Институт алиментных обязательств является одним из самых проработанных и детализированных институтов семейного законодательства. Как указывает О. Ю. Косова, это «свидетельствует о социальной ценности права членов семьи на получение содержания. Однако социальная значимость этого права утрачивается, если оно не может быть осуществлено» [3, с. 203]. Гражданским процессуальным законодательством установлен механизм осуществления права алиментополучателя на взыскание алиментов с обязанного лица, вместе с тем, как справедливо отмечает З. В. Ромовская, «реализация государственного принуждения органически связана с исполнением решения, без чего и свершившейся правовой защиты быть не может» [5, с. 9].
Исполнение решений суда о взыскании алиментов в настоящее время, на наш взгляд, сталкивается с определенными трудностями. Помимо того, что сами по себе правоотношения в сфере алиментирования, как правило, носят конфликтный характер, имеют место и случаи уклонения алиментообязанного лица от уплаты алиментов на содержание алиментополучателя. Но не только действия со стороны должника препятствуют алиментополучателю в реализации права на получение алиментов, но и нарушения со стороны органов, отвечающих за исполнение решений суда. Так, в своем исследовании В. Е. Хохлова и И. А. Хохлов отмечают, что в процессе исполнения решений судов о взыскании алиментов имеются различного рода нарушения, а именно: несвоевременность возбуждения уголовных дел; недобросовестность судебных приставов при исполнении решений судов, в том числе, злоупотребление своими служебными обязанностями; волокита; недооценка руководителями факта уклонения их работников — должниками по уплате алиментов от их уплаты; отсутствие формирования вокруг должников негативного общественного мнения [7, с. 80].
Федеральным законом «Об исполнительном производстве» установлены меры, принимаемые к должникам, призванные стимулировать последних как к надлежащему исполнению обязательства по уплате алиментов, так и к погашению образовавшихся задолженностей по исполнительным производствам. К таким мерам законом отнесены: запрет на регистрационные действия с имуществом; временное ограничение на выезд должника из Российской Федерации (статья 67 Федерального закона); временное ограничение на пользование должником специальным правом (статья 67.1 Федерального закона).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве» применение к должнику мер по временному ограничению на выезд из Российской Федерации, применительно к исполнению решений о взыскании алиментов, осуществляется в случае, если сумма задолженности по такому исполнительному документу превышает 10 000 рублей. Судебный пристав-исполнитель выносит постановление о применении меры по временному ограничению на выезд должника из Российской Федерации по заявлению взыскателя, либо по собственной инициативе. В аналогичном порядке применяется к должнику и мера по временному ограничению пользования специальным правом, предоставленном последнему [6].
Ограничение на выезд из страны имеет правовой статус исполнительного действия, что открывает возможность его применения в отношении неограниченного количества должников по алиментам в отличие от мер принудительного исполнения (мер принуждения) [1].
Вместе с тем, нельзя констатировать, что применение вышеуказанных мер воздействия существенным образом исправляет ситуацию в случае уклонения лица от уплаты алиментов.
Так, согласно статистическим данным Управления Федеральной службы судебных приставов [2], в 2016 году вынесено 2255407 постановлений о временном ограничении на выезд должников из Российской Федерации, при этом в отношении должников по алиментным обязательствам вынесено 646 445 постановлений, общая сумма взыскания по исполнительным документам которых составила 127733778 рублей. При этом, должником исполнено требование исполнительного документа в результате установленного ограничения на выезд в 204741 случае, а должниками по алиментным обязательствам ликвидированы задолженности на общую сумму 4845139 рублей. В 2017 году вынесено 3394124 постановлений о временном ограничении на выезд должников из Российской Федерации, из которых в отношении должников по алиментным обязательствам вынесено 797 548 постановлений. При этом, количество должников, которыми исполнены требования исполнительного документа о взыскании алиментов в результате установленного ограничения на выезд составило 9747 человек. За шесть месяцев 2018 года вынесено 2683824 постановлений о временном ограничении на выезд должников из Российской Федерации, в том числе в отношении должников по алиментным обязательствам вынесено 508 857 постановлений. Вместе с тем, количество должников, которыми исполнены требования исполнительного документа о взыскании алиментов в результате установленного ограничения на выезд составило всего 3175 человек.
Как мы можем наблюдать, количество постановлений об ограничении на выезд должников из Российской Федерации увеличивается с каждым годом, в то время как количество исполнительных документов о взыскании алиментов, требования по которым исполняются должниками в результате применения данной меры, неуклонно сокращается, в связи с чем, следует признать, что указанная мера не может быть признана действенной.
