Системы электронного документооборота в управлении информацией в бюджетных учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №35 (221) август 2018 г.

Дата публикации: 01.09.2018

Статья просмотрена: 874 раза

Библиографическое описание:

Чеботарь, А. О. Системы электронного документооборота в управлении информацией в бюджетных учреждениях / А. О. Чеботарь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 35 (221). — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/archive/221/52485/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье речь идет об особенностях систем управления документооборотом в управлении информацией в бюджетных учреждениях Российской Федерации. Автор обосновывает необходимость внедрения систем электронного документооборота в управлении информацией в бюджетных учреждениях, подкрепляя свои рассуждения ссылками на нормативно-правовые акты. Кроме того, автор анализирует отдельные примеры из практики внедрения систем управления электронным документооборотом в бюджетных учреждениях Российской Федерации за последние несколько лет. Помимо этого, автор дает краткую характеристику преимуществ и недостатков использования таких систем в бюджетных учреждениях. В заключении автор делает вывод о необходимости внедрения систем управления электронным документооборотом в управление информацией бюджетных учреждений, а также кратко перечисляет риски, с которыми может столкнуться бюджетное учреждение, использующее систему управления электронным документооборотом.

Ключевые слова: система управления электронным документооборотом, управление информацией, бюджетное учреждение, разработка и внедрение, государственный сектор, надежность электронных технологий, отчетность, электронный бюджет.

Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что та ситуация, которая сложилась с бюджетными учреждениями в Российской Федерации на настоящий период времени, характеризуется нарастающей оптимизацией рабочих процессов, которая, в свою очередь, направлена на улучшение управляемости деятельностью бюджетных учреждений с целью повышения качества услуг, оказываемых населению. В качестве основного инструмента для решения данной задачи выступает информатизация процессов документооборота и управления информацией.

В рамках современной парадигмы развития, от бюджетных учреждений требуется внедрение различных технологических инноваций, причем необходимость такого внедрения не зависит от вида деятельности бюджетного учреждения [2, С.68]. Разработка и последующее внедрение различных электронных технологических решений для бюджетных учреждений на данный момент выступает в качестве одного из основных инструментов технологических инноваций, которые показывают положительное влияние не только на увеличение результативности и эффективности управления информацией в бюджетных учреждениях, то также и способствуют решению множества текущих проблем управления бюджетными учреждениями [1].

Далее представляется целесообразным проанализировать практику применения различных систем управления электронным документооборотом в различных бюджетных учреждениях с точки зрения их эффективности в управлении информацией.

Так, например, к настоящему моменту такая электронная информационная система, как «Электронный бюджет» прошла уже несколько стадий разработки и внедрения. Концепция, определяющая идеологию такой системы, была одобрена семь лет назад — Распоряжением Правительства РФ от 20.07.2011 № 1275-р [6]. Механизм ее функционирования установили спустя четыре года — Постановлением Правительства РФ от 30.06.2015 № 658 [7]. Эти и другие документы стали основой для внедрения: органы власти (сначала федерального уровня, а затем и регионального) начали формировать документацию в «Электронном бюджете».

Необходимо отметить, что в данной системе, в частности, ведутся базовые перечни государственных и муниципальных услуг и работ, а также ведомственные перечни, созданные в отношении федеральных учреждений.

Одобряя Концепцию, Правительство РФ рекомендовало регионам и муниципальным образованиям руководствоваться ею при разработке собственных систем управления государственными (муниципальными) финансами. И, как правило, «на местах» при создании автоматизированных систем Концепцию брали за основу. Для лучшего понимания функций и задач данной системы, представляется целесообразным привести ее ключевые положения, которые состоят в следующем:

  1. Переход на юридически значимый электронный документооборот. Перевод в виртуальный вид всех документов, используемых в процессе создания информации о деятельности организаций госсектора (в том числе учреждений) и публично-правовых образований, — приоритетная задача, поставленная при внедрении «Электронного бюджета». Для обеспечения юридически значимого документооборота участники системы должны использовать усиленные квалифицированные электронные подписи. Соответственно, требуется идентификация (аутентификация) пользователей и регламентация их прав доступа к ресурсам системы.
  2. Применение единых реестров и классификаторов (перечней стандартизированной информации, необходимой для заполнения формуляров «Электронного бюджета») при создании документов. Это позволит минимизировать ввод данных с клавиатуры компьютера и исключить дублирование процедур сбора информации. То есть будет соблюден принцип однократности ее ввода.
  3. Автоматизация всех видов учета и отчетности. Заносимая информация должна обрабатываться в режиме реального времени средствами самой системы. Это повысит прозрачность и достоверность бухгалтерской и управленческой отчетности, сократит сроки ее представления, обеспечит оперативный доступ к внесенным данным.
  4. Объединение процессов планирования и исполнения бюджета (расходования средств). Например, учреждениям нужно вносить в систему информацию о плановых показателях деятельности и фактических финансовых результатах. Благодаря этому станет прозрачным сам процесс финансово-хозяйственной деятельности, а не только его конечные результаты [5].

