ФГОС ДО нацелен на реализацию принципа открытости детского сада для родителей. Законные представители наряду с педагогами ДОО принимают участие в создании условий для полноценного развития дошкольника, чтобы не упустить важнейший и ответственный период в развитии его личности.
С целью активного вовлечения законных представителей в образовательную деятельность мы используем формы, предполагающие обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями:
– создание и реализация образовательных проектов;
– организация досуговой деятельности;
– организация работы в творческих мастерских;
– участие в социально-значимых акциях.
Основная цель проектного метода — формирование социальной компетентности дошкольников посредством совместной проектной деятельности детского сада и семьи.
В нашей группе реализованы следующие педагогические и исследовательские проекты:
– педагогический проект «У нас в гостях Лисичка, хитрая малышка…» (первая младшая группа), направленный на изучение проблемы: «Мы хотим скорей узнать, кто такая лисичка и как с ней играть?»;
– педагогический проект «Матрёшки — крошки» (вторая младшая группа), позволивший детям узнать: кто такая Матрёшка, когда она появилась, из чего делают русскую игрушку, в чем секрет деревянной куколки, как играть с Матрёшкой. В 2016 году проект награжден диплом лауреата III степени патриотического конкурса «Край родной — навек любимый»;
– педагогический проект «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» (средняя группа), в ходе которого были решены такие проблемы: отсутствие у некоторых девочек нежности, скромности, терпения, умения мирно разрешать конфликтные ситуации; неумение самостоятельно распределять трудовые обязанности и договариваться в игре, распределяя роли; расширены знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек;
– педагогический проект «Книга — наш друг» (старшая группа), позволивший решить проблему ослабевающего интереса к художественной литературе;
– 2016 год — муниципальный этап регионального конкурса «Мир науки глазами детей» (МБДОУ ДС № 10), Исаев Лев, исследовательский проект «Что такое наука?» — победитель.
– педагогический проект «Страницы семейного альбома» (подготовительная к школе группа), задачи которого — воспитание патриотических чувств дошкольников, сохранение памяти о годах ВОВ, и гордости за подвиг русского народа.
Воспитанники группы при поддержке взрослых приняли активное участие в региональном проекте «Физическое воспитание детей дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) — («Навстречу комплексу ГТО»).
Организация театральной деятельности оказалась самой полезной, но и самой трудной, потому что совместные мероприятия позволяют родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие.
Родители не только гости на праздниках («Осень снова к нам пришла», «Новогодняя сказка», «Здравствуй школа, прощай детский сад», «Этот День Победы» и другие). Взрослые обсуждают сценарий, украшают зал, принимают непосредственное участие в танцах, показывая свои театральные способности.
Выставки совместного творчества стали уже традиционными, но по-прежнему вызывают огромный интерес детей и желание мам и пап заниматься со своими детьми изобразительным искусством.
Творческие мастерские можно отнести к нетрадиционной познавательно-досуговой форме организации взаимоотношений педагогов и родителей, основная цель работы которых — это укрепление детско-родительских отношений через организацию совместной творческой деятельности.
В прошедшем 2016–2017 учебном году под руководством педагогов в нашей группе была организована работа в творческих мастерских «Мастерим для папы», «Голубь мира». Вместе выполненные работы детей и родителей мы используем в выставках, социально-значимых акций, которые направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей. Воспитанники и родители нашей группы приняли участие в таких социально-значимых акциях как: «За здоровьем на велосипеде», «Марш Скорби», «Дерево Памяти», «ГТО шагает по стране», «Голубь мира», «Береги здоровье смолоду», в ходе реализации которых решались следующие задачи: привлечь внимания общественности к истории и победе советского народа в Великой Отечественной войне; предоставить возможность дошкольникам и родителям выразить патриотические чувства, связанные с пониманием ценности памяти о Великой Отечественной войне 1941–1945 г.г.; формировать у дошкольников физических и волевых качеств, воспитание ценностного отношения к своему здоровью; привлечь внимания общественности к Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне».
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась благоприятная и слаженная система взаимодействия с родителями: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Таким образом, сотрудничество семьи и ДОУ мы наполнили смыслом, в котором родители стали участниками образовательной деятельности, искренне проявляют интерес к жизни детского сада, выражают восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживают своего ребенка с целью воспитания и передачи семейных ценностей подрастающему поколению. Участие в жизни детского сада сблизило педагогов, родителей и детей, подружило семьи. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи подрастающему поколению, а иногда просто поучиться.
Литература:
1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. — М., 2009. — 126 с.
2. Акентьева Т. «Качественное время» семьи. — Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал № 5. 2010. — 86 с.
3. Арнаутова, Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е. П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. — 2004. -№ 4. — с. 23–35.
4. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 144с. — (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). — 245 с.
5. Дошкольное образование. Словарь терминов /Сост. Виноградова Н. А. и др. — М.: Айрис — пресс, 2005. — 315 с.
6. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». — 212 с.