В данной статье рассматриваются особенности ценностно-смысловой сферы педагогов довузовских образовательных организаций МО РФ, представлено основное содержание дополнительной образовательной программы повышения квалификации «Ценностно-смысловые ориентации педагога».
Ключевые слова: педагогическая деятельность, формирование ценностей, образовательный процесс, довузовские образовательные организации МО РФ.
В процессе взаимодействия с обучающимися на уроке и во внеурочной деятельности педагог непрерывно транслирует детям свои ценности. Только учитель, для которого самореализация, самообразование являются ценностью, может способствовать личностному росту ребёнка, мотивировать его к учебной деятельности, формировать человека, способного к самостоятельному приобретению знаний, саморазвитию, творчеству, только учитель, который любит Родину, может воспитать своих детей патриотами.
Педагог, работающий в довузовских образовательных организациях министерства обороны, обладает особой миссией. Его основными задачами является воспитание патриотов, мотивация учащихся на поступление в вузы министерства обороны, подготовка будущего защитника Родины — человека, преданного своей стране, готового на подвиг ради страны, близких, друзей, идей. Таким образом, существует потребность в «воспитании» педагогов, в развитии их аксиологической сферы, а также в системе отбора профессионалов, способных не только обучить, но и воспитать личность, обладающую качествами, соответствующими «портрету выпускника довузовской образовательной организации Министерства обороны РФ».
Однако в современной системе повышения квалификации уделяется недостаточное внимание работе по формированию и развитию ценностей педагога. В рамках программы повышения квалификации невозможно найти курс, посвященный изучению ценностей личности, проблемам формирования аксиологического ядра личности педагога, которое отражалось бы и в его педагогической деятельности. Поиск путей решения данной проблемы приводит к пониманию того, что в процессе подготовки педагога в современной России необходимо уделять внимание развитию ценностно-смысловых ориентиров педагогической деятельности, в том числе в процессе повышения квалификации педагогов, самообразовании, создавать условия в организациях, которые будут способствовать проявлению нравственных ценностей в деятельности педагога. В том числе в дополнительные программы повышения квалификации должны быть встроены модули, обеспечивающие работу с ценностной сферой личности преподавателя, обеспечивающие интеграцию личностного и профессионального компонента, что способствовало бы формированию целостности аксиологической сферы как основополагающего фактора процесса повышения квалификации. Работа с системой ценностей педагогов позволила бы эффективно влиять на педагогическую деятельность, и, в конечном счете, на личность ученика.
Нами была предпринята попытка исследовать профессиональную ценностно-смысловую сферу педагогов довузовских образовательных организаций Министерства обороны РФ на примере Нахимовского военно-морского училища, г. Санкт-Петербург. Для решения поставленных задач были использованы такие теоретические и эмпирические методы исследования, как анализ, синтез, обобщение на основе анализа специализированной литературы; изучение документов, устный опрос, анкетирование, монографические характеристики педагогов.
Основной целью данного исследования было создание программы повышения квалификации для педагогов довузовских образовательных организаций МО РФ, нацеленной на работу с аксиологической сферой педагогов.
В ходе исследования выяснилось, что наряду с моральными и профессиональными ценностями, необходимыми для всех педагогов, такими как профессионализм, компетентность, стремление к саморазвитию и совершенствованию обучающихся, — педагоги довузовских образовательных организаций МО РФ должны любить Родину, а также иметь четко сформированную жизненную позицию, позволяющую в текущей экономической и политический ситуации в стране и мире действовать во благо Родины. Данное требование обусловлено тем, что основной задачей довузовских образовательных организаций МО РФ является подготовка квалифицированных кадров для армии и флота, а также государственного строительства.
В ходе опроса воспитателей и преподавателей Нахимовского военно-морского училища, одной из целей которого было выявить, какие ценности, по мнению испытуемых, являются важными во взаимодействии с воспитанниками училища, были также выявлены некоторые особенности ценностно-смысловой сферы педагогов, — ценности, которые имеют характер, универсальный для всех учителей, однако, приобретающих особенную ценность в работе с воспитанниками довузовских образовательных организаций МО РФ. Среди вышеупомянутых ценностей стоит отметить стремление помочь нахимовцам определиться с целью в жизни, высокие моральные качества, чувство юмора и такт, стремление к высокому профессионализму и профессиональной этике, знание риторики военного лидера, культурная образованность, патриотизм и взаимное уважение, честность, взаимовыручка, порядочность, справедливость, умение брать на себя ответственность, стремление быть осведомленным о политической ситуации в стране и мире, социо-культурных системах, ответственность за своих подчиненных, патриотизм и семейные ценности.
Основным способом развития ценностно-смысловых ориентиров специалистов образовательной организации МО РФ, помимо саморазвития, представляется использование возможности внутрикорпоративных курсов повышения квалификации. Программы повышения квалификации разрабатываются в условиях непрерывного образования как необходимое условие поддержки и содействия развитию профессиональной компетентности работников образовательной организации. С целью содействия развитию профессиональных компетенций, связанных с ценностно-смысловыми ориентирами и необходимых для оптимизации социального взаимодействия воспитателей и воспитанников в образовательном процессе Нахимовского училища нами была составлена дополнительная образовательная программа повышения квалификации «Ценностно-смысловые ориентации педагога», направленная на осмысление специфики педагогической деятельности с опорой на ценностно-смысловые ориентации педагога, а также путем педагогического взаимодействия с целью развития ценностно-смысловых ориентаций воспитанника.
