Проблемная ситуация — одна из закономерностей процессов мышления, его начальный момент. В статье рассматриваются особенности развития понятийного мышления, условия для создания проблемных ситуаций.
Ключевые слова: понятийное мышление, проблемная ситуация, познавательная деятельность.
«Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс», — говорил Рубинштейн. Там, где нет проблемной ситуации, там нет и мышления в строгом смысле слова.
Особенностью развития понятийного мышления детей младшего школьного возраста выступает переход познавательных психических процессов ребенка на более высокий уровень. В младшем школьном возрасте меняется и переформировывается мышление ребенка. Учебная деятельность детей, направленная на изучение комплекса научных понятий, поднимается на более высокую ступень и влечет за собой перестройку памяти и восприятия. Одной из актуальных задач в требованиях образовательных стандартов выступает формирование понятийного мышления.
Теоретическое понятийное мышление — вид мышления, при использовании которого ребенок обращается к понятиям, суждениям, умозаключениям.
Изучением понятийного мышления младших школьников занимались такие отечественные ученые как: Выготский Л. С., Рубинштейн С. Л., Костюк Г. С., Менчинская Н. А., Леонтьев А. Н., Эльконин Д. Б. и др.
Формирование понятийного мышления может способствовать пониманию объективного мира, других людей, самого себя. Развитие понятийного мышления дает возможность упорядочить, анализировать и систематизировать полученную информацию, относить ее по категориям, а также делать выводы и заключения.
В процессе вовлечения в учебную деятельность школьник приобщается к системе научных понятий, его умозаключения закрепляются наглядно, в связи с чем, формируются основы понятийного или теоретического мышления.
С развитием мышления дети младшего школьного возраста становятся способными использовать анализ, внутренний план действий, рефлексию. Овладение анализом начинается с умения выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки. Внутренний план действий способствует восприятию условий задачи, выделять главное и второстепенное, планировать ход решения, рассматривать возможные варианты. Способность к рефлексии развивается у детей при выполнении контроля и оценки.
Понятийное мышление развивается постепенно, его роль заключается в том, чтобы ребенок усвоил основы школьных знаний. Понятийное мышление заключается не только в знании большинства понятий, а его умение работать с любым из них, умении активизировать поиск в проблемной ситуации, систематизировать полученную информацию. В итоге у ученика формируется психологическая ориентировка в понятиях, а именно: какова структура и содержание понятия; какие связи объединяют отдельные понятия в систему; в каком подчинении понятия находятся между собой и др.
Проблемой детей младшего школьного возраста выступает недостаточный уровень сформированности понятийного мышления, бедный словарный запас.
По данным современного психолога М. А. Холодной, понятийные структуры выступают интегральными когнитивными образованиями, в составе которых могут быть выделены следующие когнитивные компоненты: 1) визуально-пространственный; 2) словесно-речевой; 3) чувственно-сенсорный; 4) мнемический; 5) операционально-логический; 6) аттенционный.
Приемами понятийного мышления выступают: сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение. Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который применяется для решения задачи, выступают не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Развитие понятийного мышления младших школьников, формирование познавательных учебных действий зависит от уровня оперативного, понятийного, теоретического мышления.
Специфика развития понятийного мышления у младших школьников обоснована образовательной программой, развитием психики учеников, научно-методической подготовкой учителя.
Чтобы обучать проблемно, учителю необходимо знать различные типы проблемных ситуаций и пути их создания для каждого учебного предмета. Как свидетельствуют исследования психологов, учитель должен уметь создавать на уроках последовательную систему проблемных ситуаций, которая является необходимым условием развития интереса учащихся. Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития познавательных процессов и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т. д.
В роли одного из главных компонентов проблемной ситуации психологи выделяют неизвестное, раскрываемое в проблемной ситуации. Уже факт столкновения с трудностью предложенного задания при помощи имеющихся знаний и способов рождает потребность в новом знании.
Эта потребность является основным условием возникновения проблемной ситуации и одним из главных ее компонентов.
В качестве еще одного компонента проблемной ситуации выделяют интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт.
Таким образом, в психологическую структуру проблемной ситуации входят следующие три компонента: неизвестное достигаемое значение или способ действия, познавательная потребность, побуждающая человека к интеллектуальной деятельности и интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт.
Активность мышления и интерес учащихся к изучаемому вопросу возникает в проблемной ситуации, даже если проблему ставит и решает учитель. Но высшей уровень активности достигается, когда ученик в возникшей ситуации сам формирует проблему, выдвигает предположение, обосновывает гипотезу, доказывает ее и проверяет правильность решения проблемы.
А для этого деятельность ученика должна быть организуемой учителем на всех этапах учения. Познавательный интерес к учебному материалу, вызванный проблемной ситуацией, не у всех учащихся одинаков. Для усиления этого интереса учитель стремится создать на уроке повышенный эмоциональный настрой, применяя особые методические приемы эмоционального воздействия на учащихся перед или в процессе создания проблемной ситуации. Использование элементов новизны, эмоционального изложения учебного материала учителем являются важными способами формирования внутренней мотивации.
Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы. В проблемной ситуации ученик ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.
Таким образом, проблемная ситуация должна создаваться с учетом реальных противоречий, значимых для учащихся. Только в этом случае она является мощным источником мотивации познавательной деятельности школьников, активизирует их мышление, направляет его.
Литература:
1. Булатова О. В. Развитие мышления у первоклассников в зависимости от педагогических условий обучения / О. В. Булатова, В. И. Королева // IX Международная научно-практическая конференция «Современные концепции научных исследований (Россия, г. Москва, 27–30 декабря 2014 г.). — 2014. — № 9. — С. 33–37.
2. Зак А. З. Диагностика теоретического мышления у младших школьников / А. З. Зак // Психологическая наука и образование. — 1997. — № 2. — С. 36–41.
3. Психолого-педагогические условия развития понятийного мышления / сост. Э. Г. Гельфман, С. Н. Цымбал. — Томск: Изд-во Томского ГПУ; Изд-во Том. ун-та, 2003. — 240 с.
4. Холодная М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. — 2-е изд. — Спб.: Питер, 2002.-321 с.
5. Юдина Н. В. Понятийное мышление как разновидность познавательной деятельности//Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. -2006.-№ 3.- С. 112–117.