В статье рассматриваются основные особенности понятия педагогический процесс. В работе охарактеризована структура педагогического процесса. В данной статье описаны основные закономерности педагогического процесса.
Ключевые слова: педагогический процесс, закономерности, структура.
На протяжении всей своей профессиональной деятельности учитель целенаправленно и спонтанно, осознанно и не полностью осознавая это, постоянно работает над совершенствованием своего понимания учебного процесса. Разумеется, это не означает, что его представления об учебном процессе постоянно изменяются и только изменяются.
Вовсе нет, устойчивый образ учебного процесса всегда стоит перед глазами учителя. Однако для активной личности, стремящейся к совершенству и творчеству, ясно, что не может быть окончательного понимания столь сложного и многостороннего явления, каким является педагогический учебный процесс. Здесь нет предела для познания всех компонентов, структур и отношений учебного процесса и рефлексии относительно места и роли учителя в нем.
Педагогический процесс как предмет теории занимает центральное место в научном знании. В зависимости от понимания педагогом содержания педагогического процесса решаются те или иные задачи как практического, так и теоретического характера. В этом смысле педагогический процесс выражает сущностные стороны педагогической науки [1].
Педагогический процесс прежде всего является предметом изучения педагогики.
Педагогический процесс — целенаправленно организованная в рамках определенной системы совместная деятельность педагогов и воспитанников, посредством которой последним передается общественно-значимый опыт жизнедеятельности.
Педагогический (образовательный) процесс это:
– основа не только школьной жизни, но и многих других сфер личностного становления человека;
– образовательная среда, целенаправленно организуемая педагогом, во имя преобразования общественно значимого опыта человеческой деятельности в личностно значимый для воспитанника;
– явление, которое по своей целенаправленности — до конца продуманный, осмысленный процесс и потому всякого рода случайность, поверхностность и алогичность должны быть имманентно исключены [2];
– явление, которое не просто процессуально, но активно субъкт-объектно деятельностно.
В действительности, целостный педагогический процесс представляет собой сложно дифференцированную систему, функционирующую в общественной жизни на всех уровнях ее существования и развития. Это система разнокачественного, разнонаправленного и различным образом организованного взаимодействия людей, групп, общностей различного типа.
Категория «развитие» в педагогическом процессе, взаимодействуя с категориями обучение и воспитание, характеризуя целостность его компонентного состава, выполняет две функции: процессуального базиса (его «отправной точки») и результата обучающее-воспитывающих действий. Из чего следует, что категорию «развитие» мы должны видеть: и непосредственно в психофизических параметрах (здоровье воспитанника), и в познавательных (обученность), и в социальных (воспитанность).
Сущность целостного педагогического процесса — не его институциональная оформленность (она всегда различна), не его организационные принципы (они различны в зависимости от сферы осуществления) и не специально подготовленные люди и программы этого процесса (они тоже различны и зависят от сущностного проявления социума) и т. п. Сущность этого процесса — образование личности. Образование личности является одновременно сущностью, содержанием и «целью» целостного педагогического процесса.
Поэтому, говоря о педагогическом процессе как предмете педагогики, следует особо подчеркнуть его сущность и содержание, а не те или иные формы его осуществления, меняющиеся в зависимости от условия проявления сущности, — образования личности [3]. Под образованием личности понимается становление человека как личности, процесс формирования личности, совершенствование, процесс, который никогда не завершается. В этом смысле мы взяли в кавычки понятие цели в отношении образования личности. Цель здесь может рассматриваться как некий идеал совершенства, гармонии, целостности. Что касается промежуточных результатов процесса образования личности, о них можно говорить как об индивидуально–всеобщих состояниях педагогического процесса, являющихся результатом как многоцелевого, так и внецелевого (но тем не менее продуктивного), а также «внутрицелевого» осуществления. Ясно, что процесс образования личности является и может являться только самоцелью, и только в этом случае он будет иметь общественное значение и смысл.
Именно фундаментально разработанная педагогическая антропология, нацеленная на решение центральной проблемы образования целостной личности, должна лечь в основание педагогической науки, определяя содержание как общепедагогических проблем, так и проблематику дидактики и теории воспитания [3].
Конечно, содержание учебного процесса, и учебной деятельности в том числе, с нашей точки зрения, должно быть полностью подчинено формированию личности. И процесс воспитания и образования — это процесс воспитания и образования личности.
Можно даже говорить лишь об образовании личности, понимая под образованием и воспитание, и обучение, и в целом формирование личности. Все это, вместе взятое, и есть образование личности. Поэтому вроде бы не нужно трех слов, трех понятий. И в то же время есть особый, специальный смысл в этом разбиении единого процесса образования личности на три составляющие: воспитание, образование, формирование. И дело здесь не только в том, что понятие «образование личности» имеет как минимум два значения: становление (широкий смысл) и расширение интеллектуального потенциала за счет обогащения знаний, приобщения к миру научной мысли [2].
Структура педагогического процесса — это совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы. Компонентами педагогического процесса являются следующие: целевой — определение целей воспитания, обучения; содержательный — разработка содержания образования; операционно-деятельностный -процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса; оценочно-результативный — проверка, оценка и анализ результатов воспитания, обучения, суждение об эффективности процесса.
Закономерности педагогического процесса — это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса [1]. В такой сложной, большой и динамичной системе, как педагогический процесс, проявляется большое количество разнообразных связей и зависимостей. Среди общих закономерностей педагогического процесса выделяются следующие.
- Закономерность динамики педагогического процесса.
- Закономерность развития личности в педагогическом процессе.
- Закономерность управления учебно-воспитательным процессом.
- Закономерность стимулирования.
- Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе
- Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.
- Закономерность обусловленности педагогического процесса.
Изложенные закономерности не исчерпывают связи, действующие в педагогическом процессе. Последних гораздо больше, к изучению глубинных связей исследователи еще только подступают.
Таким образом, педагогический процесс — это целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации воспитанника.
Литература:
- Вербицкий А. А., Воспитание в современной образовательной парадигме / А. А. Вербицкий // Педагогика: журнал. — 2016. — No3. — С. 3–16.
- Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие длястудентов учреждений сред. проф. образования / М. Н. Гуслова. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 288 c.
- Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. — М.: Академия, 2008–224 с.
- Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачева, З. И. Шилкунова. — 2-е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. — 288 с.