В статье рассматриваются основные особенности понятия успешности. В работе изучено также понятие профессиональная успешность, его сущность. В данной статье описаны основные критерии успешности педагогической деятельности.
Ключевые слова: успех, успешность.
Понятие «успешность» как личностное свойство обозначает устойчивую динамическую систему переживаний индивидом своих достижений в соответствии с самооценкой личности и её уровнем притязаний. Под влиянием успешности у индивида происходит полноценное развитие его личности, расширение и совершенствование системы её социальных связей и социально-психологических отношений, идентификация личности со своей профессиональной деятельностью [1].
Понятие «успешность профессиональной деятельности» определяют как совокупность психологических и психофизиологических особенностей, необходимых человеку для достижения эффективности, результативности и продуктивности труда при наличии необходимых знаний, умений и навыков [4].
Проблема успешности профессиональной деятельности исследовалась в работах Н. А. Батурина, А. С. Белкина, Н. И. Бережной, С. Т. Джанерьян, Е. В. Желтовой, Е. М. Ивановой, О. Н. Родиной, Д. В. Теленкова, В. А. Шаповаловой и др.
К критериям успешности профессиональной деятельности в первую очередь относят внешний и внутренний критерий [2].
Профессиональная успешность является оценочным критерием (как со стороны самого субъекта деятельности, так и со стороны окружающих и коллег); непосредственно связана с эффективностью и конечными результатами деятельности; выражается в удовлетворенности субъекта своим трудом; является условием профессиональной самореализации [1]
Успех жизненный и профессиональный — это баланс между внешним и внутренним, между умением ставить цели и, несмотря на неудачи, добиваться их, принимать себя и свое окружение, настраиваться на всестороннее самосовершенствование.
Успешный человек — человек, достигший поставленных целей в жизни, имеющих значение для общества и группы, которые обеспечивают ему определенный уровень положения, положительное отношение со стороны окружения и личное удовлетворение. Жизненный успех значимо связан с четкой постановкой целей в процессе жизнедеятельности человека, с достижением поставленных целей, обеспечивающих определенный уровень благосостояния и положения, завоеванием признания и одобрения со стороны окружающих [5].
Успех определяется как положительный результат деятельности субъекта по достижению значимых для него целей, отражающих социальные ориентиры общества согласно Кордубан И. Л., Лазаренко Л. А. [3].
Ключевую роль субъективной оценке собственных достижений в диапазоне от успешных к неуспешным отводит Нефедова Н. И., также подчеркивая важность положения человека среди других людей, специфики социальных ролей и отношений в определении успешности [2].
Таким образом, можно выделить следующие тенденции популярных подходов к успешности:
- Отождествление понятий счастья, самореализации, успеха; успешность — финансовая независимость; успешная жизнь — подлинная жизнь. Таким образом, взгляды современных авторов часто не систематичны и не согласованы.
- Предложение готовых к применению вариантов и моделей достижения успеха. Формулировки «гарантия конечного успеха», «три волшебных утверждения», «ключ к достижению успеха», «простое противоядие от всех проблем», «необъяснимая сила, ведущая к победе» и др. Мы видим ориентацию на быстрый, видимый результат вместо стремления к действиям, подкрепленным глубоко личными смыслами, упрощение контекста рассмотрения понятий.
- Акцент на финансовый аспект успешности (такие утверждения, как «каждый хотел бы стать миллионером или миллиардером», «ваша цель — стать одним из них»...), предписывающий ориентацию в оценке успешности, прежде всего, на финансовое благополучие.
На наш взгляд, существует и позитивная роль доступности популярной литературы по теме успешности, заключающаяся в привлечении внимания к возможности саморазвития человека, постановке актуальных вопросов в ответ на потребность общества в психологических разработках, удовлетворении потребности определенного сегмента общества в базовых психологических знаниях.
В то же время, грамотное обоснование смыслового наполнения понятия успешности возможно лишь с позиций психологии научной, при помощи категориального аппарата способной преодолеть недостатки популярных подходов.
Значимыми критериями успешности являются:
– социальная значимость и вклад в культуру;
– субъективная удовлетворенность.
Социум, в широком понимании этой категории, выступает с одной стороны многофакторной детерминантой стремлений к достижению успеха, а с другой — «площадкой воплощения» достигнутых результатов.
Интересны исследования, обращающиеся к наиболее выраженным жизненным стратегиям в современной России. Т. Е. и Ю. М. Резник приводят социологическую типологию жизненных стратегий личности, наиболее распространенными из которых являются:
Стратегия жизненного благополучия — характеризуется стремлением к максимально возможному удовлетворению своих потребностей в определенных жизненных благах.
Стратегия жизненного успеха — широкомасштабные цели, имеющие преобразовательную направленность и ведущие к преуспеванию в жизни.