Кроме данной системы, в бюджетных учреждениях Российской Федерации имеет место функционирование иных систем управления электронным документооборотом в управлении информацией, краткая характеристика которых приведена ниже.

Так, например, после прихода новой команды Минкомсвязи во главе в Н. Никифоровым в мае 2013 года на российском рынке электронного документооборота все заметнее становится активное продвижение облачной системы электронного документооборота (СЭД) «Практика» разработки казанской компании «Системы документооборота» [8]. Особенно это касается органов федеральной и региональной власти, в которых выбор системы документооборота зачастую проходит под давлением руководства и без учета их потребностей.

«Облачная» СЭД «Практика» представляет собой сервис для автоматизации делопроизводства. На сегодняшний день система предлагается как для государственных организаций, так и для бизнеса. Система является «облачной», то есть эксплуатировать ее можно без предварительной установки какого-либо специального программного обеспечения на ПК пользователей. Все электронные документы организации хранятся на специализированных серверах провайдера. Пользователь может получить доступ к документам в любой момент, с любого компьютера, независимо от своего местонахождения и участвовать в рабочем процессе даже при отсутствии на своем рабочем месте. Разработчиками заявляется, что СЭД «Практика» сегодня способна выполнять все стандартные операции с электронными документами: создание, регистрацию, рассмотрение, редактирование, согласование, электронную подпись, выдачу поручений по документам. Также она имеет возможность работы с мобильных устройств.

Однако, в системе можно заметить целый ряд принципиально важных недоработок и отсутствие существенных ключевых преимуществ, отличающих крепкую промышленную систему от данной разработки.

Так, в первую очередь, в системе не предусмотрена работа с бумажными документами: потоковое сканирование, журнал движения документов, реестр отправки, списание в архив и прочее, — все это в системе отсутствует и ведение параллельного документооборота (бумажного и электронного) в «Практике» невозможно [9]. Если в заведомо ограниченной среде госслужащих небольшого Татарстана переломить их привычки и заставить работать только с электронными документами в конце концов удалось, то в России в целом ситуация иная. В исторически сложившихся условиях пиетета и традиций работы с бумажными документами в России такая возможность просто необходима, хотя бы на следующие «переходные» года. Стоит отметить, что подобная функциональность является стандартной для промышленных систем российских разработчиков, к примеру, она имеется в СЭД «ДЕЛО» компании «Электронные офисные системы» (ЭОС), CompanyMedia «ИнтерТраста», одноименных систем разработчиков Docsvision и Directum.

Другим существенным минусом СЭД «Практика» является невозможность ее доработки собственными силами заказчика и отсутствие вообще каких-либо средств самостоятельной интеграции. За любыми дополнительными настройками придется обращаться к разработчикам, а это, естественно, будет стоить дополнительных ресурсов. Если говорить о разработчиках, то необходимо отметить, что команда программистов, работающих над системой, сравнительно невелика, — по некоторым данным, не более 15 человек. Поэтому специалисты компании «Системы документооборота» трудятся над достаточно узким кругом задач и проектов, по сравнению с крупными компаниями (большинство из них занято доработкой системы для Москвы), что не может не отражаться на функционале системы и скорости внедрения проектов. Именно отсутствие вообще какой бы то ни было реакции на любые пожелания региональных заказчиков, ИТ-бюджеты которых не идут ни в какое сравнение со столичными, и вызывает столь резкое отторжение системы за пределами Татарстана и Москвы [9].

Третьим недостатком системы является ее «облачность», хотя для небольших компаний это, скорее, представляется преимуществом. Сервера разработчика «Практики» — компании «Системы документооборота» располагаются в казанском «ИТ-парке», что в условиях отсутствия в России надежных магистральных каналов, создает угрозы стабильной работы распределенных систем на ее основе. Соответственно, понимая это, предприимчивые татарские разработчики используют следующую модель ценообразования. На сайте компании размещается «красивая» цифра в 5250 рублей за подписку на одного пользователя в месяц, а стоимость серверной версии «Практики» с размещением ее на серверах заказчика просто не указывается («Индивидуальные решения для особых клиентов»). По предварительным данным, ее стоимость составляет не менее 15 млн. руб., — такими ИТ-бюджетами регионы просто не располагают.

