Организация исполнительной власти в субъектах Российской Федерации — одна из основных линий осуществления эффективной государственной политики в сфере социально-экономического развития страны. Анализ деятельности территориальных органов государственной власти в Республике Башкортостан обусловлен определением конституционно-правового статуса субъекта РФ после принятия Конституции Российской Федерацией в 1993 году. Согласно ст.78 Конституции Российской Федерации устанавливается право федеральных органов государственной власти создавать на территориях субъектов РФ, муниципальных образований свои территориальные органы и ставить федеральных должностных лиц, передавать органам исполнительной власти субъектов РФ осуществление части своих полномочий, а также право и обязанность Президента РФ и Правительства РФ обеспечивать осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ [1].
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти — это органы федеральной государственной власти «на местах». Они функционируют наравне с органами исполнительной власти субъектов РФ, а также наряду с органами исполнительной власти местного самоуправления, которые занимаются вопросами местного значения [2].
В Законе об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ говорится, что по предметам ведения РФ и предметам общего ведения РФ и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют «единую систему исполнительной власти в Российской Федерации» (ст. 17.3). Территориальные органы федеральных министерств и ведомств: суды, управления, отделы инспекции, министерства, посольства и др., подчинены вышестоящим федеральным органам. В частности, по Республике Башкортостан, высшим органам власти субъекта: Курултаю, Главе Республики Башкортостан, представительному органу муниципального образования, главе муниципального образования они не подчинены, хотя и расположены на их территориях.
Необходимость создания федеральными органами исполнительной власти своих территориальных органов в Республике Башкортостан, как субъекта РФ, вытекает из принципов суверенитета РФ на всей территории государства, единства государственной власти, федеративного устройства государства, разграничения предметов ведения и полномочий. Создание целостной системы территориальных органов федеральной исполнительной власти обусловлено задачами организации государственного управления на всей территории страны.
Итак, территориальные органы государственной власти в Республике Башкортостан в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, правовыми актами создавших их федеральных органов исполнительной власти, а также касающимися их деятельности нормативными правовыми актами Республики Башкортостан, принятыми в пределах их компетенции.
Территориальные органы подчиняются создавшим их федеральным органам и действуют под их непосредственным руководством. Они, не являясь федеральными органами исполнительной власти, представляют собой самостоятельные звенья системы этих органов, а не структурные подразделения их центральных аппаратов; признаются самостоятельными субъектами не только административного, но и гражданского права.
Анализ эффективности деятельности территориальных органов государственной власти в Республике Башкортостан включает в себя изучение и оценку социально-экономического развития региона. Это связано в первую очередь с тем, что территориальные органы федеральных органов власти нацелены на контроль и развитие тех территорий, где они функционируют. Территориальные органы участвуют в соответствии с профилем своей деятельности в выработке мер и способствуют государственному регулированию социально-экономического и административно-политического развития Республики Башкортостан, в анализе региональных программ; участвуют в совместной работе с органами исполнительной власти субъектов по разработке и реализации программ углубления экономических реформ по вопросам, касающимся сфер их деятельности; информируют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации о своей работе.
При этом важно, что важнейшей, интегральной целью социально-экономического развития Республики Башкортостан является совершенствование качества жизни граждан. Процесс улучшения и повышения качества жизни населения носит длительный характер, который состоит из трех основных аспектов:
– рост доходов, улучшение здоровья людей и повышение образовательного уровня;
– создание условий, содействующих в повышении самоуважения населения в последствии развития социальной, политической, экономической и институциональной систем, целью которого становится уважение человеческого достоинства;
– повышение степени частной свободы людей, в том числе их экономической свободы [5].
Последние два аспекта составляющие качество жизни получают популярность только в последние годы в экономической и политической науках, однако чаще всего они не берутся за основу при составлении оценки степени социально-экономического развития стран и регионов. Эта же тенденция наблюдается при определении этого развития и в Башкортостане.
Так, одним из важных показателей становится качество жизни населения, который отражает уровень как социального, так и экономического развития региона. Далее приведены общие данные развития Республики Башкортостан за 2010–2017 годы. Республика является не только экономически, но и политически устойчивым регионом в составе Российской Федерации, также это один из крупных сельскохозяйственных регионов по объему выпуска валовой сельскохозяйственной продукции, республика неизменно в рейтинге регионов России занимает места в первой тройке.
Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан в 2010–2016 годах характеризовалось неустойчивым экономическим ростом. Объем валового регионального продукта (далее — ВРП) в 2016 году по отношению к 2010 году увеличился в реальном выражении на 16,7 %.
Как пример, важно отметить, что за период 2010–2016 годов доходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан увеличились на 63,0 %, затраты возросли в 1,5 раза. За последние семь лет консолидированный бюджет Республики Башкортостан в первый раз осуществлен с профицитом 10,1 млрд. рублей (в 2010 году — дефицит 2,5 млрд. рублей). В республике ведется планомерная работа по увеличению доходного потенциала — доля доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан в общем объеме доходов консолидированных бюджетов Российской Федерации увеличилась с 1,83 % в 2010 году до 1,97 % в 2016 году. Однако при этом на низком уровне сохраняется объем доходов консолидированного бюджета региона на душу населения (47,9 тыс. рублей), но отмечается положительная тенденция к сокращению отставания от среднего значения по Российской Федерации в 2016 году — на 29,2 % [3].