Стратегия жизненной самореализации — ограниченное использование целеполагания как инструмента конкретизации и практического воплощения жизненных смыслов.
Интересно проследить соотношение влияния мотивации к достижениям и необходимых способностей на достижение успеха в конкретной области. В. Н. Дружинин [4] утверждает, что успешность решения познавательных и творческих задач определяют не только общие и специальные способности, но и мотивация, личностные качества (настойчивость, толерантность к неопределенности, эстетическое чувство, эмоциональность).
Успешность в решении задач определяется также уровнем развития мотивации к достижениям: надеждой на успех. Данная мотивация проявляется в интеллектуальной настойчивости, адекватной реакции на успех и неудачу, низкой тревожности, высоком уровне притязаний, склонности выбирать задачи повышенной трудности и т. д. В. Н. Дружинин отмечает, что в норме мотивация достижений (надежда на успех) связана с высоким уровнем интеллекта [2].
В исследовании австралийского психолога П. Хенри анализировался атрибутивный стиль работников руководящего звена (профессионалов) и работников ручного труда (рабочий класс). Представители рабочего класса обнаружили значимо более пессимистический стиль объяснения, чем профессионалы: первые чаще обвиняли в неблагоприятных событиях себя, а не других людей, чаще рассматривали причины этих событий как стабильные, а не временные, считали, что эта причина влияет на многие области жизни, а не на ее отдельную часть. Также, представители рабочего класса с большей вероятностью, чем профессионалы, объясняли благоприятные события как нестабильные во времени и локальные [1].
Определяющим фактором успеха преподавателя является умение ценить время и поддерживать высокий уровень работоспособности в условиях психологических нагрузок.
В случае недостижения желаемых результатов в научной, методической и учебной работе за определенное время, необходимо проанализировать особенности организации педагогической деятельности.
Важнейшей компонентой эффективной педагогической деятельности является умение управлять записями. Образовательный процесс требует определенного количества записей, помогающих систематизировать собранные данные, их хранить и своевременно представлять.
В условиях информационного общества целесообразно вести записи с помощью персонального компьютера, ноутбука, нетбука, планшета, смартфона в электронном виде с обязательной их систематизацией по видам деятельности. Это позволит оперативно актуализировать необходимую информацию, своевременно внести в нее коррективы и представить по требованию. Порядок и система в управлении записями преподавателя позволяет работать эффективно.
Рассматривая успешность учебной деятельности, авторы заключают, что пессимисты не реализуют своего потенциала, а оптимисты превосходят его, показывая более высокие оценки, чем предсказывают тесты интеллекта или академических достижений. Пессимистический же стиль объяснения связан с дефицитом поиска помощи, неадаптивными целями, неэффективным использованием учебных стратегий и более низким уровнем притязаний (М. Селигман, К. Петерсон, Л. Баррет).
В то же время, М. Селигман перечисляет ряд сфер деятельности, в которых «умеренные пессимисты с... обостренным чувством реальности» [3] оказываются более успешными: конструирование и техника безопасности, эскизные технические и экономические проработки, переговоры, связанные с заключением контрактов, финансовый контроль и бухгалтерия, юстиция (кроме судопроизводства), административные функции в бизнесе, статистика, техническая литература, контроль качества, кадровые вопросы.
Когнитивные детерминанты успешности наиболее значимы на первых этапах решения малой творческой задачи, в фазе формально–логического поиска. Когнитивные детерминанты теряют свою значимость по мере смены фаз: от интуитивного поиска решения до вербализации и формализации интуитивно найденного решения.
В настоящее время важнейшим условием успешности педагога является умение реализовывать креативный подход.
Таким образом, в современных условиях успешность педагогической деятельности во многом зависит от соблюдения таких основных условий и факторов как: умения использовать время, вести записи, повышать стрессоустойчивость, а также реализовывать креативный подход в образовательном процессе.
Литература:
- Артамонова Е. И. Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития // Материалы Международной научно-практической конференции, 16–17 марта 2017 г., Москва, МГОУ. М.: МАНПО, 2017. — 560 с.
- Бавистер С. Основы НЛП: Успех в профессиональной, общественной и личной жизни / С. Бавистер, А Викерс — Пер. с англ. Т. Новиковой. — М.: ФАИР–ПРЕСС, 2010. — 336 с.
- Грачев В. А. Теория и практика личного успеха / В. А. Грачев — М.: Современный гуманитарный университет, 2012. — 280 с.
- Панфилова А. П. Имидж делового человека: учебное пособие / А.П Панфилова — СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2007. — 356 с.
- Хаммер Я. С. Профессиональный успех и его детерминанты // Вопросы психологии. 2008. № 4. — С. 147–153.