Рассматриваемая тема интересна тем, что можно проследить развитие, раскрыть историю такой науки как психология. Охватывая большой исторический период, тема раскрывает перед нами галерею выдающихся личностей, живших и творивших в различные эпохи, их философские, психологические и педагогические мысли, внесшие весомый вклад в развитие этой науки.
Стремясь охватить панораму развития психологии, основное внимание нами было уделено истории наук, когда ход научного процесса подготавливал некое новое качество, которое находит понятие в новых понятиях и формах.
Психология неразрывно связана с формированием сознания будущего поколения.
Психология наука и очень старая, и очень молодая. Первые научные представления о психологии возникли в рабовладельческом обществе древних рабовладельческих государств (Индия, Китай, Египет, Вавилон, Греция) возникнув в недрах философии в противовес религиозному догмату о душе как особой сущности, внешним и случайным образом связанной с телом. Развитие этих представлений стимулировали запросы общественной практики, лечения и воспитания. Древние врачи установили, что органом психики является мозг и выработали учение о темпераментах. Первое систематическое изложение психологических явлений было предпринято древнегреческим ученым Аристотелем около 2500 лет назад. Вершиной психологии в период античности явилось учение Аристотеля (Трактат «О душе») в котором душа трактуется как форма организации способного к жизни материального тела (а не как вещество или бесплотная сущность). Первоначально душа представлялась одним из видов вещества: «Душа как- огонь» (Гераклит, Демокрит), воздух (Анаксимен), смещение четырех элементов(Эмпедокл) и др. [1, с. 95] Аристотель изложил первую систему психологических понятий, выработанных на основе объективного и генетического методов и поэтому его считают основателем психологии. В феодальную эпоху развития психологии как науки резко замедлилось, но не прекратилось. Прогрессивные врачи и мыслители арабоязычного мира (Ибн Сина (Авиценна) Ибн аль Хайсам, Ибн Раид и др.) подготовили своими идеями последующий расцвет естественнонаучной психологии в Западной Европе, где с зарождением капитализма укрепляется стремление исследовать человека опытным путём как природное существо, поведение которого подчиняется естественным законам (Леонардо да Винчи, Х. Л. Вивес, Х. Уарте и др.)
Как самостоятельная наука психология сложилась около 250 лет назад. Она фигурировала под другим названием. Её называли ментальной[1] [2, с.3] философией. Социально экономические преобразования обусловили прогресс психологического мышления, обогатившегося в XVIII веке рядом фундаментальных категорий. Р.Декарт открывает рефлекторную природу поведения, а понятие о душе преобразует в нетеологическое понятие о создании как непосредственном знании субъекта о собственных психических актах.
Декарт отождествлял «рефлексию» со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного.
Дж. Локк разделил ощущение и рефлекс, трактуя последнюю как источник знания (внутренний опыт в отличии от внешнего, основанного га свидетельствах органов чувств).
Иной взгляд на психику, взгляд физиолога был предложен И. М. Сеченовым в «Рефлексах головного мозга»[2] (1963)-что нет ни одного процесса мысли, который не выражался бы теми или иными объективными проявлениями. Мировая психология в целом интенсивно развивалась в различных направлениях.
Приоритетным направлением становится познание личности и социальной сферы проявления её активности. Одновременно идёт процесс специализации психологического знания.
Психология изучает как происходит процесс преобразования внешних воздействий во внутреннее психологическое состояние субъекта.
Психология изучает закономерности проявления и развития психики человека. Психика возникла в глубокой древности на самой высокой ступени развития материального мира, на стадии появления живых существ: животного и человека. В ходе эволюции животных формировался специальный орган психики нервная система, имеющая историю и рефлекторную по своему типу.
Каждому из нас доставляет удовольствие хорошая книга, красивая мелодия, прекрасное произведение живописи, порой на нас действуют явления природы: пугаемся грома, скучаем в дождливую погоду и радуемся солнцу. Видя предметы, мы рассматриваем их выражаем свое недовольство, возмущаемся, волнуемся.
Одно мы забываем, другое запоминаем. Это всё явления психики которые можно определить термином «Сенсуализм» (от лат.sensus- чувство, ощущение).
Развитие психики характеризуется необходимым характером изменений, направленностью (т. е. способностью к накапливанию изменений, «настраиванию» новых изменений над предшествующими) и их закономерным характером.
Развитие психики в XIX веке разрабатывалась в детской психологии, зоопсихологии, исторической психологии, испытывая на себе влияние эволюционного ученого Ч. Дарвина.
В дальнейшем развитие психологии происходило через труды Б. М. Бетерёва и И. П. Павлова, которые оказали влияние на разработку объективных методов в мировой психологической науке. К основным методам психологии относится наблюдение и эксперимент, в которых главными темами являются ощущения и время реакции (Ф. Дондерс), а затем -ассоциации (Г.Эбингауз), внимание (Дж. Кеттел).
Психология — изучает познавательные психические процессы и различные свойства личности- темперамент, характер, способности, потребности и интерес.
Важнейшая задача психологии — это раскрытие психологических закономерностей формирование человека как личности и изучение психологической сущности деятельности человека (т. е. связь субъекта с миром). Психология тесно связана как с общественными, так и естественными науками как: История, Философия, Литература, Социология и Педагогика.
Серьезное воздействие на дальнейшее развитие психологии оказала современная научно-техническая революция. Компьютеризация некоторых функций увеличила возможности достижения психологических исследований.
Современная деятельность психологии разнообразна и многогранна. Мир меняется. Меняется система ценностных ориентаций и умонастроений в обществе. Меняется роль психологии, которая вынуждена пересматривать свои базовые категории, методы исследовательской и диагностической работы.
Отличительная черта современного общества — рост интереса людей к психологической науке, лежащей в основе всех других наук составляющих человеческую цивилизацию.
Литература:
- «Психология» В. А. Крутецкой, Москва «Просвещение»-1974 г.
- Психология К. К. Платонов, Г. Г. Голубев,Москва -1973
- «Управленческая Педагогика и Психология» Г. М. Ахмедов,А. В. Гасанов, Г. Б. Байрамов, Г. Г. Ахмедов Баку-АМУ-2003г.
- «История психологии» М. Г. Ярошевский, Москва «Мысль» -1976г
- «Общая психология» В. В. Богословский, А. Г. Ковалев, А. А. Степанов Москва- 1973г.
- Краткий психологический словарь А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, Москва «Политиздат» 1985 г.
- Словарь иностранных слов И. В. Лехин, С. М. Локшина и проф. Ф. Н. Петров, Москва -1955 г.
[1] Ментальный (от лат. Mental-психический)
[2] Однако в психологии продолжали развиваться и др. подходы, как например культурологический (Кавалин К. Д. «Задачи психологии» 1972), метафизический (Дебальский Н. Т. «Лекции по психологии»1886г.), трансцендентального реализма (Челепанов Г.И «Мозг и душа»1980г.). Психология «Проект» А. А. Крылов 1999г.