Программа является практикоориентированной, практические занятия реализуются в следующих формах: практикум, обучение в форме мастерских и др. и состоит из трех модулей. Объем программы 18 часов.
Основное содержание программы:
Модуль 1. Педагогическое общение
Тема 1. Базовые ценности педагога.
Человек как наивысшая ценность. Достоинство мастера, ответственного автора, просветителя. Командный дух, взаимопонимание и сотрудничество в общем деле.
Современный урок, его особенности в соответствии с требованиями ФГОС ОО. Деятельность учителя на уроке по созданию условий для учета индивидуальных особенностей обучающихся. Гуманистический характер отношений на уроке.
Тема 2. Формирование ценностей учащихся. Честность, добросовестность, самоотдача педагога, вера в свое высокое учительское дело.
Цели и смыслы деятельности учителя. Целеполагание в структуре деятельности на уроке. Формирование ценностных ориентаций обучающихся на уроке. Развитие рефлексивных умений и способностей обучающихся. Технологии сотрудничества на уроке. Приемы поддержки и сопровождения обучающихся. Классическая литература как источник ценностно-смысловых ориентиров деятельности человека.
Тема 3. Формирование ценностей: Личностное влияние педагога. Личностные ценности педагога. Содержание ценностей (ценность собственного достоинства, уважения и самоуважения, стремление к компромиссу). Личностное влияние педагога как способ формирования ценностей учащегося.
Модуль 2. Взаимодействие на уроке.
Тема 1. Формирование ценностей: Ценностный диалог.
Ценностные ориентации личности в современной культуре. Диалогическое отношение к миру. Свобода личности в рамках осуществления выбора ценностей. Ценностный диалог как способ формирования ценностей учащихся. Любовь и мудрость. Уважение к ученику. Отношение к ученику, построенное на принципах уважения, добра, стремления к позитивным переменам.
Тема 2. Формирование ценностей: Погружение в ценностную среду. Моделирование ценностной среды исходя из целей и задач. Ценностное наполнение устойчивой образовательной среды учреждения образования: быта, событийного ряда, образовательного процесса, всех форм общения и взаимодействия педагогов и обучающихся. Погружение в ценностную среду как способ формирования ценностей учащихся. Милосердие, участие, забота и поддержка. Равенство возможностей и педагогическая справедливость. Ценностно-смысловые ориентиры педагога по отношению к ученику. Принципы взаимного уважения и доверия.
Тема3. Формирование ценностей: Специальное конструирование ценностных ситуаций для проживания и осознания. Осознание ценностных ситуаций. Развитие рефлексии, способности правильно воспринимать особенности окружающей ценностной среды, а также своих личных ценностей. Способы целенаправленного конструирования ситуации ценностного выбора. Ценность личной позиции как позиции учащегося. Основополагающая роль образования в жизни человека. Ценность образования.
Модуль 3. Воспитательная работа
Тема 1. Социальные ценности.
Патриотизм и всечеловечность.
Любовь к Родине как проявление уважение к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей. Памятники истории, культуры, революционного прошлого своей местности. Воспитание любви к родным местам, духовная оседлость. Наука культурной экологии — природная среда, культурная среда, среда памятников культуры и ее воздействие на человека. Патриотизм и национализм.
Тема 2. Историко-культурное наследие как источник ценностно-смысловых ориентаций. Понимание мира и окружающих людей через понимание искусства. Нравственное значение искусства. Способы научения пониманию искусства. Храбрость и осторожность. Ценность смелости. Храбрость как национальная черта. Справедливость и милосердие. Щедрость и бережливость. Милосердие как личностная ценность. Достоинство человека, отношение к материальным ценностям.
Тема 3. Религия как основа ценностно-смысловых ориентаций. Христианские ценности. Основы христианского мировоззрения. Библейские ценности как источник личностных и профессиональных ценностей педагога.
Таким образом, данная программа может быть реализована в рамках курсов повышения квалификации, в том числе внутрикорпоративных, целью данной программы является формирование базовых ценностей педагога, предусмотренных ФГОС,развитие способности и готовности преподавателей работать исходя из ценностно-смысловых ориентаций, реализовывать образовательный процесс, с учетом участия педагога в процессе формирования ценностей учащихся.
Литература:
1. Лихачев Д. С. Письма о добром. — СПб.: «Азбука», 2017. — 160с.
2. Поташник М. М., Левит М. В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Пособие для учителей, руководителей школ и органов образования. — М.: Педагогическое общество России, 2016. — 318с.
3. Сластенин В. А. Чижакова Г. И. Переход от авторитарной к гуманистической парадигме как фактор становления и развития педагогической аксиологии // Хрестоматия по педагогической аксиологии / Сост. В.А Сластенин, Г. И. Чижа-кова. — М.: Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2005. — С. 437–447.
4. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. — Мн.: Современное слово, 2001. — 928 с.
5. Франкл В. Что такое смысл // Человек в поисках смысла /Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — С. 284–307.