Еще одна широко распространенная система управления электронным документооборотом, применяемая в бюджетных учреждениях — «ДЕЛО». Так, например, с 2011 года государственный музей-заповедник «Петергоф» работает в системе электронного документооборота «ДЕЛО». Первый этап внедрения этого решения компании «Электронные Офисные Системы» был завершен в конце 2011 года, а в 2014 году для новых пользователей СЭД заказчик закупил дополнительные рабочие места [8]. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник «Петергоф» — всемирно известный музейный комплекс, визит в который является обязательным пунктом в программе любого туриста, приезжающего в «северную столицу» России — город Санкт-Петербург. Справляться с огромным потоком туристов коллективу музея помогает эффективная организация деятельности комплекса, в том числе с помощью внедрения современных информационных технологий и новых программных продуктов. Проект по созданию в ГМЗ «Петергоф» системы электронного документооборота ведет партнер ЭОС в Санкт-Петербурге — компания «Офис-Док».

Крупнейшая проектная организация России ОАО «Гипрогазцентр» в 2015 году оптимизировала согласование проектных договоров и автоматизировала процессы передачи данных о договорной деятельности из ECM-системы DIRECTUM в системы головной организации — ОАО «Газпром». Для автоматизации процесса согласования договоров НТП на базе системы DIRECTUM потребовалась настройка типового маршрута и шаблона листа согласования. В ходе согласования автоматически собирается комплект документов: договор, техническое задание, смета, календарный план и прочие. Для решения задачи по формированию и выгрузке планов закупок необходимо было оптимизировать уже существующий в DIRECTUM процесс планирования бюджета и формирования плана конкурентных закупок. Теперь при формировании бюджетных заявок ответственные сразу же детализируют закупки до максимально возможного уровня, что позволяет после сформировать не только планы всех закупок, но и спецификации к позициям планов.

В конце октября 2015 года компания «КС-Консалтинг», партнер ЭОС в Сибири и на Дальнем Востоке, завершила все работы в рамках проекта по внедрению системы электронного документооборота «ДЕЛО» в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Барнаул). Проект предусматривал установку рабочих мест СЭД «ДЕЛО» в приемной, канцелярии и основных отделах учреждения, а также обучение пользователей. Система документооборота автоматизирует регистрацию основных групп документов с прикреплением к регистрационной карточке их электронных образов, дает возможность отслеживать сроки исполнения документов, поступающих из вышестоящих организаций, а также поручений, вынесенных Главным врачом, хранит базу данных электронных документов с сохранением истории их изменений, предоставляя пользователю актуальную информацию о статусе документа, формирует отчетов по документообороту [8].

Таким образом, на основании исследования, проведенного в рамках данной темы, можно прийти к ряду выводов относительно особенностей систем управления электронным документооборотом в управлении информацией в бюджетных учреждениях, а именно:

  1. Внедрение систем управления электронным документооборотом в деятельность бюджетных учреждений, которое, как правило, происходит одновременно с совершенствованием рабочих процессов бюджетного учреждения, можно проводить весьма эффективно. Однако, необходимо отметить, что сроки данного процесса могут быть значительно растянуты по времени несмотря на то, что автоматизация документирования выступает в качестве первоочередной задачи, имеющей самостоятельную ценность для бюджетного учреждения, причем ее значимость во многих случаях требует формирования отдельного подразделения, которое будет заниматься документационным обеспечением управления в электронной форме.
  2. Эффективность внедрения системы управления электронным документооборотом в управлении информацией в бюджетном учреждении может оказаться настолько значительной, что, при следовании правильно выбранной стратегии информатизации, полноценное функционирование бюджетного учреждения станет возможным даже в условиях весьма ограниченного государственного финансирования.
  3. В настоящий период времени существует тотальная зависимость рабочих процессов бюджетного учреждения от надежности таких информационных технологий, как системы управления электронным документооборотом в рамках управления информацией, поскольку в современных условиях бюджетное учреждение уже не может в полной мере выполнять свои функции в полном объеме без отлаженной системы управления электронным документооборотом. В силу данной причины необходимо, чтобы в бюджетном учреждении был разработан регламент работы при условии отказа системы управления электронным документооборотом в рамках чрезвычайных условий. Разработка и введение в действие такого регламента являются тем более важными, что существует множество угроз нормальному функционированию систем управления электронным документооборотом, которые находятся вне рамок компетенции конкретного бюджетного учреждения. К таким угрозам можно, например, отнести природные катаклизмы, недостаточную надежность источников энергии, негарантированную надежность сетевого обеспечения за пределами бюджетного учреждения и др.

