Важным компонентом бюджетного процесса считается финансовый контроль, который гарантирует результативное функционирование государственной финансовой системы.
Ключевые слова: контроль, финансовый контроль, эффективность, бюджетные средства.
Контроль — одна из существенный функций управленческого процесса, так как позволяет не только выявить и ликвидировать недостатки работы, но и дает стимул для продолжения деятельности. В связи с этим контроль в том или ином виде проявляется во многих сферах и процессах жизнедеятельности общества. Естественно, что в сфере финансов и бюджетных правоотношений он является одной из важных составляющих.
В настоящее время одним из значимых инструментов определения эффективности использования бюджетных средств является финансовый контроль.
Во всех цивилизованных странах должен присутствовать данный вид контроля, осуществляемый уполномоченными органами за соблюдением действующего законодательства, ведением финансовой документации, исполнением плана государственных доходов и расходов, а также за соблюдением общепризнанных норм права в ходе перемещения финансовых ресурсов органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.
В современной России государственный финансовый контроль представляет собой сложный процесс наблюдения, сопоставления, проверки и анализа различных сфер экономики. Финансовый контроль является частью финансовой деятельности государства и выполняет координирующую роль на всех уровнях реализации государством его контрольной функции.
Шохин С. О. рассматривает финансовый контроль как «межотраслевую систему организации надзорных функций с контрольными функциями государственных и общественных органов за процессами финансовой и хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций для получения реальных оценок экономической эффективности их финансово-хозяйственной деятельности, установления легитимности и оптимальности финансово-хозяйственных операций и поиск имеющихся резервов доходов государственного бюджета» [2].
Именно финансовый контроль обеспечивает надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности. Главная цель государственного финансового контроля заключается в том, чтобы гарантировать эффективность процесса образования и расходования денежных средств, находящихся в руках государства.
В настоящей экономической ситуации все острее стоит проблема повышения эффективности бюджетного контроля на всех уровнях системы. В условиях прогнозируемого бюджетного дефицита необходимо наиболее рациональным образом организовать процесс расходования государственных средств, чтобы не допустить применения различного рода коррупционных схем в бюджетных правоотношениях. Поэтому финансовый контроль в современных условиях следует рассматривать как один из инструментов определения эффективности использования бюджетных средств и поддержания финансовой дисциплины на всех стадиях бюджетного процесса.
Государственный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий и является неотъемлемой частью управления финансовыми общественными ресурсами. Объектом контроля является деятельность государственных органов и бюджетных учреждений по управлению вверенными им ресурсами.
Финансовый контроль осуществляется органами государственной власти и управления, а также специальными контрольными органами в целях проверки законности и целесообразности действий государства и хозяйствующих субъектов в процессе образования, распределения и использования денежных средств. Основными органами финансового контроля в Российской Федерации являются: Счётная палата Российской Федерации (осуществляющая внешний контроль), Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации (Казначейство — внутренний аудит).
Законодатель обозначил, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения [1].
Все контрольно-ревизионные мероприятия основываются на принципах законности, эффективности, объективности, независимости, открытости, гласности.
Между тем, нормы, регулирующие бюджетный контроль, организацию и порядок проведения, общие цели, задачи и принципы осуществления финансового контроля, характеристику его форм и методов являются составной частью бюджетного (финансового) права [3].
Ведущей целью финансового контроля является ни столько выявление правонарушений в бюджетной сфере, сколько анализ деятельности организаций с целью повышения финансовой грамотности, предотвращение ошибок в дальнейшем, разумность в распределении и расходовании бюджетных средств государства. А ориентир финансового права — совершенствование государственными органами правовой базы, структуризация нормативных документов, определение чёткой функциональности контрольно-ревизионных органов.
Достижение вышеуказанных целей требует постоянного совершенствования посредством внесения изменений в законодательные акты различных уровней и создания единого контролирующего органа.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1998.
- Мурина Т. Н. Финансовый контроль в системе финансового права РФ — Актуальные проблемы Российского права, 2012. № 1. С. 77–88.
- Шохин С. О. Бюджетно-финансовый контроль в России. М.: Прометей, 1995.