Что касается меры по временному ограничению пользования специальным правом, предоставленном должнику, то в 2017 году общее количество исполнительных производств, в рамках которых применено временное ограничение на пользование должниками специальным правом составило 174 155 штук, в том числе по исполнительным документам о взыскании алиментов — 118 814. При этом, общая взысканная сумма по оконченным и неоконченным исполнительным производствам, в период действия постановления о временном ограничении на пользовании должниками специальным правом составила 1916979 рублей, а по исполнительным документам о взыскании алиментов — 1302681 рубль. За первое полугодие 2018 г. общее количество исполнительных производств, в рамках которых применено временное ограничение на пользование должниками специальным правом составляет 48 945 штук, в том числе по исполнительным документам о взыскании алиментов — 28 877. При этом, общая взысканная сумма по оконченным и неоконченным исполнительным производствам, в период действия постановления о временном ограничении на пользовании должниками специальным правом составила 1667599 рублей, а по исполнительным документам о взыскании алиментов — 922551 рубль.
Таким образом, исходя из приведённой статистики, мы можем сделать вывод о том, что мера по временному ограничению пользования специальным правом является более действенной по отношению к мере по временному ограничению на выезд должников из Российской Федерации. Вместе с тем, следует также отметить, что несмотря на широкое применение указанных мер воздействия, количество должников, на которых они побуждают к исполнению обязательств неуклонно снижается, в связи с чем неоднократно высказывались мнения о необходимости дополнения существующих мер воздействия на должников.
В своих исследованиях О. В. Ванюхин указывает, что «методика, основанная на побуждении … уплатить алименты, погасить долг при помощи временного ограничения в пользовании гражданскими правами, предусмотренными законом, позволяет совершенствовать порядок принудительного взыскания средств на содержание несовершеннолетних детей…» [1], однако, на наш взгляд, применение этих мер недостаточно. В литературе предлагается, помимо установленных законом мер принуждения, ввести также в данном качестве такие меры как отказ в ипотеке и в выдаче кредитов, приостановление действия загранпаспорта, охотничьего билета [4, с. 248].
Таким образом, следует признать, что на практике взыскание алиментов в принудительном порядке сталкивается с противодействием со стороны должников, при этом, правовых мер, стимулирующих алиментообязаных лиц к выплате алиментов в установленном судом размере и недопущении образования задолженности, явно недостаточно.
На наш взгляд, только комплексное применение мер воздействия на алиментнообязанных лиц, допустивших образование задолженности по выплате алиментов, а также лиц, уклоняющихся от их уплаты, будет гарантом обеспечение надлежащего исполнения решений судов о взыскании алиментов. Следует особо отметить, что взыскание алиментов с лиц, уклоняющихся от их уплаты носит весьма проблемный характер, в связи с чем, необходимо разработать комплексный подход к решению вопроса о применении мер воздействия на лиц, допускающих образование задолженности по выплате алиментов, укрывающих часть своих доходов, а также иными способами уклоняющихся от исполнения обязанности по содержанию членов семьи, в особенности, несовершеннолетних детей. На наш взгляд, необходимо обеспечить введение в действие дополнительных мер воздействия, направленных на обеспечение фактического исполнения решений судов о взыскании алиментов, а также создать комплекс мер пресечения противоправного поведения алиментнообязанных лиц.
Литература:
1. Ванюхин О. В. Совершенствование принудительного взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей // Исполнительное право. — 2015. — № 2. — С. 20–25. [Электронный ресурс] СПС Консультант Плюс.
2. Ведомственная статистическая отчетность Федеральной службы судебных приставов // Официальный сайт ФССП. URL: http://fssprus.ru/statistics/ (дата обращения: 01.08.2018).
3. Косова О. Ю. Право на содержание: семейно-правовой аспект. Право на содержание: семейно-правовой аспект. — Иркутск: ИПКПР ГП РФ, 2005. — 253 с.
4. Ласкова В. Г. Проблемные ситуации, связанные с взысканием алиментов на содержание несовершеннолетних детей // Вестник ЮГУ. — 2015. — № S3–2. — С. 247–249.
5. Ромовская З. В. Защита в советском семейном праве. — Львов. — 1985. — 160 с.
6. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2018). Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Российская газета», № 223, 06.10.2007, «Собрание законодательства РФ», 08.10.2007, № 41, ст. 4849, «Парламентская газета», № 131, 10.10.2007.
7. Хохлова В. Е., Хохлов И. А. Совершенствование законодательства о взыскании алиментов // Защита интересов семьи и прав несовершеннолетних / Под ред. М. В. Немытиной. Самара: Саратов. — 2000. — С. 80–85. (с. 80)