Литература:

  1. Бикеева М. В., Кислякова А. С. Роль системы электронного документооборота для современного предприятия. — 22.05.2017. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://edrj.ru/article/38–05–17. Дата обращения: 26.08.2018.
  2. Гайдышев И. П., Сергеенко А. С. Правовые, экономические и философские аспекты использования программного обеспечения бюджетным учреждением в современных условиях. В кн.: Россия сегодня: тенденции и альтернативы развития: Материалы III международной научно-практической конференции. Курган: Курганский филиал Уральского института экономики, управления и права. — 2015. — Т. 1. — С. 67–71.
  3. Гайдышев И. П., Губин А. В., Кобызев А. Е., Косинцев С. В., Сергеенко А. С. Проблемы внедрения систем электронного документооборота в медицинском бюджетном учреждении // Здравоохранение Российской Федерации. — 2016. — № 60 (5). — С. 273–276.
  4. Зайцева Г. Г. «Электронный бюджет» дошел до учреждений. — Электронный ресурс. — Режим доступа: https://www.audar-urist.ru/articles/205/elektronnyi-budzhet. Дата обращения: 26.08.2018.
  5. О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»: Распоряжение Правительства РФ от 20.07.2011 № 1275-р: по сост. на 03.03.2017 // СЗ РФ. — 01.08.2011. — № 31. — Ст. 4773.
  6. О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет»: Постановление Правительства РФ от 30.06.2015 № 658: по сост. на 03.07.2017 // СЗ РФ. — 13.07.2015. — № 28. — Ст. 4228.
  7. СЭД для бюджетных учреждений — обзор, рейтинг. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.doc-online.ru/tags/sed_dlja_byudzhetnyh_uchrezhdenij/. Дата обращения: 26.08.2018.
  8. СЭД «Практика» как пример нерыночного продвижения. — 18.11.2013. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.doc-online.ru/news/15301/. Дата обращения: 26.08.2018.
Основные термины (генерируются автоматически): электронный документооборот, бюджетное учреждение, управление информацией, DIRECTUM, система, учреждение, Российская Федерация, система управления, документ, Россия.


Ключевые слова

отчетность, государственный сектор, бюджетное учреждение, система управления электронным документооборотом, управление информацией, разработка и внедрение, надежность электронных технологий, электронный бюджет

Похожие статьи

Разработка автоматизированной системы учета и формирование реестров по оказанной медицинской помощи по программе ОМС

Рациональное использование информационных технологий в здравоохранении является актуальной задачей для медиков и регламентировано в основополагающих нормативных документах. К медицинским учреждениям предъявляется огромное количество требований в обла...

Преимущества и недостатки внедрения цифрового документооборота при ведении исполнительной документации

Данная статья рассматривает преимущества и недостатки внедрения цифрового документооборота, а также порядок и методы внедрения электронной исполнительной документации в организации. Цифровой документооборот становится все более важным элементом совре...

Возможности применения процессного подхода к совершенствованию государственных услуг в РФ (на примере государственной услуги по выдаче лицензии на оружие)

Статья посвящена проблеме применения процессного подхода в целях совершенствования и оптимизации государственных услуг при их переводе в электронную форму. Государственная услуга рассматривается как бизнес-процесс, аналогичный существующим в коммерче...

Совершенствование межведомственного взаимодействия в условиях цифровизации: электронное правительство как инструмент модернизации государственного управления

В статье поднимается вопрос рассмотрения «электронного правительства» как способа модернизации государственного управления. Организатор формирования информационного общества и системы «электронного правительства» — государство, где электронное правит...

Особенности цифровой трансформации и внедрения процессного подхода в управлении в государственных бюджетных учреждениях

В статье рассматривается важность перехода от функционального к процессному подходу в управлении в государственных бюджетных учреждениях как федеральных, так и региональных, предлагаются некоторые общие рекомендации. Также рассматривается взаимосвязь...

