Существуют различные подходы к определению понятия «социальная защита», нам представляется наиболее полным определение Е. И. Холостовой «социальная защита в любом государстве — это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи» [5, с.278].
Цель социальной защиты граждан представляется в снижении, предупреждении и преодолении социальных рисков. Все социальные риски можно разделить на следующие основные группы:
- Риски с полной компенсацией потери заработка и нанесенного здоровью ущерба. Это риски, связанные с несчастными случаями на производстве и профессиональные заболевания. Полная компенсация подразумевает оплату дней нетрудоспособности на уровне 100 % текущего заработка, пособие при несчастном случае, возмещение расходов на лечение и реабилитацию, пенсия инвалидам труда, льготные пенсии и в связи с профессиональным заболеванием и т. п.
- Риски, которые подлежат возмещению на привычном жизненном уровне. Например, при выходе на пенсию при полном стаже справедливо обеспечить привычный образ жизни пенсионеру, т. е. мало отличающийся от его предпенсионного периода (70–80 % заработка). Это также касается пенсий при потере кормильца, которая произошла при выполнении служебных обязанностей.
- Риски, подлежащие возмещению на уровне, достаточном для покрытия основных нужд (потребительская корзина). Сюда можно отнести пособие по безработице, возмещение заработка при текущей заболеваемости, оказание медицинских услуг, пособие на санаторно-курортное лечение.
- Риски, подлежащие возмещению на минимальном уровне: социальные пенсии, пенсии инвалидам с детства, пенсии при потери кормильца, не связанные с выполнением служебных обязанностей, оказание медицинских услуг этим категориям работников, пособие по беременности и родам неработающим женщинам.
Организация социальной защиты граждан невозможна без проработанной законодательной базы, а принятие законов невозможно без детального изучения возможных социальных рисков и определения путей их разрешения. В настоящее время в Российском законодательстве насчитывается более 27 нормативно-правовых актов, устанавливающих социальные гарантии семьям с детьми.
В России социальная защита семей с детьми всегда была и остается государственным приоритетом, так как современное российское общество испытывает кризис не только семейных ценностей, но и демографических, а так же социальных проблем. Все это требует глобального пересмотра методов и форм социальной защиты семей с детьми.
Как отмечено в послании Президента В. В. Путина от 01.03.2018 г.: «…В основе всего лежит сбережение народа России и благополучия наших граждан… Именно здесь предстоит совершить решительный прорыв. Важнейшей задачей на предстоящий период определено обеспечение качества жизни и благосостояния людей» [4]. В целях осуществления данных задач, В. В. Путиным подписан Указ, постановляющий «разработать (скорректировать) совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации… национальные проекты (программы)» [2]. К концу 2018 года будут разработаны национальные проекты по 12 направлениям, затронувших каждую российскую семью. Ведущей задачей каждого из проектов является: улучшение качества жизни, повышение уровня благосостояния и социальной защищенности граждан.
Главной системой, с помощью которой реализуется многочисленный комплекс государственных мер, направленных на социальную поддержку семьи с детьми является социальная защита. К организационно-правовым формам социальной защиты семьи относятся: социальное обеспечение, государственная социальная помощь, социальное обслуживание, социальные услуги и поддержка. Как отмечает С. Х. Гаматаева, «особенностью структуры социальной защиты является то, что её элементы одновременно являются социальными институтами и основными функциями данной системы. Система социальной защиты включает в себя экономические, социальные, правовые и политические механизмы» [1].
Социальная защита семей с детьми осуществляется в следующих формах:
– в денежной форме (прямые и/или косвенные социальные трансферты): различные виды единовременных и ежемесячных пособий при рождении и воспитании детей, материнский (семейный) капитал, государственная социальная помощь на основании социального контракта, льготные налоговые вычеты;
– натуральной форме: организация отдыха и оздоровления детей, медицинские услуги и т. д.;
– в форме морального поощрения: награждение орденом «Родительская слава», укрепление института семьи и т. д.
Каждый регион страны, в зависимости от своих экономических возможностей разрабатывает дополнительные правовые документы, направленные на социальную помощь, поддержку семей с детьми, стимулирование многодетности, к таким мерам можно отнести дополнительные региональные выплаты при рождении детей, определенный набор льгот.
Например, к региональным особенностям социальной защиты семей с детьми, проживающих на территории Курской области можно отнести:
– единовременные и ежемесячные выплаты семьям при усыновлении (удочерении) ребенка, при одновременном рождении трех и более детей; при рождении второго и последующих детей;
– единовременная выплата по социальному контракту;
– выплата областного материнского капитала;
– ежемесячная денежная выплата на приобретение продуктов питания, а также предоставление бесплатного питания;
– предоставление права на: приобретение единого социального проездного билета; первоочередной прием детей в дошкольные образовательные учреждения;
– проведение работ по газификации домовладений (квартир);
– компенсация расходов по оплате жилого помещения, коммунальных услуг;
– ежегодная денежная выплата на обеспечение школьной формой;
– присвоение звания «Ветеран труда Курской области» вне зависимости от продолжительности трудового стажа;
– предоставление в собственность отдельным категориям граждан земельных участков;
– предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Вышеуказанные меры социальной поддержки предоставляются семьям в зависимости от их социального статуса, материального положения и количества детей в семье.
Важным звеном в системе социальной защиты, направленным на социальную поддержку семей с детьми, являются учреждения социального обслуживания. В Курской области работают 45 бюджетных учреждений, 13 казенных и 1 автономное, из них 8 учреждений социального обслуживания семьи и детей. Приоритетными задачами деятельности данных учреждений представляется в организации профилактической работы с семьями и детьми, профилактика и коррекция семейного неблагополучия, восстановление и сохранение утраченных семейных связей, предоставление комплексной помощи несовершеннолетним и членам их семей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. За 2017 год в учреждениях социального обслуживания семьи и детей получили социальные услуги 1,5 тыс. человек; в интернатных учреждениях системы образования — 2,7 тыс. чел., в т. ч., детей-сирот — 97 чел., детей, ставшихся без попечения родителей — 719 чел. [3].
Также в Курской области осуществляется работа по реализации муниципальных программ и проектов, направленных на улучшение качества жизни семей с детьми. Система социальной защиты семей с детьми в Курской области имеет достаточно проработанную нормативно-правовую базу, основанную на общефедеральном и региональном законодательстве.
Литература:
- Гаматаева, С. Х. К вопросу о сущности системы социальной защиты населения / С. Х. Гаматаева // Вопросы структуризации экономики. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-suschnosti-sistemy-sotsialnoy-zaschity-naseleniya (дата обращения 19.08.2018).
- О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 (ред. от 19.07.2018 г. № 444) [Электронный ресурс]: URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения 19.08.2018).
- О реализации государственной программы Курской области «Социальная поддержка граждан в Курской области» в 2017 году // Официальный сайт Администрации Курской области. — URL: http://adm.rkursk.ru/index.php?id=1287&mat_id=67264&query (дата обращения 21.08.2018)/
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018. [Электронный ресурс]: — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 22.08.2018).
- Холостова, Е. И. Социальная работа: история, теория и практика: учебник для бакалавров / Е. И. Холостова. — М.: Юрайт, 2017. — 905 с.