Предприниматели, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остроконкурентной рыночной системы, должны способствовать обеспечению государственных или общественных потребностей. В этой ситуации государственный контроль и надзор, в большей степени, направлен на недопущение нарушения законных прав и интересов третьих лиц при достижении предпринимателями своих частных целей. В данной статье рассмотрены и проанализированы правовые принципы предпринимательства, а также выявлены их особенности.
Ключевые слова: предпринимательство, принцип, правовой принцип, конституция РФ, экономический принцип.
Современный рынок характеризуется неограниченным числом участников отношений купли-продажи, свободным доступом, равенством сторон и их взаимной независимостью (хозяйственной самостоятельностью). При этом рынок существует в условиях конкуренции. Конкурентная рыночная экономика содержит стимулы для технического прогресса и поиска инновационных форм товарообмена и оптимальных, ресурсосберегающих способов удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей.
Предпринимательская деятельность есть непростая общественная категория, представляющая большую значимость для экономики и права. Ввиду этого общество и государство посредством законодательства и практики его применения должны обеспечить необходимую нормативную и правоприменительную базу для предпринимательства, как основного источника удовлетворения потребительского спроса и пополнения федерального, регионального бюджета. Задача проводимых в стране преобразований в рамках правовых реформ — создать условия гармоничного развития предпринимательского сектора экономики, особенно в промышленности и других социально значимых отраслях хозяйствования.
В современных условиях роль малого предпринимательства трудно переоценить. Оно не только способствует оптимизации структуры рынка и содействует росту занятости населения, но и формирует значительную часть валового внутреннего продукта. Экономические преобразования, проводимые в России в последние годы, во многом связаны с формированием и развитием малого и среднего предпринимательства. Однако если в экономически развитых странах на долю малых предприятий приходится до 70 % объема произведенной промышленной продукции, то в России этот показатель не превышает 20 %, что говорит о существенных проблемах развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
Рассмотрим правовые принципы предпринимательства.
Под правовыми принципами понимаются исходные положения, основополагающее начало, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование общественных отношений. Характерной особенностью правовых принципов является то, что они находит свое отражение и закрепление в нормах действующего законодательства, а не являются чем-то идеологическим и абстрактным.
В первую очередь, это конституционный принцип экономической свободы предпринимательской деятельности. «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности» (ст. 34 Конституции РФ). Этот принцип прослеживается и в других статьях Конституции (ст. 8, 34, 35, 74, 75 и др.) [1], а также развит в Гражданском Кодексе РФ (ст.1, 49, 421 ГК РФ) [2] и других законодательных актах.
Однако свобода предпринимательской деятельности не абсолютна и может быть ограничена законодательством в общественных интересах. Такими ограничителями являются, например, лицензирование отдельных видов деятельности, обязательная сертификация и т. п., используемые для предварительного контроля за хозяйственной деятельностью. Но при этом важно, чтобы ограничительные меры были соразмерными конституционно значимым целям и не создавать препятствии экономической самостоятельности и инициативе граждан
Во-вторых, это принцип признания многообразия и юридического равенства форм собственности. Данный принцип также закреплен в Конституции РФ (ст. 8, 9, 34, 35) [1].
Третьим назовем принцип единого экономического пространства. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 8, 74) [1] в нашем государстве закреплено «свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств».
Единство экономического пространства также предполагает единую нормативно-правовую базу с верховенством федерального законодательства в системе источников регулирования предпринимательской деятельности, отсутствие законодательных ограничений свободы выбора контрагента в зависимости от региона его регистрации, единую денежную единицу и централизованную денежную эмиссию.
Четвертый принцип — это конституционный принцип справедливости, проявляющийся в соблюдении баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Согласовывать интересы предпринимателей и общества призваны различные меры государственного регулирования экономики, которые могут быть прямыми — директивными (установление запретов и т. п.) и косвенными — экономическими (льготное налогообложение и др.).
Формы и степень вмешательства государства в экономические процессы могут значительно отличаться в зависимости от политических условий, уровня экономического и социального развития, исторических и национальных традиций. В нашей стране, в связи с переходом от плановой экономики к рыночной, произошел пересмотр системы государственного регулирования хозяйственной деятельности — на смену многим прямым административным мерам воздействия пришли экономические.
Федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного регулирования предпринимательской деятельности, вместе с тем установил правило о недопустимости произвольного вмешательства кого-либо (в том числе государства) в частные дела (п. 1 ст. 1 ГК РФ) [2].
Пятый принцип — принцип свободы конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный принцип также закреплен в Конституции РФ (ст. 8, 34) [1] и получил развитие в целом ряде законодательных актов о защите конкуренции на товарном и финансовом рынках и об ограничении монополистической деятельности (ст. 10 ГК РФ, ФЗ № 135 от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции», ФЗ № 147 от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях» и др.) [2].
Данный принцип является стержнем развития рыночной экономики. Он защищает добросовестную конкуренцию (борьбу между производителями продукции, имеющую цель обеспечить более полное удовлетворение разнообразных потребностей потребителей) и не позволяет допускать злоупотреблений за счет доминирующего положения на рынке.
И, наконец, шестой принцип — принцип законности. Сущность данного принципа заключается не только в требовании строгого и неукоснительного соблюдения всеми субъектами права законов, но и в гарантии зашиты интересов граждан и юридических лиц, а также охраны правопорядка в целом от любого произвола.
Защита нарушенных или оспариваемых прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, определяемой процессуальным законодательством, судом, арбитражным судом или третейским судом, а также в административном порядке в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (например, обжалование действий государственного органа при отказе в выдаче лицензии). В случаях, предусмотренных законом, нормативные акты государственных органов или органов местного самоуправления также могут быть признаны недействительными в порядке судебного обжалования.
Судебную власть при разрешении возникающих в сфере предпринимательства споров осуществляет арбитражный суд. В определенных законом случаях предпринимательский спор, подведомственный арбитражному суду, по соглашению сторон может быть передан на разрешение третейского суда.
Принцип законности также призван обеспечивать стабильность правовой среды, и предполагает непротиворечивость нормативных актов, относящихся к вопросам регулирования предпринимательской деятельности.
Таким образом, особенностями правовых принципов предпринимательства является их обязательная применимость и неоспоримость. Выделяют следующие правовые принципы предпринимательства: принцип экономической свободы предпринимательской деятельности, принцип признания многообразия и юридического равенства форм собственности, принцип единого экономического пространства, конституционный принцип справедливости, принцип свободы конкуренции и недопущения экономической деятельности и принцип законности.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.; с учетом поправок, внесенных N6-OK3 от 30.12.2008, N7-OK3 от 30.12.2008, N2-OK3 от 05.02.2014, N11-ФКЗ от 21.07.2014 // СЗ РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
- Гражданский кодеке Российской Федерации. Часть 1: федер. Закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.