Направления совершенствования документационного обеспечения управления в муниципальных органах власти

В настоящей статье представлен анализ мероприятий по рационализации делопроизводства и совершенствованию документооборота в муниципальных органах управления. На примере администрации муниципального образования город Краснодар автор показывает, что в ...

Актуальные проблемы развития дистанционного банковского обслуживания в России

Любая финансовая организация нацелена на максимально оперативное и качественное оказание услуг клиентам. Данные потребности банковский сектор научился удовлетворять с помощью внедрения цифровых технологий в финансовый процесс. Целью исследования выс...

Анализ информационных систем в гостиничном бизнесе РФ

Статья посвящена анализу рынка индустрии гостеприимства и информационных систем (ИС), используемых в гостиницах Российской Федерации. Отражены причины для развития отечественных ИС. Рассмотрены основные аспекты ИС, включая их тип, особенности, преиму...

Совершенствование деятельности многофункциональных центров как условие повышения качества государственных услуг на региональном уровне

Данная статья рассматривает вопрос о совершенствовании деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг (МФЦ) на региональном уровне и их влияние на качество предоставляемых государственных услуг. Автор анализирует текуще...

Использование шкал ECERS-R при оценке качества образовательной среды

В статье поднимаются вопросы современном дошкольном образовании, приоритетных задачах, качестве образовательной среды и сложностях оценки ее качества. В частности, рассказывается о современном и универсальном методе оценки качества образовательной ср...

Похожие статьи

Разработка автоматизированной системы учета и формирование реестров по оказанной медицинской помощи по программе ОМС

Рациональное использование информационных технологий в здравоохранении является актуальной задачей для медиков и регламентировано в основополагающих нормативных документах. К медицинским учреждениям предъявляется огромное количество требований в обла...

Преимущества и недостатки внедрения цифрового документооборота при ведении исполнительной документации

Данная статья рассматривает преимущества и недостатки внедрения цифрового документооборота, а также порядок и методы внедрения электронной исполнительной документации в организации. Цифровой документооборот становится все более важным элементом совре...

Возможности применения процессного подхода к совершенствованию государственных услуг в РФ (на примере государственной услуги по выдаче лицензии на оружие)

Статья посвящена проблеме применения процессного подхода в целях совершенствования и оптимизации государственных услуг при их переводе в электронную форму. Государственная услуга рассматривается как бизнес-процесс, аналогичный существующим в коммерче...

Совершенствование межведомственного взаимодействия в условиях цифровизации: электронное правительство как инструмент модернизации государственного управления

В статье поднимается вопрос рассмотрения «электронного правительства» как способа модернизации государственного управления. Организатор формирования информационного общества и системы «электронного правительства» — государство, где электронное правит...

Особенности цифровой трансформации и внедрения процессного подхода в управлении в государственных бюджетных учреждениях

В статье рассматривается важность перехода от функционального к процессному подходу в управлении в государственных бюджетных учреждениях как федеральных, так и региональных, предлагаются некоторые общие рекомендации. Также рассматривается взаимосвязь...

Направления совершенствования документационного обеспечения управления в муниципальных органах власти

В настоящей статье представлен анализ мероприятий по рационализации делопроизводства и совершенствованию документооборота в муниципальных органах управления. На примере администрации муниципального образования город Краснодар автор показывает, что в ...

Актуальные проблемы развития дистанционного банковского обслуживания в России

Любая финансовая организация нацелена на максимально оперативное и качественное оказание услуг клиентам. Данные потребности банковский сектор научился удовлетворять с помощью внедрения цифровых технологий в финансовый процесс. Целью исследования выс...

Анализ информационных систем в гостиничном бизнесе РФ

Статья посвящена анализу рынка индустрии гостеприимства и информационных систем (ИС), используемых в гостиницах Российской Федерации. Отражены причины для развития отечественных ИС. Рассмотрены основные аспекты ИС, включая их тип, особенности, преиму...

Совершенствование деятельности многофункциональных центров как условие повышения качества государственных услуг на региональном уровне

Данная статья рассматривает вопрос о совершенствовании деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг (МФЦ) на региональном уровне и их влияние на качество предоставляемых государственных услуг. Автор анализирует текуще...

Использование шкал ECERS-R при оценке качества образовательной среды

В статье поднимаются вопросы современном дошкольном образовании, приоритетных задачах, качестве образовательной среды и сложностях оценки ее качества. В частности, рассказывается о современном и универсальном методе оценки качества образовательной ср...

Задать вопрос