В отраслевой структуре затрат по традиции преобладает социальная составляющая — 73,6 % (в 2010 году — 72,7 %). Все социальные обязательства при этом осуществляются вовремя и в полном объеме. Динамика важнейших показателей социально-экономического развития Республики Башкортостан в 2010–2016 годах представлена на основании официальной статистической информации, предоставляемой Территориальном органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан в рамках Республиканского заказа на статистические и информационно-аналитические работы, а также оперативной информации, представляемой республиканскими органами исполнительной власти.
Тезис о том, что социально-экономическое развитие региона как фактор эффективности деятельности территориальных органов государственной власти в Республике Башкортостан доказывает проведение мероприятий в сфере здравоохранения Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (далее — Росздравнадзора) по Республике Башкортостан.
Результаты работы Территориального органа Росздравнадзора по Республике Башкортостан за 2017 год указывают об увеличении действенности и эффективности государственного контроля (надзора).
Выполнение ежегодного плана проведения Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Башкортостан плановых проверок за 2017 год составило 100 %. Увеличился охват подконтрольных организаций и составил 10,6 %, в 2016 году — 10,2 %.
Контрольно-надзорные мероприятия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2017 году были организованы и проведены Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Башкортостан в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В 2016 году выявляемость правонарушений в сфере охраны здоровья составила 65,7 %. Доля организаций, в которых выявлялись правонарушения, увеличилась до 67,6 % (в 2014 г. — 65,8 %).
По результатам контрольных мероприятий назначено административных штрафов на сумму более 2 миллионов рублей, что в 3,6 раза больше, чем в 2014 году. В 2016 году доля штрафов, уплаченных в бюджет, возросла с 57,4 % до 98,1 % [4].
Таким образом, представленные итоги деятельности Территориального органа Росздравнадзора по Республике Башкортостан в 2015 году свидетельствуют о повышении эффективности государственного контроля в сфере охраны здоровья и усилении комплексных мер воздействия государства при выявлении нарушений обязательных требований, связанных с правами граждан в сфере охраны здоровья.Возложенные на Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Башкортостан полномочия в 2015 году исполнялись в полном объеме.
Основной целью контрольных мероприятий Территориального органа Росздравнадзора по Республике Башкортостан на 2017 год является защита прав и интересов граждан России в сфере здравоохранения посредством контроля за соблюдением законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими деятельности в сфере здравоохранения. Деятельность Территориального органа Росздравнадзора по Республике Башкортостан по совершенствованию государственного контроля в установленной сфере деятельности в 2016 году будет осуществляться по следующим направлениям.
Таким образом, устойчивое развитие региона с точки зрения функциональности территориальных органов федеральных органов власти базируется на четырех составляющих: социальная сфера, экономика, окружающая среда, институциональная сфера. Последняя включает законодательные акты и организационные структуры, целью которых является поддержка процессов устойчивого развития.
К принципам управления устойчивым развитием субъектов Российской Федерации территориальными органами власти относятся:
– природоохранный принцип (безусловный ориентир на не превышение предельно допустимых уровней антропогенного воздействия на экосистемы);
– системность (всестороннее рассмотрение проблем, выработка планов действий и их осуществление с учетом экономической, экологической и социальной составляющих);
– целевая направленность (выработка целевой установки и соответствующее построение планов и действий с ориентацией на данную цель);
– процессуальность (понимание стратегии устойчивого развития как процесса активных долгосрочных действий, а не просто разработка документа с таким названием);
– партнерство (коллективная работа всех участников процесса стабильного развития, включая представителей государственных и местных органов власти, бизнеса, общественных организаций, научного сообщества);
– равенство поколений (улучшение качества человеческой жизни для нынешнего и будущего поколений);
– открытость и прозрачность планов и действий в рамках процесса устойчивого развития [5].
Отсюда следует, что управление устойчивым развитием региона направленно на достижение следующих целей:
– экологических (поддержка уровня продуктивности экосистем и сохранение биоразнообразия);
– экономических (удовлетворение базовых потребностей общества, создание механизмов справедливого распределения ресурсов, увеличение производства общественно полезных товаров и услуг);
– социальных (культурный плюрализм, институциональная устойчивость, социальная справедливость, участие всех групп населения в процессе принятия решений).
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что территориальные органы федеральных органов власти по Республике Башкортостан осуществляя исполнительно-распорядительную деятельность в пределах своей компетенции способствуют социально-экономическому развитию региона.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
- Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В. Д. Зорькина, Л. В. Лазарева. Режим доступа: http://kommentarii.org/konstitutc/index.html. — Дата обращения 06.08.2018г.
- Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан Режим доступа: http://bashstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/bashstat/ru/reporting/statistical_reports/reg_form_blanks/. — Дата обращения 09.08.2018г.
- Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзора) по Республике Башкортостан. Режим доступа: http://03reg.roszdravnadzor.ru/about/info. — Дата обращения 09.08.2018г.
- Управление территориальным развитием: учеб. пособие / Л. С. Валинурова, Л. Г. Ахтариева, Н. З. Мазур. — Уфа: БАГСУ, 2012. — 116 с.