Дьяченко О. Игры и упражнения для развития умственных способностей детей.
- Анищенкова Елена — Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников