В статье рассмотрены особенности формирования финансового плана в качестве основы стратегического финансового планирования предприятия, определены преимущества и недостатки использования финансового плана на предприятиях железнодорожного транспорта, предложены меры по совершенствованию финансового планирования в организации.
Ключевые слова: финансовый план, денежные средства, планирование, эффективность, железнодорожный транспорт.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что без использования финансового плана предприятия трудно обеспечить устойчивое финансовое состояние в будущем, сформировать достаточный объем финансовых ресурсов на развитие при минимальных затратах, а следовательно, достичь конкурентоспособности на рынке. С помощью финансового планирования и прогнозирования конкретизируются намеченные прогнозы, определяются взаимосвязанные задачи и последовательность их реализации в достижении выбранной цели. Однако не многие предприятия могут построить систему финансового планирования таким образом, чтобы она позволяла определять точные результаты.
Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его деятельности в предстоящем периоде [2, с. 59].
Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы, которые формируются в процессе создания и распределения валового национального продукта.
Субъектом финансового планирования является отдельные предприятия, учреждения, организации и граждане, которые анализируют финансовые ресурсы для их эффективного использования.
Цели финансового планирования предприятия зависят от выбранных критериев принятия финансовых решений [5, с. 87]:
1) увеличение сбыта;
2) рост прибыли;
3) максимизация собственности владельцев бизнеса.
Финансовое планирование в организации выполняет следующие задачи:
- проверяет согласованность поставленных целей и их осуществимость;
- конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;
- выявляет резервы роста доходов и способы их мобилизации;
- обеспечивает воспроизводственный процесс необходимыми источниками финансирования;
- определяет формы наиболее эффективного использования финансовых ресурсов;
- обеспечивает соблюдение интересов инвесторов, кредиторов и государства;
- определяет программы мероприятий и проведение их в случае наступления неблагоприятных событий;
- осуществляет контроль за финансовым состоянием организации.
Инструментом финансового планирования является финансовый план предприятия.
Финансовый план — это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующих баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период [1, с. 18]. Советы директоров крупных акционерных обществ утверждают финансовые планы в качестве целевых параметров работы предприятия на выбранный отрезок времени.
Следует отметить, что крупнейшие монополии, к которым относится и ОАО «Российские железные дороги», сохраняют теорию и практику подмены финансового планирования бюджетированием, что не соответствует современным требованиям. При разработке финансовых планов формально применяется балансовый метод (баланс доходов и затрат) и в качестве главной его цели выступает требование обеспечения высокой прибыльности железнодорожного транспорта [6, с. 802].
Суть балансового метода планирования финансовых показателей — через баланс согласовываются существующие в наличии финансовые ресурсы и реальная надобность в них. К примеру, балансовая увязка по денежным фондам исчисляется по формуле 1.
Онп + П = Р + Окп, (1)
где Онп — остаток средств фонда на начало расчетного периода;
П — поступление средств в фонды;
Р — расходование средств фонда;
Окп — остаток средств фонда на конец расчетного периода [2, с. 96].
По нашему мнению, существующий подход к финансовому планированию не является эффективным, так как финансовый план должен не только увязывать доходы и затраты железнодорожного транспорта, но и определять финансовые цели и устанавливать степень соответствия этих целей текущему финансовому положению железнодорожной отрасли.
Кондаурова Л. А. выделила недостатки существующей системы финансового планирования в ОАО «Российские железные дороги» [3, с. 23]:
– планирование только доходов и затрат с разбивкой по видам деятельности, службам, источникам поступления и направления затрат;
– сбалансированность финансовых планов осуществляется посредством перераспределения финансовых средств в рамках отрасли;
– отсутствует согласованность производственных и финансовых показателей деятельности.
Положительной стороной финансового плана ОАО «РЖД» является то, что в цели планирования включается достижение финансовой устойчивости, поэтому регулярно проводится глубокая оценка финансового состояния.
Денежные средства, доходы, расходы, активы (за исключением денежных средств), обязательства и капитал представляют собой исчерпывающую совокупность элементов, своего рода «кирпичиков», из которых строится система финансовых планов предприятия. Принцип представления финансовых планов предприятия в виде сочетания данных элементов показан в таблице 1.
Таблица 1
Элементы финансового планирования [5, с. 88]
Планы |
Элементы планирования |
|||||
Денежные средства |
Доходы |
Расходы |
Активы |
Обязательства |
Капитал |
|
План движения денежных средств |
+ |
|||||
План продаж |
+ |
|||||
План операционных расходов |
+ |
|||||
План капитальных вложений |
+ |
|||||
Кредитный план |
+ |
|||||
План выплаты дивидендов |
+ |
|||||
План доходов и расходов |
+ |
+ |
||||
План распределения чистой прибыли |
+ |
+ |
+ |
|||
Следует отметить, что ввиду отсутствия унифицированных форм и видов финансовых планов (кроме рекомендованных для государственных организаций) реальный сектор экономики самостоятельно формирует такую систему, формы и виды ее отдельных документов. Эта задача не всегда эффективно решается предприятиями, негативно влияет на качество финансовых планов, создает препятствия для решения отдельных задач его развития [4, с. 76]. Поэтому возникает потребность в обосновании методологических основ типологии финансовых планов, которая лежит в теоретической плоскости, но имеет большое практическое значение, так как создает предпосылки для формирования в организации взаимосогласованных, сбалансированных документов в системе финансового планирования. Это требует четкого определения критериев классификации финансовых планов и их ранжирование.
Для совершенствования финансового планирования на предприятиях железнодорожного транспорта предлагается разделение структуры финансового плана, выделение в нем 2-ух составных частей:
- Операционный финансовый план (годовой).
- Капитальный финансовый план (пятилетний).
Трехлетний финансовый план, формируемый в настоящее время в компании, в данном случае можно исключить, так как все стратегические инициативы будут включены в пятилетний план, а реализацию отдельных этапов стратегии, наряду с ликвидацией «узких» мест и достижением оперативной финансовой устойчивости, включают в себя годовые планы.
По мнению автора, в операционном финансовом плане ОАО «РЖД» целесообразно установить требование поддержания минимального остатка денежных средств для удовлетворения операционных надобностей. Данное требование обуславливается сезонностью работы, капитальных затрат и обслуживания долговых обязательств.
Цель капитального финансового плана — планирование капитальных инвестиций в максимально прибыльные инвестиционные проекты, позволяющие поддерживать и развивать инфраструктуру железнодорожного транспорта. Для этого как дополнение к пятилетнему финансовому плану, в ОАО «Российские железные дороги» предлагается разрабатывать следующие планы:
– план ремонта, в котором раскрываются средства, необходимые для развития инфраструктуры, улучшения оборудования и подвижного состава;
– план обновления и приобретения подвижного состава, в котором систематизируются возможные источники финансирования новых приобретений;
– план модернизации информационных технологий, который систематизирует необходимые инвестиции и служит основой для учета капитальных затрат на информационные технологии.
Необходимость такой детализации капитального финансового плана связана с общими проблемами железнодорожного транспорта: необходимостью обновления и замены физически и морально устаревшего оборудования, обеспечения безопасности пассажирских перевозок, а также с различными правовыми требованиями.
Составление отдельных финансовых планов для ремонтов, обновления подвижного состава, инфраструктуры и модернизации информационных технологий является целесообразным, т. к. позволит более рационально учитывать в пятилетнем и годовом финансовых планах долгосрочные потребности ОАО «РЖД» в обновлении основных средств, а также последовательно ликвидировать отставание отложенных инвестиций для инфраструктуры и подвижного состава.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что структура финансового плана, предлагаемая для предприятий железнодорожного транспорта, является оптимальной, делает более прозрачным движение денежных средств и позволяет руководству компании эффективно руководить доходами, расходами и долговыми обязательствами. В особенности, если будет соблюдаться принцип согласованности операционного и капитального финансовых планов.
Литература:
- Биджев К. С., Глотова И. И. Финансовое планирование и прогнозирование // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016.
- Козенкова Т. А. Методология и концепция управления финансами интегрированных структур. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг». 2014.
- Кондаурова Л. А. Современные проблемы финансового планирования на предприятиях железнодорожного транспорта / Л. А. Кондаурова // Сибирская Финансовая Школа, 2013. — Вып. 3. — С. 23–27
- Кюрджиев С. П., Мамбетова А. А., Пешкова Е. П. Оптимизационные процедуры подготовки финансовых планов организации//Финансовые исследования. 2017. № 3 (56). С. 76–84.
- Филатова Т. В. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Филатова Т. В. — М.: ИНФРА-М Издательский Дом, 2016.
- Экономика железнодорожного транспорта: Учеб. для вузов ж.-д. транспорта / Н. П. Терёшина, В. Г. Галабурда, М. Ф. Трихунков и др.; Под ред. Н. П. Терёшиной, Б. М. Лапидуса, М. Ф. Трихункова. — М.: УМЦ ЖДТ, 2016.